Лесовладельцы бьют тревогу, указывая, что в Брюсселе разрабатывается директива, которая с 2030 года запретит использование древесины, в том числе щепы, для производства энергии. Однако латвийские эксперты уверяют, что, по крайней мере, на данный момент причин для паники нет. И дрова, и щепу можно будет использовать для отопления и в будущем.
Брюссель дрова не запретит
3Организации лесовладельцев нескольких стран Северной Европы, включая Курземский союз лесовладельцев, направили в Европейскую комиссию, Европейский парламент и Швецию письмо с возражениями против Директивы о возобновляемых источниках энергии, к которой готовятся поправки. Лесовладельцы обеспокоены тем, что Евросоюз введёт запрет на использование дров и щепы в теплоснабжении. Учитывая, что в Латвии продукты леса являются одним из основных ресурсов для производства теплоэнергии, которая используется как в частных домах, так и в централизованных системах, в т. ч. в Вентспилсе и крае, новость вызвала бурю негодования и в обществе.
Лесовладельцы бьют тревогу, так как одна из версий, которая звучит в кабинетах Брюсселя, – с 2030 года прекратить использование первичной лесной биомассы для производства энергии. Такая директива будет означать, что любая продукция лесного хозяйства, в том числе низкокачественная древесина и щепа, будет запрещена. Беспокойство основано на дискуссии о том, что древесина и её биомасса могут лишиться статуса долгосрочного и возобновляемого ресурса. Это означает, что на них будут распространяться так называемые эмиссионные квоты.
Авторы письма считают, что такие решения могут сделать использование древесины в энергетике практически невозможным. Также отмечается, что Европарламент в основном принял решение и проголосовал «за». Поэтому мы должны учитывать тот факт, что при использовании древесины и биомассы в производстве энергии в будущем придётся платить налог на углекислый газ, или, другими словами, загрязнение воздуха.
Однако, по мнению лесовладельцев, дрова и древесная биомасса должны по-прежнему считаться возобновляемым ресурсом и, следовательно, не подвергаться негативному воздействию загрязнения и изменения климата. По мнению авторов письма, исключение древесины, наоборот, отрицательно скажется на климате.
Крестьянин Григорий Розенталс рассказал, что это вызвало бурную дискуссию среди лесовладельцев. При этом Розенталь указывает, что неясных вопросов в настоящее время больше, чем ясных, потому что непонятно, какое решение будет принято, или, по крайней мере, в его распоряжении нет такой информации. Он не скрывает своего скептицизма по отношению к политике Европейского зелёного курса в сфере энергетики и считает, что ранее Министерство охраны окружающей среды и регионального развития не учитывало влияние на национальную экономику. «Надо надеяться, что на данный момент, со сменой руководства министерства, в этой сфере все-таки наладится», – считает Розенталс.
Реакция общественности понятна, так как не хватает информации и ясности, как дальше регулировать использование древесины и её биомассы в энергетике, которая в Латвии является не только важным энергетическим ресурсом, но и экономически важной отраслью. Как поправки к этой директиве повлияют на Латвию, пока однозначно сказать нельзя, потому что вопрос сложен и зависит от различных переменных.
Вице-президент Латвийской федерации деревообрабатывающей промышленности Кристапс Клаусс подчёркивает, что поправки к существующей директиве не претендуют на регулирование того, что можно сжигать для получения энергии, а определяют, что признано устойчивым и возобновляемым ресурсом в Евросоюзе. Эта директива в первую очередь определяет субсидируемый энергетический сектор, не только древесину. Это будет влияющим фактором для тех производителей, которые являются участниками системы торговли квотами на выбросы. Однако это не коснётся напрямую тех, кто собирает в своём лесу дрова для топки печи или камина и не фигурирует ни в каких учётных системах, а значит, и в общем балансе государства.
Ещё один важный аспект заключается в том, будут ли правила применяться только к производству субсидируемой энергии, при которой поддержку, например, через компонент обязательных закупок, получает непосредственно производитель, и тогда она касается только когенерации. Это было бы меньшим риском для Латвии. Это также изначально было предложением Европейской комиссии, но Европарламент отклонил идею, расширив дискуссию, – рассказывает Клаусс. Если будут привлечены к дотационной энергии те котельные, которые получили дотации на инфраструктуру – любая поддержка считается субсидией, – то у нас проблемы, – считает Клаусс. Это связано с тем, что большая часть котельных на щепе, построенных муниципалитетами, получила больший или меньший грант. Кроме того, субсидии были получены и в 2022 году, когда многим пришлось резко перейти с газового ресурса на биомассу в централизованном теплоснабжении. Однако, если в выбросы будет включена только древесная биомасса непосредственно на субсидируемых энергетических установках большой мощности, то нет причин для беспокойства, т. к. будет когенерация.
Дискуссия продолжается, и её исход может включать различные комбинации.
Вклад Фонда поддержки СМИ из средств государственного бюджета Латвии. За содержание материала отвечает ООО "Вентас Балсс".
Комментарии (3)
Газ российский не покупайте, древесиной не топитесь. ИДИТЕ НА*УЙ
Про торф забыл упомянуть.
Ой, спасибо.