Управление Вентспилсского свободного порта и Вентспилсская городская дума решили увековечить память об инженере Мечиславе Шистовском, учитывая его вклад в развитие порта. Шистовский руководил строительными работами в Вентспилсском порту в 1903–1906 годах, в период особенно бурного его развития, в том числе проектировал и руководил строительством обоих молов.

Письмо из Польши

С инициативой об увековечении памяти об инженере Мечиславе Шистовском к руководству Вентс­пилсского городского самоуправления обратились его родственница Мария Хушча-Винецкая и её сын Едржей Винецкий. В письме из Польши, адресованном председателю гордумы Айвару Лембергу, содержится напоминание о том, что Мечислав Шистовский жил и работал в Вентспилсе на рубеже XIX и XX столетий, руководил стройработами в порту, в том числе проектировал молы. Авторы письма предложили самоуправлению увековечить память о Шистовском в городской среде, заверив, что сами готовы активно включиться в подготовительные работы.

Инициативу поддержал Вентс­пилсский музей, назвав Шистовского известной личностью в истории Вентспилса. С 1903 года он руководил стройработами в Вентспилсском порту. Управляющий Вентспилсским свободным портом (ВСП) Имант Сармулис, в свою очередь, ссылается на изданную в 1937 году книгу старшего инженера Вентспилсского порта Нестора Берзиня Обзор строительства и содержания водных путей к 1 апреля 1937 года. IV часть. Вентс­пилсский порт. В книгу включены фотографии, рисунки, а Шистовский в ней отмечен как проектировщик и руководитель строительства обоих молов. Значение спроектированных Шистовским объектов трудно переоценить, поскольку Южный мол после завершения его строительства в 1904 году стал первым гидротехническим сооружением, эффективно выполняющим функции мола, и послужил основой для нынешнего Южного мола, – отмечает Сармулис.

Увековечат память

До сих пор имеющаяся в распоряжении Вентспилсского музея информация о Мечиславе Шистовском была неполной. Инженер оказался вовлечённым в револю­ционное движение 1905 года и в 1906 году был временно арестован и отстранён от всех должностей. На этом информация о Шистовском прерывается, и лишь в 1936 году газета Вентас Балсс написала о том, что Вентспилс на яхте посетил один из его сыновей, однако никакой более подробной информации о самом Шистовском в публикации не было.

Теперь появилась возможность восполнить информационный пробел об одном из создателей Вентс­пилсского порта, – считает музей, предлагая разные варианты увековечивания памяти об инженере: разместить информацию о нём на памятной доске у Южного мола; поместить более подробные сведения в одном из зданий Портовых мастерских, если там будет предус­мотрено место для отражения истории порта; назвать именем Мечислава Шистовского один из новых буксиров, если таковые поступят в Вентспилсский порт. Прецеденты такого увековечивания в порту имеются: в начале ХХ века землесос в Вентспилсском порту был назван именем инженера Гус­тава Боле, который разработал проект углубления порта. В своё время была возможность увековечить и имя Шистовского в названии одного из портовых буксиров, однако решения приняли в пользу Теодора Спаде и Вентспилса, – вспоминают сотрудники музея.

Комиссия по развитию города, рассмотрев в начале этого года вопрос об увековечении памяти инженера Шистовского, концеп­туально поддержала идею о создании памятного места с информа­цией о Мечиславе Шистовском. Как будет выглядеть мемориал и где он будет расположен, – об этом следует принять отдельное решение.

Годы жизни

Родственники Шистовского прислали его жизнеописание, сделанное Лехом Круликовским из Института физической культуры и туризма в Прушкове. Упоминание имени Шистовского в связи с Латвией и Вентспилсом он обнаружил, работая в Латвийском государственном центральном архиве в Риге. В руки исследователя попало письмо Курземского генералгубернатора Балтийскому генерал-губернатору, датированное 28 марта 1906 года, в котором содержится такой фрагмент: «В конце прошлого года, во время волнений в Виндаве (ныне – Вентс­пилс), своими антигосударственными действиями особенно выделился начальник работ в Вин­давском порту, статский советник М. А. Шистовский…»

Мечислав Аугуст Шистовский родился 17 июля 1852 года в имении Михалово в Беларуси, в семье польских шляхтичей, крещён в римско-католической церкви. Будущий инженер рос в белорусской, литовской и латышской среде. Образование по программе средней школы он получил дома, не посещая учебного заведения. В 1869 году был записан в Политехнический подготовительный класс в Риге, где спустя год начал учёбу на инженерном факультете. Рижскую политехническую школу он закончил с отличием в 1874 году, получив профессию инженера.

