Уже десять лет во главе крупнейших вентспилсских предприятий укрепляет свои позиции печально известный швейцарский адвокат Рудольф Мерони.
Война вентспилсского транзитного бизнеса: Рудольф Мерони и финансовая пирамида
7Он занимает должности в надзорных советах таких компаний, как АО Калия паркс, АО Вентспилсский торговый порт, АО Вентбункер, АО Латвияс нафтас транзитс, АО Baltic Coal Terminal, а прежде фигурировал также в совете АО Вентспилс нафта и составе других предприятий.
Примечательно, что после его прихода (и назначенных им менеджеров) на крупнейшие вентспилсские терминалы объём переваленных там грузов стал падать, как вертолёт, у которого закончилось топливо. Например, за последние десять лет грузооборот ВТО сократился почти вполовину, Калия паркс в прошлом году перегрузил всего 150 тыс. тонн из 5,5 миллиона полной мощности, да и новый угольный терминал работает почти вполовину мощности, принося убытки. А АО Венцеб, которое десять лет назад являлось лучшей строительной компанией во всей Курземе (по данным Диенас Бизнесс), доведена до ручки и ликвидирована. Сегодня мы расскажем, почему именно Рудольф Мерони заслужил дурную славу у себя на родине ещё до того, как начал перенимать бразды правления на вентспилсских предприятиях, топя их.
Биржевой гуру обокрал швейцарцев
Некий бывший страховой агент Дитер Беринг (Dieter Behring), однажды уже лишённый лицензии за склонность к присвоению внесённых жителями страховых взносов, в начале 90-х годов предложил очередную аферу, на сей раз гораздо более масштабную. Он соврал, что написал программу, при помощи которой можно точно прогнозировать колебания биржевых курсов, придумал себе кличку Биржевой гуру и начал принимать у наивных швейцарцев денежные вложения, обещая вскоре их увеличить. С годами он собрал не менее 820 миллионов швейцарских франков, которые обещал превратить в 1,2 миллиарда. Со скандалом эта афера вскрылась, и Беринг угодил в тюрьму ещё во время досудебного расследования.
В отличие от других швейцарских мошенников, он обманывал не подданных других стран, а своих соотечественников. Для привлечения денег он основал несколько холдингов – Swisspulse, Schoenkind, а также Redsafe Bank в Люксембурге. Деньги из этих фирм, обогащая по пути союзников афериста, уплывали на Багамские острова в фирму Moore Park Gruppe, откуда возвращались в карман Беринга, чтобы финансировать расточительный образ жизни Биржевого гуру, а также покупку и реконструкцию самой эксклюзивной недвижимости в Базеле и других местах.
Первым лицензию потерял Redsafe Bank, после чего и остальные фирмы не смогли платить ежегодные проценты. Ещё в 2004 году Беринг нанял специального оратора Клауса Штелкера (который вскоре вышел из игры, назвав её «фарсом»), пытаясь убедить швейцарцев в том, что деньги в безопасности. Наряду с этим, чтобы убедить в мощи пирамиды своих союзников (мало кто из них знал, что деньги на самом деле никуда не вкладываются, а уходят на погашение процентов, а остаток – прогуливается), Беринг пригласил их на тусовку в Petrus – один из самых дорогих ресторанов Лондона.
Однако результат оказался не таким, как задумывалось – о таком грандиозном пире во время чумы, стоившем почти 100 тысяч франков, пронюхала пресса, и вкладчики поняли, что ни одна честная инвестиционная компания не может себе позволить так разбрасываться деньгами. Дитер Беринг оказался на грани краха: внезапно все вкладчики стали требовать возврата всех внесённых сумм, причём сразу, но у него не было достаточных резервов свободных средств, чтобы оплатить даже проценты.
Очередной грабёж
Так как всё ещё считалось, что трудности холдингов Swisspulse и Schoenkind временные, появились потенциальные покупатели, желавшие присоединить их к своим предприятиям. North American Sureties вместе с наследником титула империи Карлом фон Турн-и-Таксис предложило перенять компании Беринга, однако в скором времени консорциум отказался от этой идеи, поняв, что покупает не просто кота в мешке, а бездонную бочку, откуда давно утекла вся вода.
Тогда Артур Бук, многолетний и. о. аудитора Беринга, нашёл Беата Бангертера, руководившего фирмой KB&P Consulting AG (аббревиатура расшифровывается, как Кемпф, Бангертер и Партнёры – для разнообразия настоящая инвестиционная компания, а не очередная пирамида). Бук предложил Бангертеру единственную в своём роде возможность: за 30 миллионов швейцарских франков перенять все, по сути, не имеющие никакой ценности фирмы Дитера Беринга, в т. ч. Moore Park Gruppe. К своему и несчастью своих соратников, Б. Бангертер позволил себя одурачить, согласился на сделку и приготовил требуемую сумму.
Повернул денежный поток
Пока готовилась афера, акции основанных Берингом компаний были переданы на хранение Рудольфу Мерони и его офшору с Британских Виргинских островов Moore Consulting. (В этом названии прослеживается подозрительное сходство с зарегистрированным на соседний почтовый ящик Moore Park Gruppe, что объяснялось случайным стечением обстоятельств). В Латвии офшор Moore Consulting был и остаётся связан с такими компаниями, как ВТО, Калия парк, ООО ПКЛ Флоте и управлением акционерных структур других фирм.
Очевидно, в этот момент Рудольф Мерони находился в одной из гостиниц Старой Риги, так как из номера отеля посылал факсы, организуя перечисление денег. Собранные по сусекам обесценившихся фирм деньги были отмыты и перечислены на счёт в Swedbank (который тогда ещё назывался Hansabanka). Оттуда с благословения Мерони украденные деньги уплыли дальше, а часть была переведена в наличность. (Отметим, что латвийское кредитное учреждение нельзя упрекнуть в том, что оно разрешило провернуть эту операцию по отмыванию денег – формально денежный поток был оформлен, как сделка по покупке компании, а не преступление. И в заведённом в 2012 году в Швейцарии уголовном деле сотрудники латвийского банка не фигурируют.)
Поняв, что вместо восходящей звезды ему втюхали что-то вроде чёрной дыры, Бангертер вызвал более сотни своих вкладчиков на общее собрание KB&P в Базельский ботанический сад, где попытался убедить их в безопасности вкладов. Однако ему это не удалось: в скором времени самому Бангертеру и его партнёру Жану Кемпфу пришлось искать защиты от кредиторов.
Афера с и без Мерони
Перед выуживанием 30 миллионов франков у KB&P было предпринято ещё несколько шагов. Узнав, что наследный принц Турн-и-Таксис вместе со своими бизнес-партнёрами отказался от готовящейся сделки, Берингу пришлось разыграть настоящий спектакль, чтобы убедить своих вкладчиков в успешном продолжении бизнеса. Для этого финансовые структуры были переданы трастовому фонду Мерони.
В лживом сообщении для СМИ, при выяснении источника которого журналисты впервые напали на след Мерони, утверждалось, что британская компания London Finance Group International LLC изъявила желание перенять контрольный пакет Schoenkind и Swisspulse. Оказалось, что покупателем является не влиятельный финансовый консорциум, а очередной свежеиспечённый офшор с парой фунтов оплаченного основного капитала – без активов и реальных сотрудников.
Затем последовало заявление о намерении реорганизовать структуру Беринга таким образом, чтобы акции могли котироваться на бирже. Это решение на короткое время подняло настроение инвесторов. Держатель траста нашёл какую-то ванкуверскую компанию CanAm Autosales, уже котирующуюся на бирже, готовую объединиться с лондонским почтовым ящиком, где на тот момент могла бы находиться вся империя Беринга, и вся эта новообразованная структура со временем могла набрать стоимость в восемь миллионов франков. Именно в этот момент достойный Остапа Бендера пузырь лопнул. Выяснилось, что CanAm Autosales – это не функционирующая компания, в чьей кассе вместо восьми миллиардов насчитывается всего 268 долларов.
Несмотря на провал плана превращения систем Беринга в котирующуюся на бирже акционерное общества, Буку всё же удалось воплотить следующую идею – убедить KB&P перенять вычерпанное золотое дно якобы по «сниженной» цене: 30 миллионов франков. Однако, как уже упоминалось выше, это оказалось аферой – последние остатки наличности уже давно были выведены из швейцарских предприятий и Moore Park Gruppe. А последние 30 миллионов франков после кражи отмыты через Ригу, таким образом, это стало одним из эпизодов уголовного дела.
Обвинение вместо миллиардов
В 2012 и 2013 годах Цюрихская прокуратура обобщила заявления потерпевших о возмещении убытков, а также представленные ими документы, которые могли служить письменными доказательствами. Беринга обвинили в многократной подделке бумаг, выманивании денег и отмывке их через Багамы, многократном и повторном присвоении средств предприятия, недобросовестном управлении и растрате активов. Кроме того, были эпизоды разбазаривания, используя капитал KB&P Consulting AG для других целей и выплачивая так называется откаты (незаконные выплаты наличных), кроме того Беринг подначивал совершить подобные уголовно наказуемые дела с компанией Rest. Schürmann’s AG.
Вместе с Биржевым гуру в этом деле Р. Мерони подозревался в участии разбазаривании средств KB&P Consulting, несоответствующем обращении с капиталом, например, выплате откатов, а также подстрекании других лиц к совершению незаконных действий. Наказание за такие преступления предусмотрено ч. 1 ст. 158 и, возможно, также ч. 1 ст. 165 Уголовного кодекса Швейцарии.
Прокуратура требовала взыскания убытков и призыва к уголовной ответственности не только в отношении Беринга и Мерони, но также для других сообщников – Петера Вейбела, Аниты Цвейфеле, Я. Паула Зутера, Рейнхарда К. Маннесманна, Беата Бангертера, Жана Кемпфа и Артура Бука. Им инкриминировались как вышеперечисленные, так и другие статьи. Хотя Бангертер и Кемпф могли бы проходить по делу в качестве потерпевших.
Отрицает преступные намерения
Сообщениям о суде над основателями пирамиды уже много лет, однако новой информации не поступает – это связано с особенностями процессуальных норм Швейцарии. Пресс-секретарь Цюрихского Верховного суда Андреа Шмидхейни (Andrea Schmidheiny) не скрывает, что такое объёмное дело о финансовой пирамиде, возможно, рассматривается или будет рассмотрено в Цюрихском суде: «В Швейцарии информация о судебных делах […] предоставляется очень осторожно, как того требуют наши законы. Сообщение о ходе и результатах процесса появится только тогда, когда суд вынесет свой вердикт».
Каждый может зайти на портал Цюрихского суда и убедиться в том, что в публичном доступе имеются только номера дел и суть рассматриваемых процессов, но не информация об истцах и ответчиках. Судя по описаниям, многие находящиеся в производстве дела могут иметь отношение к финансовой пирамиде. Например, в календаре суда фигурируют несколько процессов с пометкой Betrug (Мошенничество).
После появления сообщений о финансовой пирамиде Р. Мерони в своё время в Неаткарига рита авизе не отрицал, что принимал участие в попытках спасения пирамиды Беринга, нейтрально охарактеризовав их как неудачные. Свой талант появляться в разных уголках мира исключительно в связи с разнообразными аферами и уголовно наказуемыми деяниями он объяснил так: «Я могу работать адвокатом и в спокойные, и в неспокойные, и даже в бурные времена. Мне нравится решать сложные задачи».
Полный архив публикаций западной прессы в нотариально заверенном переводе на латышский язык доступен здесь: http://ej.uz/Meroni
Предыдущие публикации:
Война вентспилсского транзитного бизнеса: ночные рейды и соковый терминал;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: как вторжение превратилось в «визит»;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: 100-тысячные инвестиции в разворовывание нефтепровода;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: самый неудачливый бизнесмен века в Вентспилсе;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: как прослушивались телефоны сторонников Лемберга;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: фиктивный третейский суд;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: фиктивный суд: неудавшаяся афера;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: вооружённый делёж терминалов.
Комментарии (7)
Moshnij opus..a v itoge chto:-)
Однобоко.Расскажите поподробнее еще об одном деле-оно все еще в суде,не закончено.
Я вот чтой-то не пойму. Ведь Лемберг с Мерони одно время были друганами. А теперь вражина номер один прям.
Да нельзя сказать что враги.Просто их интересы не пересекаются,а идут параллельно.
У Мерони кроме транзита ,еще своя винодельня во Франции.Приличные шампанские и сухие вина.На портовских корпоративах он успешно их продвигает.
Виноваты все......акромя шляпы.....видать тот свои миллионы заработал исключительно будучи белым и пушистым.
Meroni šodien šķiet tas pats,
kas Lembergs 90.to prihvatizācijā -
ziķeris, kas taisa sev naudu no nekā, no citu pīrāga :)
Хватит уже в этом мусоре копаться!Прям агенство журналистских расследований!тогда давайте и версию противной стороны напечатаем.Явки,адреса,пароли.