В апреле в т/д "Юрас варты" пройдут разные мероприятия, в числе которых  фрагменты мюзикла Вей, ветерок!, Симфония вулканов Эрика Эшенвалда и постановка Нового рижского театра Озеро надежды замёрзло.

Праздничный концерт. Фрагменты мюзикла Вей, ветерок!

Карлис Лацис, композитор, пианист, один из авторов мюзикла: играть с оркестром – это всегда праздник

– Мюзикл Вей, ветерок! был создан по пьесе Я. Райниса и мотивам латышских народных песен. Что побудило на создание мюзикла?

– Это была инициатива Лиепайского театра. Затем один из режиссёров театра – Дж. Дж. Джилинджер – скомплектовал команду, в состав которой входил я как автор мюзикла, Эвита Мамая (автор либретто) и поэт Янис Элсберг.

– На концерте в Вентспилсе, где прозвучат фрагменты из мюзикла, вы будете выступать вместе с гитаристом Каспаром Земитисом, аккордеонисткой Инитой Аболиней, солистами, а также с Вентспилсским камерным оркестром и камерным хором Вентспилс. Как оцениваете это сотрудничество?

– Айгар Мери – молодец. Он регулярно ездит из Риги в Вентспилс и держит оркестр с хором на высоком уровне. Отрадно, что Вентспилс в музыкальной сфере вырос. С дирижёром Айгаром Мери я сотрудничал неоднократно, и мне нравится, как он озвучивает мои работы. В культурной жизни Вентспилса уже многие годы активно участвует мой хороший друг, с которым мы когда-то вместе учились, – Ренар Лацис, руководитель Вентс­пилсского биг-бенда, воспитывающий новые таланты. Я рад тому, как за последний год вырос уровень Вентспилсского музучилища.

– Какие чувства вызывает у Вас мюзикл?

Вей, ветерок! – это мой первый мюзикл. А первый всегда остаётся первым. К тому же играть совместно с оркестром – всегда праздник.

– Концерт в Вентспилсе пройдёт 4 мая, в честь Дня восстановления независимости Латвийской Респуб­лики. Что для Вас значит этот день?

– Считаю себя патриотом Латвии, и 4 мая для меня праздник. Помню, как в школьное время по радио сообщили: Латвия теперь свободна! В честь этого события мы в Кандаве открыли плавательный сезон.

Симфония вулканов Эрика Эшенвалда

Эрик Эшенвалд, композитор: слушатели удивятся, узнав, сколько существует народных преданий о вулканах

– Премьера Симфонии вулканов прошла в марте этого года. Прежде вы исследовали северное сияние, теперь – вулканы. Почему?

– Идею подкинули товарищи по экспедиции – режиссёр Ренар Вимба и оператор Дайнис Юрага. Северное сияние прекрасно, и мне хотелось продолжить исследования ветров, водоёмов, но коллеги предложили обратиться к иной теме – вулканам. Я подумал: почему бы и нет?

– Процесс исследования вулканов показался Вам интересным, и Вы отправились в экспедицию.

– Она длилась месяц. Начали с вулканов на западном побережье Америки, в окрестностях Сиэтла, потом отправились на Гавайи и в Новую Зеландию. В каждом месте беседовали с сейсмологами или вулканологами. На Гавайях вулканолог провёл нас по тропам вблизи активных мест, где мы увидели лаву. В Новой Зеландии сами обошли долину вулканов и поняли, что они имеют разные проявления. Я также собрал легенды, сказания, мифы и приметы о вулканах разных народов, веками проживающих у их подножия. Истории разнятся. По сути, каждое извержение вулкана является трагедией, но удивительно, что в легендах мало драмы. Интересно, что северное сияние – красивое явление, но северные народы сложили о нём довольно страшные легенды. Например, что оно отрубает головы и его нельзя дразнить. А с вулканами дело обстоит иначе, о них складываются истории любви. Меня привлекают эти полюса.

– Концерт состоит из двух частей.

– Да. В первой выступит Государственный академический хор Латвия под управлением дирижёра Мариса Сирмайса. Прозвучит моя музыка a capella. Будет довольно много произведений с моего нового диска С незапамятных времён (No neatminamiem laikiem), в котором я обратился к фольк­лору, в т. ч. латышскому. Прозвучат и другие композиции, и о каждой я немного расскажу. Во второй части прозвучит сама симфония, и это станет вторым её исполнением в Латвии и в мире. В ней обобщено около 30 рассказов о вулканах всего света. Слушатели удивятся, сколько существует народных преданий о вулканах.

Постановка Нового рижского театра Озеро надежды замёрзло

Вилис Даудзиньш, актёр, исполняющий роль бабушки: такая леди – первая в моей актёрской биографии

Озеро надежды замёрзло режиссёра Владислава Наставшева – спектакль о процессе создания постановки.

– Да, это история о том, что происходит в голове режиссёра, когда он пытается сформулировать возникшую в его уме идею постановки. О том, как он объяс­няет задумку актёрам, которые будут играть в спектакле о жизни постановщика. Личная жизнь – довольно сложная вещь, и как объяснить внутренний мир режиссёра? Об этом постановка. На самом деле большим даром в процессе создания спектакля является способность режиссёра объяснить, что он чувствует и в чём заключается его идея. Это очень тонкая материя.

– Как складывались Ваши отношения с постановщиком?

– Легко. Очевидно, я довольно быстро понял образ, коим в данном случае яв­ляется бабушка Владислава Наставшева. Когда образ пойман, ты можешь в него вжиться – двигаться и думать, как твой герой. Роль показалась мне увлекательной. Я сыграл много плохих героев и стариков, но такая леди – первая в моей биографии.

– Как проходила подготовка к роли?

– Было сложно в том смысле, что сценарий написал Влад Наставшев, и всё зависело от того, насколько хорошо он помнит бабушку, что и как она говорила, а также как мы сможем перевести эти мелкие эпизоды и вспышки воспоминаний в драматургию, работающую на сцене.

– Какая у режиссёра бабушка?

– Это советский человек – homo sovieticus. Чрезвычайно выносливый, переживший голод, трудности войны, нищету, отчаяние, уверенный, что в жизни всё зависит только от тебя самого – есть ли у тебя профессия, можешь ли ты заработать деньги. Здесь нет места капризам и прихотям. Для этого человека не актуальны все характерные для нашего времени рекомендации о том, что надо прислушаться к своему сердцу и найти работу, которая тебя духовно развивает. Работай, зарабатывай и живи своей жизнью. Сложная судьба сделала бабушку суровой и опасливой. Конечно, Владу в детстве было с ней сложно. С одной стороны, она была каменной стеной, защищавшей внука, но, с другой, ему приходилось бороться, чтобы доказать, что работа в театре – тоже профессия.

– К каким выводам Вы пришли, работая над спектаклем?

– Каждая постановка оставляет свой отпечаток, поскольку требует вжиться в чужой образ, примерить на себя иной опыт и ход суждений. Меня уже давно не покидает мысль, что мир очень разно­образен. Мы, актёры, счастливые люди, так как можем прикоснуться к судьбам разных людей. Это огромная привилегия, которую следует ценить.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: