В Ирбене посередине большого радиотелескопа установлен новый уловитель, который позволит ученым более детально исследовать далекий космос. Глаза профессора Юриса Жагара, осматривающего новое устройство, горят от радости.

Международный радиоастрономический центр появился в основном благодаря профессору. Работает он там пятнадцать лет, а последние пять лет был директором. Сейчас, из-за сокращения финансирования, центр объединился с Инженерно-исследовательским центром Вентспилсского ВУЗа, и директором объединенного института стал Валдис Авотиньш.

Жагарс признает, что руль управления находится в крепких руках, поэтому теперь он может посвящать больше времени лекциям и научным изысканиям. Он работает преподавателем в трех учебных заведениях – Вентспилсском ВУЗе, Латвийском университете и Техническом университете в Нанси, Франция. Во Франции он проводит около четырех месяцев в году. По заказу французов профессор проведет исследование использования методов теории хаоса в обработке сигналов.

Данное направление довольно перспективное, во Франции его развивают, используя деньги, которые в кризисное время в сфере науки не урезали, а наоборот, добавили. Применение методов теории хаоса позволяет математически смоделировать такие процессы, как, например, рост деревьев. У дерева абсолютно все листья разные, поэтому линеарные модели для этого не подходят. Похоже дело обстоит и с сателлитными снимками, на которых изображена Земля или происходящие на ней природные процессы.

Естественная среда постоянно меняется, поэтому снимки и их интерпретация должны меняться вместе с ней. Мир, который мы видим в базе данных Google Earth, – позавчерашний день.

В Латвии из-за экономического кризиса финансирование науки резко сократилось. На Ирбене в этом году из госбюджета выделено около 60 000 латов, в то время как в Эстонии, в Тартусской обсерватории, госфинансирование в год составляет около 500 000 евро (351 000 латов), в похожей обсерватории в Польше – 1 млн евро (702 000 латов), а в Испании – 2 млн евро ( 1 404 000 латов).

«Если государство не обеспечивает научный институт достаточно большим финансированием, он теряет конкурентоспособность, т.к. другие научные центры поддержку получают. Утратив конкурентоспособность, институт какое-то время существует, а потом погибает», – говорит Жагарс.

Пока что в Ирбене топливо есть, центр продолжает действовать. Это происходит в основном благодаря финансированию, привлеченному в рамках проекта Европейского социального фонда.

Жагарс скептически относится к обещаниям того, что через два с половиной года, когда закончатся деньги проекта, ситуация в стране улучшится. «Боюсь, в Латвии в это время будет самая низкая кризисная точка, т.к. закончатся средства структурных фондов, и нам больше никто ничего не одолжит». Однако у профессора имеются мысли, как можно ситуацию исправить.

На данный момент в активах Ирбене имеется собираемый сателлит Вента–1, специалисты и идея, что самая маленькая антенна RT–16 может стать центром сателлитных коммуникаций. Несколько шагов к осуществлению этой идеи уже сделано, например, в проекте Европейского социального фонда одна из задач – обновить функциональность RT–16 и приспособить его к приему сателлитных сигналов.

«Мы примерно догадываемся, в каком направлении идти, но, чтобы чего-то достичь, путь надо искать самим», – говорит Жагарс.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: