Тренер по кикбоксингу Сергей Денисов – известный в нашем городе человек. Свой клуб Ventspils Kikboksa Leģions он возглавляет уже двадцать лет. Клуб отличается не только успехами на соревнованиях, но и активной коммуникацией в соцсетях.
Сергей Денисов: «Всего можно добиться трудом»
0– Как Вы попали в кикбоксинг?
– Сейчас много говорят о буллинге. Когда я учился в школе, такого термина не было, а если и был, то мы его не знали. Считаю, что в моём классе происходил буллинг, и я был не единственной жертвой. Возможно, поэтому решил заняться боевыми искусствами.
Моим первым тренером был Игорь Лыков. После того, как мы расстались, я сменил многих тренеров, ведь за свою спортивную карьеру участвовал в соревнованиях по кикбоксингу, тайскому боксу, ММА, многим видам каратэ; занимал призовые места на чемпионатах Европы и мира. Мои последние спортивные достижения в профессиональном спорте были тогда, когда я уже сам стал тренировать. Тренерскую карьеру начал в Олимпийском центре Ventspils, где работаю до сих пор. Вначале был представителем одного крупного рижского клуба, но потом у меня выросли крылья, и я зарегистрировал свой клуб под названием Ventspils Kikboksa Leģions.
– Легиону кикбоксинга уже 20 лет. Можно ли сосчитать, сколько человек обучилось за эти годы?
– В Риге есть тренер, который всё подсчитывает – сколько людей он тренировал, в скольких соревнованиях участвовал, сколько медалей завоевал. Я никогда этого не делал, и сейчас подсчитать очень сложно. За эти годы было много спортсменов и медалей.
– Какова мотивация у людей, которые приходят на тренировки? Они хотят развиваться физически или высвобождать эмоции, стресс?
– Кикбоксинг – боевой вид спорта. Думаю, одни хотят стать смелыми, другие – добиться спортивных результатов. Если у человека есть какие-то навыки, рано или поздно он ими воспользуется. Вначале, конечно, все говорят, что пришли только в целях самообороны. Однако есть процент тех, кто использует этот навык безрассудно. Но нельзя винить инструктора по вождению за то, что он обучил водителя, который сел пьяным за руль или кого-то сбил. За 20 лет бывали ситуации, когда кто-то необдуманно применял силу.
Я до сих пор на каждой тренировке говорю, что воспитание происходит в семье. Я понимаю, что родители, особенно после пандемии и во время неё, всё время заняты и не занимаются воспитанием детей. Те предоставлены сами себе – либо в школе, либо дома, где сидят в своей комнате, либо на улице. Семья очень мало занимается воспитанием. Мне не нравится, что я не вижу родителей. Считаю, что они должны приходить и общаться с тренером.
– Вы также проводите родительские собрания.
– Да, потому что сейчас дети безответственные. Не все воспринимают услышанную или прочитанную информацию. Приходится вовлекать взрослых, поэтому у нас есть как родительский чат, так и чат воспитанников.
Когда я предлагаю родителям прийти на тренировку, пообщаться, приходят не все. Они, наверное, думают, что я стану их воспитывать или упрекать за проступки сына либо дочери. Тогда провожу официальные собрания или открытую тренировку для родителей. Родителям надо видеть, как развивается ребёнок. Тогда он больше старается, зная, что мама с папой заинтересованы. Это важно. И после борьбы ребёнок бежит к родителям за поддержкой. Неважно, проиграл он или выиграл, – ребёнку важно признание.
К сожалению, есть и немотивированные дети. Часто родители хотят вложить в своего ребёнка то, чего не достигли сами. Кто-то, возможно, пропускал тренировки или вообще не занимался спортом, а теперь хочет, чтобы ребёнок чего-то достиг. Но сын, возможно, классный парень, который добьётся успеха в другой сфере, в свою очередь, желания заниматься боевыми искусствами у него нет. Должен быть треугольник – воспитанник, тренер и родители. Тогда можно сформировать общую команду и понять цели. А цели у воспитанников разные. Кто-то тренируется для соревнований, самообороны или улучшения самочувствия; кто-то хочет сбросить вес или приходит просто потому, что в Ventspils Kikboksa Leģions хорошие физические нагрузки. Бывает, родители приводят детей, которых обижают в школе. Одна такая девочка тренировалась в клубе чуть больше года. Родители заметили большие перемены.
– Скорее всего, не только физические.
– Конечно, чисто в голове. В кикбоксинге не учат просто бить: надо думать, в какой момент отступить, а в какой – атаковать. Должны быть тактика, стратегия, важно уметь распределять силы. Понимать, кто перед тобой, как его одолеть. Эти умения важны и на ринге, и в жизни. В спорте так: если дети знают, что им предстоит борьба с чемпионом, значит, надо взять себя в руки и работать. Так и в жизни, когда сталкиваешься с проблемами, волей-неволей приходится бороться.
– Ваши воспитанники в конце семестра показывают школьные табели. Почему для Вас важно, что дети хорошо учились?
– Я всегда говорю – если ты успешен в учёбе, стараешься, умеешь планировать и дисциплинирован, то тебя ждёт успех и в боевых искусствах. Многое в учёбе и спорте зависит от дисциплины. Что такое дисциплина? Это когда ты делаешь то, что тебе не нравится, но добиваешься конечного результата. Что может нравиться в физической усталости или в том, что тебя бьют? Приятен результат, когда ты стоишь на пьедестале как победитель или обладатель кубка за боевой дух – может, ты и проиграл, но сражался как лев, за что получил признание. Всегда лучше сражаться до последнего, продолжать борьбу и получить за это награду, чем бегать, уклоняться и постыдно проиграть. Если сражаешься как лев, все тебя запомнят и оценят. А если решил избежать борьбы, то с таким настроем лучше вообще не выходить на ринг.
Поэтому я хочу, чтобы дети были дисциплинированными, умели планировать, в том числе бюджет, который родители дают с собой. Занимаясь спортом, всегда приходится думать головой и осознавать, что разрешено на соревнованиях, что нельзя есть и как контролировать вес. Все эти навыки пригодятся в жизни. Школа кикбоксинга – это своего рода школа жизни.
Современные дети очень загружены – параллельно кикбоксингу ходят в другие секции, Художественную школу, Дигитальный центр или куда-то ещё. Конечно, можно всё положить в одну маленькую голову, но тогда дети не видят детства. Ненормально перегружать ребёнка множеством кружков. Тогда и высоких вершин в одной конкретной сфере достичь не удастся.
– У Вас было видео о том, как важно зимой носить шапку. Неужели многие дети не понимают этого?
– Многие родители тоже этого не понимают. И мне, будто в детском саду, приходится это объяснять. Кто-то считает, что капюшона зимой достаточно. Тогда я беру из тренировочного помещения полотенце, набрасываю на голову и спрашиваю, можно ли мне зимой выйти в таком виде на улицу после душа? Во время тренировки повышается температура, а в голове много сосудов. Если ты вспотел, принял душ или даже без него побежал домой, из-за перепада температуры очень легко заболеть менингитом. Мы видим, что и бегуны, и футболисты часто тренируются в шапке, причём не только зимой, но и осенью, весной. Сейчас многие считают, что с первыми лучами солнца надо расстегнуть куртку, снять шапку. Это неправильно. Если у тебя насморк, ты не можешь нормально дышать, а во рту ещё и капа, поэтому во время соревнований насморк – это 50% вероятности проигрыша. Вот почему необходимо заботиться о своём здоровье.
– Как научиться принимать поражения?
– Очень важна поддержка семьи. В последнее время я привожу в пример чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова. В одном из интервью он признался, что до 7-го класса не выигрывал ни одного боя, и отец, который его тренировал, ни разу не упрекнул. Нельзя чему-то учить сразу после неудачного боя, потому что человек не воспринимает информацию. Учу не забывать традиции, которые имеют место на ринге: пожимать друг другу руки как до, так и после боя, оставаясь друзьями. Ведь Латвия и страны Балтии маленькие. Если ребёнок выберет путь соревнований, то, отправляясь на второй или третий турнир, есть вероятность, что он встретит знакомых спортсменов. Это помогает легче воспринимать соперников, и ребёнок начинает мыслить, как спортсмен, – анализировать, оценивать, как победить другого.
Например, когда во время пандемии были ограничения, мы на улице тренировались в мини-группах, даже зимой. Спасибо воспитанникам за выдержку. Тренировки всю зиму на улице в куртках требовали усилий, но нет ничего невозможного, главное – желание и самомотивация.
– Недавно один другой тренер в интервью сказал, что сейчас в спорте очень важно общение в соцсетях. Вы с этим согласны?
– Конечно. Сейчас все стараются заниматься маркетингом, изучают так называемый рынок, привлекают клиентов. Легион кикбоксинга есть во всех самых популярных соцсетях, где мы не только приглашаем новых воспитанников, но также публикуем видеоотчёты о тренировках, что в некотором смысле является общением с родителями. Именно поэтому многие не приходят на тренировку; однако в Интернете можно посмотреть только удачные моменты.
– Каким Вы видите клуб и себя через десять лет?
– Я люблю то, чем занимаюсь. Кто-то иногда хвалит меня за то, что нашёл хобби, которое превратил в работу. Думаю, это так. Только я никогда не считал, что то, чем занимаюсь, хобби. Сразу воспринял это как работу. Жизнь – штука переменчивая. Были этапы, когда я несколько лет в качестве приглашённого инструктора преподавал и боевую практику, и теорию, и основы законодательства в учебных центрах Вентспилса на курсах охранников, потому что имею квалификацию юриста. О том, что будет через десять лет, поговорим через десять лет.
– Если кто-то ещё сомневается, приходить в Легион кикбоксинга или нет, что бы Вы сказали?
– Конечно, приходить. Бывает, ко мне после долгого перерыва возвращаются бывшие воспитанники. Кто-то приводит на тренировку сына или дочь. Считаю, что кикбоксинг – это спорт для всех, независимо от цели – тренироваться для себя или для участия в чемпионатах. Кто-то приходит просто попробовать, но в результате кикбоксинг меняет жизнь. Бывало, во время тренировок люди знакомятся друг с другом, создают семьи. В честь меня называли первенца. Меня очень выручает Кристине Янсоне – тренируясь у меня, она начала помогать мне справляться с детьми, общаться с родителями. За это время Кристине получила квалификацию тренера по кикбоксингу и продолжает совершенствоваться. Я часто делегирую ей дела, с которыми, по моему мнению, она справляется даже лучше.
– Испытываете ли чувство удовлетворения спустя 20 лет?
– Конечно. Удовлетворение возникает после каждого соревнования, ведь мы привозим в Вентспилс медали. Очень часто воспитанники получают кубки за боевой дух. В своё время я много тренировался, чтобы чего-то достичь. Постоянно развивался, тренировал общую и специальную физическую подготовку, отрабатывал удары, чтобы как можно скорее съездить на чемпионат. Моей целью было стать чемпионом Латвии, что удалось, но не с первого раза. Всего можно добиться трудом.
Комментарии (0)