Мы продолжаем публиковать исследование экономического обозревателя и писателя Иманта Лиепиньша Война вентспилсского транзитного бизнеса, в основе которого лежат серии его публикаций в разных латвийских СМИ за последние десять лет.
Война вентспилсского транзитного бизнеса: как прослушивались телефоны сторонников Лемберга
0Уже в конце 2006 года Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) завело уголовное дело о нелегальном прослушивании телефонных разговоров целого ряда – почти 40 – ведущих вентспилсских предпринимателей в сфере транзита и отдельных сотрудников думы. Среди потерпевших оказались многие единомышленники мэра Айвара Лемберга, а заказчиком выступали так называемые оппозиционеры (те самые, кого тогда чаще величали шакалами).
Крупнейшая афера нелегального прослушивания всех времён финансировалась на деньги, украденные в своё время у Латвийского пароходства посредством офшорных схем, а посредниками выступали сотрудники некой мелкой фирмы ООО Юрнет. В официальном письме, адресованном одному из потерпевших, прокуратура признала: телефон тогдашнего руководителя ООО LSF Holdings прослушивался под предлогом того, якобы номер предоплаты Зелта зивтыня использовали наркодилеры.
Шпионаж вскрылся случайно
Аферу с прослушкой обнаружили случайно – собирая сведения о некоторых политических деятелях, БПБК потребовалось прослушать некоторые телефоны. Выяснилось, что мега-шпионаж осуществляется уже много лет, причём начальниками отдела по борьбе с наркотиками Госполиции. У БПБК возник вопрос: в связи с чем полицейские прослушивают интересующие бюро телефоны? Поэтому БПБК завело уголовное дело о незаконном прослушивании, после чего передало его прокуратуре.
Прокуроры пришли к следующему выводу: чтобы реализовать интересы вентспилсского чёрного олигарха Олега Степанова (в те времена финансового спонсора партии Центр согласия, от которой когда-то в думу попал Владислав Шафранский) и его союзников, полицейские нелегально оформили прослушивание нужных телефонов под видом «особых мер оперативной деятельности». Для этого полицейские использовали находившиеся в оперативной разработке дела, изначально заведённые для расследования настоящих преступлений, которые впоследствии были направлены в коррумпированное русло.
Например, Дмитрий Сулоев, Айгар Озол и Дмитрий Горелов завели оперативные дела по поимке наркодилеров под кодовыми названиями Гнездо, Шайба, Медвежонок и т. д., а потом среди ряда прослушиваемых номеров всплыл телефон заведующей приёмным отделом Вентспилсской думы Лаймы Фрейды. Подобным же образом провернули прослушивание Лаймониса Юнкера, Арманда Садаускиса, Раймонда Кисиэла, Владимира Соломатина и других потерпевших.
Чтобы обратиться к судье Верховного суда за санкцией на прослушивание, оперативные сотрудники должны были согласовать список прослушиваемых телефонов с руководством. Тогда обязанности начальника отдела исполнял брат Дмитрия Сулоева, Вадим, который, доверяя родственнику, подписал необходимые документы. Получилось, что Дмитрий Сулоев подставил своего родного брата. Таким образом, и ему, и его коррумпированным коллегам удалось обмануть судей Верховного суда, которые на основании ложных утверждений полицейских санкционировали прослушивание.
Налогоплательщика представили дилером
Так как судья дал санкцию на прослушивание телефонов всего на месяц, её требовалось продлить. Для этого послужили другие оперативные дела. Поэтому, например, телефон Эдгара Янсона прослушивался в рамках двух операций – Гнездо и Медвежонок. На самом деле дела были заведены, чтобы выявить продавцов и покупателей наркотиков. В свою очередь, эти действия по халатности санкционировал также начальник отдела Леонид Пуго. Операция Медвежонок стала столь популярной, что в её рамках прослушивали даже шофёров транзитных предприятий.
Подобным образом в рамках операции Гнездо слушали разговоры ныне покойного предпринимателя Лаймониса Юнкера. Когда это стало невозможным, прослушивание продолжилось как часть оперативного дела Сладкие. Его официальной целью являлось выявление людей, содержавших сайты порнографического характера.
Чтобы найти формальный предлог для прослушивания телефона, например, тогдашнего руководителя LSF Holdings, коррумпированные полицейские нашли одного цыгана, который якобы сообщил им, что «владелец этого номера лично передавал ему наркотики». (С другими потерпевшими дела обстояли похожим образом). Ирония судьбы: если бы кто-то посмотрел, на чьё имя зарегистрирован номер, выяснилось бы, что счета по нему оплачивает ООО LSF Holdings, крупнейший налогоплательщик страны того года!
Обобщив полученную информацию, государственное обвинение нашло в действиях полицейских как намеренное раскрытие государственной тайны, так и нарушение установленных законом ограничений деятельности чиновников, а также халатность, приведшую к тяжким последствиям.
Известно, что во время обысков у представителей ООО Юрнет были изъяты многочасовые записи разговоров и их стенографии. Одного из коррумпированных полицейских сотрудники БПБК задержали с диктофоном в руке, когда тот переписывал с государственной прослушивающей аппаратуры телефонный разговор Айвара Лемберга с одним из потерпевших. А Эдгар Янсон предъявил экспертное заключение, в котором говорится: «обнаруженные на изъятых БПБК в канторе Юрнет дисках записи разговоров не только прослушаны, но и перемонтированы».
Преступников – в тюрьму
В марте 2008 года, когда дело передали в суд, снова прошли масштабные обыски, в основном у тех же, кто был представлен заказчиками прослушивания. Выяснилось, что заказы передавались через Александра Яуныньша, а также руководителя ООО Юрнет Юрия Печкина и подобных им лиц, которые всегда считались сотрудниками фирм Олега Степанова или работали по его заданию. Обыск провели и в офисе компании SSF Logistic. Примечательно, что владелец этой компании – принадлежащая Степанову фирма SSF Holdings – является ни чем иным, как владельцем руководимой бывшим начальником Госполиции Юрисом Рекшней SSF Apsardze. «Бывало так: я еду из Вентспилса, разговаривая по пути с Лембергом, обсуждая возможности увеличения грузооборота в порту, а по приезде в Ригу встречаю Степанова, и у меня складывается ощущение, что он знает, о чём я говорил по дороге», – вспоминает Янсон.
Обобщив полученную из разных источников информацию, выяснилось, что суд первой инстанции приговорил к трём годам и одному месяцу тюремного заключения и штрафу в размере десяти минимальных зарплат двоих обвиняемых – бывшего старшего инспектора 3-го отделения 1-го бюро Управления криминальной полиции Айгара Озола, а также заместителя директора ООО Юридко, бывшего старшего инспектора отдела борьбы с оборотом наркотиков Управления Криминальной полиции Дмитрия Горелова. В свою очередь, три года и один месяц тюремного заключения (без штрафа) суд назначил старшему инспектору 6-го отдела Экономической полиции Главного полицейского управления Дмитрию Сулоеву, а год и один месяц тюрьмы – старшему инспектору 6-го отдела Экономической полиции Главного полицейского управления Айнару Буркитису.
К сожалению, эти четверо преступников в полицейской форме разрушили многолетнюю карьеру начальника отдела по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков Управления криминальной полиции Главного полицейского управления Леонида Пуго и его зама Вадима Сулоева. Их осудили не за коррупцию, а, скорее, за то, что не смогли в нужное время проконтролировать деятельность подчинённых. Обоим пришлось уплатить десять минимальных зарплат – сумма не крупная, но с карьерой покончена. Особенно жаль Леонида Пуго: будучи сыном печально известного функционера Коммунистической партии Бориса Пуго (того самого, кто в Москве принимал участие в неудачном путче в августе 1991 года, после чего застрелился), он являлся полной противоположностью отцу. Леонид Пуго был убеждённым полицейским: он ненавидел и преследовал наркоторговцев, будучи готовым день и ночь сидеть в засаде на Маскачке, чтобы ловить дельцов наркомафии. Из-за заказанных вентспилсскими шакалами преступлений полицейский потерял возможность строить карьеру, а Латвия утратила выдающегося офицера.
Следы ведут к расхитителям пароходства
Самое интересное кроется в информации, откуда ООО Юрнет взяло деньги на финансирование своей деятельности. Тогда фирма имела минимальный разрешённый основной капитал (2 000 евро), его единственным членом правления являлся некий Юрий Печкин 1950 года рождения. А 100% капитала принадлежали зарегистрированному на Британских Виргинских островах офшору Strindberg Ltd.
Этот же офшор фигурирует в документах аудита АО Латвияс Кугниециба, в которых описана утечка 130 миллионов долларов компании в разные офшоры с 2002 по 2005 годы, посредством мошеннических схем с использованием искусственно сниженных фрахтовых ставок (об этом говорилось в предыдущей главе). Таким образом, шпионаж за несколькими десятками человек (практически все из которых являлись сторонниками Айвара Лемберга), систематическое введение в заблуждение судей и передача информации частной фирмочке производились на выкачанные из пароходства деньги, чем занимались Strindberg, Recoletos, Redrow и другие зарегистрированные на Виргинских островах офшоры. В свою очередь, работу Юрнет оплачивала фирма Naftaship, среди владельцев которой фигурируют те сотрудники пароходства, которые в своё время заключали преступные договоры. Афера с прослушиванием обходилась заказчикам в 120 тысяч латов в год!
При допросе вовлечённых в финансирование лиц как Юрис Рекшня, так и Олег Степанов вновь отказались пояснить, какую роль во всём это сыграли. На вопрос: «Ну, Степанов, когда мы снова поговорим о разворовывании пароходства?», олигарх ответил: «Возможно, я не хочу с вами разговаривать». Это была его единственная реакция по данному вопросу с 2008 года.
Фото: единственная фотография, на которой успели запечатлеть коррумпированных полицейских на скамье подсудимых, куда они попали за систематическое нелегальное прослушивание вентспилсских предпринимателей и сотрудников думы.
Предыдущие публикации:
Война вентспилсского транзитного бизнеса: ночные рейды и соковый терминал;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: как вторжение превратилось в «визит»;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: 100-тысячные инвестиции в разворовывание нефтепровода;
Война вентспилсского транзитного бизнеса: самый неудачливый бизнесмен века в Вентспилсе;
Комментарии (0)