Однако диплом частной Рижской политехнической школы не давал ему права работать в правительственном элитарном Корпусе инженеров транспорта, куда принимали только выпускников государственных вузов. И Шистовский продолжил образование в Париже, в знаменитой Школе дорог и мостов. На берегах Сены студент связался с местной польской эмиграцией и был принят в Польское общество естественных наук в Париже, с которым ещё долгие годы сотрудничал после возвращения в Россию. В издании Польского общества естественных наук Шистовский опубликовал несколько своих исследований, тем самым получив популярность. В 1877 году он закончил Школу дорог и мостов. 

Инженер всегда мечтал работать на государственной службе, где надеялся осуществить свои грандиозные проекты. После окончания учёбы в Париже ему предложили 6-летний контракт в Японии с жалованьем 15 000 франков. Однако молодой специалист не воспользовался предложением и вернулся в Россию. Чтобы получить работу на государственной должности, требовался диплом государственного вуза России. И Шистовскому пришлось снова стать студентом – на сей раз Петербургского института инженеров транспорта. В 1879 году он получил третий в своей жизни диплом инженера и был зачислен в Департамент дорожного и водного транспорта.

Профессиональную карьеру Шистовский начал в институте, который только что закончил. Директор института Владимир Соболевский, отметив способности одарённого инженера, пригласил его на должность ассистента, которую он занимал до 1882 года. Работая в институте, Шистовский сконструировал деревянную самодействующую дамбу, за которую получил медаль на выставке в Москве. Поднимаясь по карьерной лестнице, Шистовский начал преподавать в институте, но вскоре получил новое задание – исследовать проблемы водных путей Российской империи. Он был также экспертом министра транспорта. В 1887 году награждён орденом св. Станислава 3-й степени.

Назначение в Вентспилс

По состоянию здоровья Шистовский в 1887 году уехал в Балтию. Его первым рабочим местом за пределами Санкт-Петербурга стал Рижский порт, где он руководил строительными работами. Ему принадлежит проект регуляции Даугавы на отрезке от железнодорожного моста до дельты реки. В ходе работ было впервые применено укрепление речного дна от вымывания течением с помощью фашин. Это было грандиозное достижение, поскольку работы велись при сильном течении на глубине 15 метров!

Очередным местом работы инженера Шистовского стал Вентспилс, где на рубеже XIX и XX веков проживало, по утверждению автора жизнеописания, 7 150 жителей. 22 сентября 1893 года Шистовский назначен начальником строительных работ в Вентспилсском порту. В этой должности он проработал 14 лет, способствуя развитию порта и превращению его из малозначительного в современный порт средних размеров, который соединила с Москвой железная дорога.

Инженер руководил работами по углублению и расширению акватории порта, защите его от заносов. Он полностью перепроектировал и перестроил порт, использовав технические решения, за которые был удостоен золотой медали на Морской выставке в Риге в 1901 году. План перестройки и расширения порта включал в себя строительство Южного мола длиной 1 600 м, Северного мола длиной 2 140 м, создание русла Венты шириной 160 м и глубиной 7,7 м. Главным назначением Южного мола была защита порта от песчаных заносов, а Северного – защита порта от ледовых масс, которые заталкивали в дельту Венты сильные северные ветры. Между концами молов был оставлен вход в аванпорт шириной 320 м.

Интересны финансовые расчёты строительства молов. Все работы Шистовский оценил в 3 750 000 рублей, из которых 3 125 000 рублей предусматривалось потратить на строительство, а 625 000 рублей – на машины и оборудование. Это была невообразимо дешёвая смета благодаря оригинальному решению конструкций мола по авторскому проекту Шистовского. За этот проект он был награждён на выставке в Риге в 1901 году. Один погонный метр его конструкции мола обошёлся в 705 рублей, в то время как стоимость конструкций мола в Лиепайском порту составляла 2 820 рублей.

Первый этап модернизации и строительства Вентспилсского порта завершился в 1905 году. Следующему этапу, рассчитанному на несколько лет, не было суждено осуществиться из-за политических событий, всколыхнувших империю Романовых. Как уже упоминалось, в эти события оказался втянутым и сам Мечислав Шистовский, что стоило ему карьеры. Помимо строи­тельства Вентспилсского порта, Шистовский также руководил судоходством на Венте. По его проекту река стала судоходной на участке от Кулдиги до Вентспилса. Будучи поляком и католиком, он также руководил строительством Вентс­пилсского католического костёла.

Шистовский провёл остаток жизни в семейном имении на территории современной Беларуси, недалеко от Минска. Последнее упоминание имени Шистовского датировано 3 февраля 1915 года. Точная дата его смерти не найдена ни в одном официальном документе. У Шистовского и его жены Владиславы было пятеро детей – две дочери и три сына. Трое детей родились в Риге, двое – в Вентспилсе.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: