Модель управления портами является термином, о котором не думаем в повседневной жизни.

Не все знают, что именно благодаря введенной в Латвии в начале 90-х годов модели такие портовые города как Рига, Лиепая, безусловно, Вентспилс, а также самоуправления малых портов стали намного богаче и могут увереннее смотреть в будущее. Ценность имущества, созданного Управлением Вентспилсского свободного порта и принадлежащего Вентспилсскому самоуправлению, оценивается в более чем 100 млн латов.


В международной практике известны три основные модели управления портами. Первая – так называемое управление землей (landlord), при которой земля и портовая инфраструктура (причалы и другие гидросооружения) являются публичными и сдаются в аренду, а перегрузочные комплексы принадлежат частным компаниям. При второй, смешанной (tools) модели Управление порта распоряжается не только землей и инфраструктурой, но также частью перегрузочного оснащения. Наконец, третья модель – частный порт, в котором все принадлежит частному капиталу. Частные порты характерны для Великобритании. Смешанная модель управления встречается в портах Скандинавии.

Закон о портах был принят в 1994 году. Учитывая исторический багаж и то, что земля, причалы и другие гидросооружения принадлежали государству, наиболее приемлемой для Латвии была признана первая модель управления портами. Земля и гидросооружения остались в собственности самоуправлений, а специализированные перегрузочные комплексы были переданы на приватизацию компаниям, которые занимались перевалкой грузов и могли обеспечить наиболее эффективное использование механизмов. «Управление портами по принципу землевладельца, или landlord – наиболее популярная в Европе модель», – отмечает Имантс Сармулис. По его мнению, эта модель имеет неоспоримые преимущества. Начинающему свой бизнес коммерсанту не надо выкупать или самому строить причалы и другие сооружения, углублять дно у причалов, строить подъездные пути и прокладывать коммуникации. Обо всем этом заботится Управление порта, а коммерсант получает все в аренду и ему остается лишь приобрести оборудование и механизмы. В связи с этим в порту максимально упрощены условия для начала бизнеса, – считает Сармулис.

За прошедшие годы в Вентспилсе построены несколько терминалов – NNVT, зерновой, соковый, угольный, рефрижераторных грузов и другие, расширен терминал калийных удобрений, проведена реконструкция всей портовой инфраструктуры, которую уверенно можно назвать лучшей в Латвии и одной из лучших в Балтии. Сегодня Вентспилсский порт может принять любое судно, способное зайти в Балтийское море. «В этом смысле мы достигли 100%-го результата. В портовой инфраструктуре не осталось ничего, что требовало бы улучшения», – отмечает управляющий ВСП.

Модель управления латвийскими портами, основанная на равном представительстве государства и самоуправлений, уникальна для Балтии. В литовском порту Клайпеда об инфраструктуре и глубинах тоже заботится Управление порта, а перегрузочные комплексы являются частной собственностью. Но, в отличие от латвийских портов, им управляет только государство. А Таллиннский порт является государственным акционерным обществом.

В правлении латвийских портов, в том числе ВСП, государство и самоуправление имеют по четыре представителя. Сармулис вспоминает, что эта особая модель была введена в Латвии в основном потому, что в то время в рабочей группе принимал участие председатель Вентспилсской гордумы Айварс Лембергс, который настоял, что самоуправлениям нужно принимать участие в работе по управлению портами. Сармулис считает, что самоуправления от такой модели в большом выигрыше, поскольку, во-первых, ему передают все инфраструктуру, а во-вторых, согласовывают с гордумой все решения. Сармулис отмечает, что разногласий между государством и самоуправлением не было – работа правления направлена на развитие Вентспилсского порта и создание наилучших условий для предпринимательства. «Соответствующая нуждам терминалов инфраструктура, самые низкие в Латвии и одни из самых низких в Балтии портовые сборы, приемлемая стоимость аренды – вот основные инструменты, которые обеспечивают наилучшие условия для предпринимательской деятельности», – подчеркивает Сармулис.

Для стимулирования развития производств в порту, в 1997 году был принят Закон о Вентспилсском свободном порте. Вкупе с Законом о применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах он  предусматривает особый механизм применения налогов к тем компаниям, которые инвестируют в портовые производства или терминалы. Согласно договору, подписанному Латвией при вступлении в ЕС, Закон о Вентспилсском свободном порте действует лишь до 2017 года. В настоящее время Латвийская ассоциация транзитного бизнеса во главе с Айваром Лембергом, и Минсообщения активно работают над тем, чтобы продлить действие закона.

Если законодательным органом ВСП является правление, то ежедневное руководство осуществляет управляющий Имантс Сармулис, который занимает эту должность с 1995 года, и возглавляемое им Управление ВСП. К нему относятся также навигационные средства и служба капитана порта, которые раньше подчинялись Морской администрации. Между прочим, передача Капитанской службы Морской администрацией позволила Управлению Свободного порта существенно сэкономить, поскольку прежде эти услуги покупались.

До 2010 года вся новая недвижимость в ВСП регистрировалась на имя Вентспилсской городской думы. С прошлого года, когда были приняты поправки к Закону о портах, вновь построенные объекты собственности регистрируются на имя Управления ВСП. Однако определяющей в стоимости портовых объектов является собственность городской думы.

Ценность имущества, созданного за время работы Свободного порта, оценивается в более чем 100 млн латов.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: