Когда поздней осенью Дигитальный центр переедет в новые помещения Научного центра, заместитель директора РАЙТИС РОЗЕ вернётся в родную лиепайскую сторону. Эрудированный, душевный, харизматичный. Человек, внёсший значительную лепту в развитие города.
Вентспилсская эра Райтиса Розе
0– Почему такой выбор?
– Он не был внезапным. Вернусь в родную сторону. Главная причина – сердце зовёт в дом предков. Чем старше становлюсь, тем сильнее тянет. В душе чувствую, что надо, и всё. В Лиепае начал понемногу работать ещё год назад и понял, где могу внести свой вклад – это дигитализация, интегрирование технологий в учебный процесс. Возможно, настал самый подходящий момент ещё и потому, что Дигитальный центр переходит на новый уровень развития. Совсем скоро будет построен Научный центр и, скорее всего, в ноябре администрация Дигитального центра переедет в новые помещения. Мне показалось, что было бы нехорошо переехать и через некоторое время распрощаться. К тому же сейчас можно успеть найти нового заместителя и передать ему дела. Но я не брошу Дигитальный центр – буду принимать участие в реализации отдельных проектов, решении вопросов.
– Ты уже можешь публично говорить о новом работодателе?
– Могу говорить обобщённо, там ещё продолжаются разные процессы. Буду работать в самоуправлении – в сфере образования и современных технологий. Также меня ждёт близкая мне природа. Я готов жить в лесу, собирать грибы, фотографировать пейзажи… Возможно, кому-то это кажется странным – технологии и умиление бабочке на цветочке, но, видимо, так я сохраняю внутреннее равновесие.
– Можешь вкратце рассказать о проведённых в Вентспилсе годах?
– Приехал сюда в качестве студента. Когда в 2003 году начал учиться на факультете ИТ Вентспилсской высшей школы, программа была лицензирована, но ещё не аккредитована. На третьем курсе меня пригласили работать в Дигитальный центр. Прямым работодателем стало ООО Балтияс Датору академия, осуществлявшее крупный проект государственного масштаба по обучению латвийских безработных. Возможно, сейчас это кажется смешным, но в то время людей учили, например, как правильно класть руку на компьютерную мышь. Тогда это было очень актуально. Я обучил многих вентспилсчан, работал в дружеской, человечной атмосфере.
Сейчас, когда со мной здороваются на улице, понимаю, что меня знают с тех времён. Потом из Дигитального центра ушла одна сотрудница, меня пригласили на её место. Организовывал курсы для безработных, а вскоре началась работа над созданием Службы поддержки пользователей. Нашими первыми клиентами были латвийские библиотекари; мы планировали обслуживание, создавали систему, понемногу росли. Когда отвечал за организацию работы Службы поддержки пользователей, грянул кризис, в муниципальных учреждениях сократили зарплаты. Отлично помню, как тогдашний замдиректора Дигитального центра Айя Гайле собрала нас и сказала: «Сейчас такая ситуация, но мы должны сделать всё, чтобы продолжать!» Казалось – вот здорово! Но потом поступило предложение от Олимпийского центра Вентспилс, и я стал менеджером по маркетингу. Через пару месяцев заведующая маркетинговым отделом Дайга Дума сообщила, что уходит в декрет, надо её заместить. А я только успел почувствовать запах маркетинга олимпийского центра! Это был вызов, но я хорошо интегрировался, многие спортсмены стали моими друзьями. Даже не знаю, почему в то время мне так доверились. Будь я на месте Улдиса Бойтманиса, вряд ли поручил управление маркетинговым отделом такому зелёному и неопытному, как я!
Дайга уже вышла с декрета, когда я принял следующий вызов. Зона аттракционов Парка приключений расширялась, и мне поручили организовывать там работы. У нас работало много молодых людей, занятых по программе летнего трудоустройства. В Парке приключений есть аттракционы повышенной опасности, и несмотря на то, что не являлся управляющим, отвечал за персонал, приходилось бороться, чтобы все были на своих местах.
– Обучение тоже продолжил?
– Уже работая в Дигитальном центре, понял, что меня интересует сфера предпринимательства. Окончив магистратуру по специальности компьютерные науки, поступил в магистратуру на управление предпринимательской деятельность и в 2014 году получил диплом. Параллельно в Дигитальном центре сменилось руководство, прежний директор Эгонс Спаланс стал заместителем исполнительного директора Вентспилсской гордумы по вопросам ИТ. Нынешняя директор Элина Кронькалне предложила мне стать частью команды управления и снова работать в Дигитальном центре. У меня будто выросли крылья! Чувствовал, что в Олимпийском центре своё дело сделал: это было прекрасное время, но мне хотелось новых вызовов. Вернулся в Дигитальный центр в качестве завотделом развития информационного общества, уже зная, что буду отвечать за образование и маркетинг. Курсов тогда у нас проходило сравнительно мало, но, как полагается бюджетному учреждению, имелся свой план на прибыль – мы генерировали идеи, как её повысить. И нам удалось это, причём во много крат. За короткое время стал заместителем директора, мы создали Дигитальный центр таким, каким он является сейчас. Я действительно очень горжусь нашей общей работой, профессиональной и дружной командой.
– Ты пропустил период в маркетинговом деле гордумы.
– Это было параллельно работе в Дигитальном центре. Четыре-пять лет назад в маркетинговом отделе произошли большие перемены, поэтому на некоторое время потребовался некто вроде кризисного менеджера. Меня пригласило руководство города. Поскольку я разбирался в работе самоуправления, смог быстро запрыгнуть, привести в порядок несколько процессов и встретить нового руководителя.
– Кризисный менеджмент сопряжён с высоким уровнем адреналина!
– Да, если мне пришлось запрыгнуть в движущийся поезд, чтобы быстро привести в порядок дела, так оно и есть. Почему у меня получилось? Скорее всего, я вижу общую картину и способен решать связанные с ней процессы. Если не вижу общей картины, работать трудно. Все процессы нужно хватать за горло! Например, если отправляешь электронное письмо, то важно понимать – кто его получит, куда дальше уйдёт информация, сколько людей будет вовлечено?
– Когда приходилось принимать решение об увольнении сотрудника, совесть мучала?
– Очень. В моей жизни такое случалось дважды. Один раз – в период олимпийского центра. Ситуацию затрудняло то, что у сотрудника были личные проблемы в семье, но я понял, что ни человек не будет счастлив, ни предприятие, если продолжим в том же духе. Когда разговаривал с тогдашним руководителем Улдисом Бойтманисом, он очень оценил, что я смог выявить проблему. В то время ситуация была непростая, но сейчас у человека всё отлично.
– Пятнадцать лет опыта руководителя и всего два случая увольнения?
– Были ситуации, когда сотрудники сами понимали и принимали решение. С моей руки увольнений было два. Дело не в людях, просто они оказались не на своём месте.
– Вы согласны с утверждение, что CV с записью о работе в Вентспилсе хорошо котируется на рынке труда?
– До сих пор я не искал работу за пределами Вентспилса. Лиепаю выбрал с мыслью, что я лиепайчанин, который возвращается.
– Когда ты уже был замдиректора Дигитального центра, в редакцию Вентас Балсс явился в образе Санта-Клауса. А в созданном нами фильме в честь юбилея Вентспилсской библиотеки охотно вжился в роль призрака.
– Сейчас я меньше занимаюсь всякими глупостями. Раньше был активным в сфере культуры, пел и в вузовском хоре, и в Мундусе, и в других коллективах. В своё время был одним из организаторов праздника на ул. Карлинес. У меня сложились дружеские отношения с Иветой Цепурниеце, Итало Фрейманисом, который в то время сам жил на ул. Карлинес, с Иевой Грегере и другими. До сих пор помню нашу первую встречу в помещениях магазина Нанду. Решили, нам нужно нечто неформальное, чтобы жители просто вышли на улицу и создали праздник. И у нас получилось! В магазине Цитро есть одна продавщица, которая всегда отождествляет меня с праздником на ул. Карлинес и дружески приветствует, спрашивая, когда будет следующее мероприятие. Иногда мне кажется, что я знаю полгорода.
Что касается Санта-Клауса, да, одно время я очень активно этим занимался. Соглашался на любое приглашение, а потом думал, зачем мне нужен этот стресс. Я хорошо лажу с детьми. Мой визуальный образ подходит под эту роль – большой старичок с бородой. Но в последние годы соглашаюсь всё реже, посвящаю рождественское время себе. О старости говорить ещё рано, но с возрастом всё больше хочется куда-то уехать и ничего не делать, а отдыхать от трудовых будней, наслаждаться предпраздничным настроением.
– Возможно, это связано с тем, что ежедневно пропускаешь через себя огромный объём информации?
– Да! В повседневной жизни меня видят, как коммуникабельного, дружелюбного, открытого. А дома нужен покой. Не хочу разговаривать, готов половину субботы гулять по лесу. Сажусь со своими собаками в машину и еду.
– Как в твоей жизни появились собаки?
– Когда-то я не был собачником. Жил в квартире, ну какие тут собаки?! Но Вентспилс мне подарил лучших друзей, у которых живут две крупные немецкие овчарки. Постепенно в голове заселилась мысль: как было бы здорово иметь питомца. Однажды утром шёл домой, и тут ко мне подбегает очень дружелюбный французский бульдог. Это был пёс соседа Игоря Удова. Я подумал: хм, компактный размер и покладистый нрав, надо изучить эту породу! Узнал, что бульдоги приспосабливаются к ритму жизни хозяина, что им не нужны частые и длинные прогулки. Поговорил с руководителем Вентспилсского общества заводчиков животных, и она отозвалась об этой породе очень положительно, посоветовав мне один собачий питомник. Поехал смотреть собак, но встретил там Райду и понял, что это моя кармическая собака. Говорю: «Всё, беру!» Поводка у меня нет, одеяльца нет, подстилки нет… Хозяйка спрашивает: «Точно берёшь? Ты готов к собаке?» У меня, конечно, были хорошие советчики во всех собачьих делах – мои лучшие друзья. Через год взял ещё одну. Обеих беру с собой на работу. Почти у каждого коллеги в Дигитальном центре в столе лежат лакомства. Когда собаки заходят в центр, уже знают свой маршрут – мимо каждой заветной шуфлядки.
– Это девочки?
– Да, две девочки!
– Как их зовут?
– Райда и Нора. Настоящее имя Райды – Renuar Vanilla Ice and Fire, но кто так зовёт собаку? Тогда я придумал кличку Райда. Райтис и Райда. Прекрасно звучит! Вторая – Нора. Поскольку она чёрно-белая, её настоящее имя – Renuar Noire Et Blanche. Первое имя в кличках – название питомника.
– Как красиво!
– Нрав у них абсолютно разный. Райда взвешенная, сдержанная, сначала проверит, хороший ли перед ней человек, и, если да, будет с ним дружить. Узнав друга при встрече, мчится и прыгает на него. Нора – маленький клоун, жизнерадостный комочек, которому всё равно, какой человек, она сразу ко всем бежит. Дети – бегающие, кричащие – для неё это лучшее, что может быть. Сейчас не могу представить себе жизни без двух французских бульдогов.
Комментарии (0)