В этом месяце началось активное строительство ветропарка Таргале. Однако жители подозревают, что оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) должным образом не проводилась.

После длительного периода бездействия события вокруг ветропарка Таргале, изначально разрабатывавшегося ООО TCK, начали стремительно развиваться. В марте проект приобрела эстонская группа энергопредприятий Utilitas, а уже в апреле началось строительство.

Как сообщает Utilitas, в ходе первой очереди идёт подготовка территории под установку 14 ветряных турбин. Будут построены сваи и фундаменты, проложены дороги и кабели общего пользования, заземляющие сети. Между тем, установка самих турбин будет осуществляться на втором этапе строительства, и следующей осенью ветропарк сдадут в эксплуатацию. Мощность каждой турбины составляет 4,2 МВт, а общая мощность ветряной электростанции – 58,8 МВт. Максимальная высота турбин достигает 152 метра.

Однако инициативная группа жителей Против ветряных турбин в Северной Курземе высказала подозрение, что во время разработки проекта были предприняты действия, дабы избежать разработки ОВОС. Жители напоминают, что вначале планировалась единая ветряная электростанция Таргале, которая позже была разделена на два ветропарка – Северный ветер и Южный парк В 2012 году оценка проводилась только применительно к Северному ветру. Возможно, разделение произошло намеренно, чтобы часть парка не подлежала ОВОС. Количество, мощность и высота ветрогенераторов также со временем менялись. Например, в детальном планировании указана мощность турбины 1,8 МВт, а позже в заключении говорилось, что номинальная мощность одной турбины будет достигать 3 МВт, в то время как Utilita заявила мощность 4,2 МВт. Следовательно, неясно, соответствует ли документация, разработанная и проанализированная в заключениях, включая оценку шума, воздействия на птиц, мерцания и пр., утверждённой строительной документации и утверждённому детальному планированию.

Теперь два парка снова объединены под первоначальным названием Таргале, и жители считают, что процедура ОВОС строительства ветропарков была проведена не полностью, искусственно разделив и исключив из оценки часть строящейся ветряной электростанции. Кроме того, непонятно, как сегодня можно полагаться на ОВОС 10-летней давности, поскольку среда и обстоятельства изменились. Инициативная группа жителей требует, чтобы ответственные государственные и местные инстанции незамедлительно оценили правомерность выданных разрешений на строительство и предприняли предусмотренные нормативными актами действия для пресечения незаконного строительства.

За процедуры ОВОС отвечает Государственное бюро надзора за окружающей средой (ГБНОС), у которого Вентас Балсс запросила разъяснений по поводу выраженной жителями озабоченности. Руководитель отдела оценки воздействия ГБНОС Ивета Егере считает, что всё было сделано правильно и никаких нарушений нет. На вопрос, почему Южный парк не прошёл ОВОС, несмотря на то что оба ветропарка прилегают к хуторам и населённым местам, Егере ответила: парк прошёл первоначальную оценку воздействия, которая является процедурой для принятия решения о необходимости проведения ОВОС, однако в результате оценки было решено не применять ОВОС к этому парку. Егере не дала конкретных обоснований для такого решения, а просто сослалась на нормы ст. 11 закона об ОВОС. Между тем, к Северному ветру ОВОС была применена, так как с учётом других ветропарков затронутые территории увеличатся и суммарно могут быть значительными. Оценка ожидаемых воздействий Северного ветра в рамках ОВОС проводилась не только для запланированных турбин в этом парке, но также для ветряков Южного парка и других существующих и планируемых ветропарков.

Мы также спросили, не сопряжены ли турбины большей мощности с повышенным уровнем шума, вибраций, распространения низких частот звука и инфразвука, большего воздействия на системы связи и т. д. Егере ответила, что более высокая мощность каждой турбины окажет незначительное влияние на окружающую среду, поскольку первоначальное количество турбин уменьшено.

Заместитель председателя Вентспилсской краевой думы Марис Дадзис также отмечает, что в настоящее время у самоуправления нет причин беспокоиться о каких-либо нарушениях в ходе реализации проекта. Дадзис поясняет, что существуют две разные процедуры – детальное планирование, которое контролируется муниципалитетом, и ОВОС, надзор за коим осуществляет ответственное государственное учреждение, ГБНОС. При разработке детального планирования у бюро запрашиваются необходимые заключения. Если они есть, а претензий с экологической точки зрения нет, то самоуправление утверждает детальное планирование и выдаёт разрешение на строительство. Дадзис не подозревает, что нужное заключение получено не было. Конечно, всё это произошло 10 лет назад, поэтому заключения и другие документы необходимо извлечь из архивов. Краевое самоуправление обещает сделать это, а также проинформировать общественность.

Вентас Балсс ещё ожидает ответов и от Utilitas, чтобы узнать, извлечёт ли компания сваи и бетонный фундамент после ввода ветропарка в эксплуатацию, а также какие датчики мерцающего света будут установлены на турбинах – белые, как в Платене, значительно нарушающие сон жителей, или более современные детекторы красного света, которые меньше беспокоят окружающих. Помимо этого, задано несколько вопросов о других проблемах. Газета также свяжется с другими экспертами в сфере окружающей среды, чтобы узнать их мнение о неприменении ОВОС к части ветропарка.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: