30 и 31 мая в Латвии проходила очередная международная конференция TransBaltica 2019, посвящённая транзитной отрасли. Важным звеном латвийского транзитного коридора являются порты, в том числе Вентспилсский свободный порт. И не случайно второй день конференции проходил на выездной сессии в Вентспилсе.

Интерес сохраняется

Транзит в Латвии переживает не самые простые времена – отчасти из-за чрезмерной политизации отрасли, но в большей мере в результате осуществления Россией масштабной программы развития собственных портов, в которую вкладываются миллиарды и последствием которой становится переориентация экспортных российских грузопотоков на собственные порты. Международная конференция TransBaltica, которая проходит в Латвии уже 22 года, в этом году вновь собрала в Риге экспертов из разных стран, которые обменялись информацией и мнениями относительно нынешней ситуации и перспектив развития латвийского транзита.

По словам одного из организаторов конференции – Григория Гудкина, представляющего Рижскую школу менеджеров, интерес к латвийскому транзиту сохраняется. На это указывает и представительство конференции – в ней участвовали представители министерств транспорта и сообщений, железной дороги, отраслевых ассоциаций портов, логистики, транзитного бизнеса и т. п. из Латвии, России, Литвы, Беларуси, Италии, Нидерландов.

Второй день конференции проходил в Вентспилсе. Выездная сессия ТрансБалтики состоялась в замке Ливонского ордена. После презентации Вентспилсского свободного порта (ВСП), с которой выступил заместитель управляющего ВСП Игорь Удодов, участники и эксперты обменялись мнениями по теме Статус Латвии как транзитного государства: взгляд из России. После сессии участники конференции осмотрели акваторию порта с палубы прогулочного катера Герцог Екабс, а также ознакомились с терминалом Noord Natie Ventspils Terminal и индустриальной зоной в Вентспилсском Парке высоких технологий.

Министерство сохраняет оптимизм

Если посмотреть на цифры, то в настоящее время с латвийским транзитом всё не так плохо: по информации Минсообщения, грузооборот латвийских портов в первом квартале нынешнего года немного, но всё же увеличился по сравнению с таким же периодом прошлого года. В Вентспилсском порту тоже дела идут неплохо – с небольшим приростом грузооборота к прошлому году. Правда, объём перевезённых Латвийской железной дорогой грузов за это же время сократился в сравнении с аналогичным прошлогодним показателем. Заместитель госсекретаря Минсообщения Улдис Рейманис, открывая конференцию, отметил, что транзит, который составляет 8% от ВВП Латвии, вносит важный вклад в экономику страны. Общий оборот отрасли составляет 1,5 млрд евро. «Министерство сообщения всегда будет поддерживать транзитную отрасль», – пообещал замгоссекретаря. По мнению представителя министерства, транзитная отрасль Латвии работает успешно, и вообще у нас в целом сложилась хорошая ситуация в сфере транзита с соседними странами – Россией, Беларусью и Казахстаном.

Этот оптимизм разделяют не все участники конференции и эксперты. Кстати, и сам министр сообщения Талис Линкайт признаёт, что радужная ситуация в латвийском транзите – дело временное. По мере того, как Россия строит и модернизирует свои порты и другую перевалочную инфраструктуру, грузопотоки будут постепенно уходить из Латвии, – ранее признавал министр. На это же указывал и председатель правления ВСП Айвар Лемберг, советуя забыть о массовых грузах в латвийских портах. Россия развивает собственные портовые мощности в Усть-Луге и Приморске, которые забирают грузы у Латвии. Ожидается, что в этом году в Усть-Луге начнёт строиться очередной новый перегрузочный комплекс, в который войдут терминалы по перевалке генеральных и навалочных грузов. Комплекс должен начать работу в 2024 году. Ожидается, что туда из Балтии, скорее всего, переведут свои перевалочные комплексы российские производители минудобрений. Порты Балтии теряют грузы и из-за логистического комплекса в Приморске, мощность которого будет доходить до 70 млн тонн в год. Кроме того, Россия интенсивно развивает дальневосточное, северное и арктическое направления транспортировки своих экспортных грузопотоков.

Сохранить то, что есть

На негативные тенденции в латвийском транзите указывал гендиректор компании, оказывающей услуги логистики по всему миру, – DB Schenker в России Айвар Тауриньш, который, кстати, с 2013 по 2015 годы был членом руководящей группы в компании Stena Line Group Freight, отвечающей за рынки Балтии, России и СНГ. Тауриньш два года работал в Вентспилсе, занимаясь организацией региональных паромных перевозок Stena Line.

«Тенденции в транзите не особенно позитивные, и нет оснований полагать, что в ближайшем будущем они изменятся в лучшую сторону», – сказал Тауриньш. Однако, как и во всём остальном, палка транзита – тоже о двух концах: с одной стороны, отрасль не создаёт существенную добавочную стоимость, но с другой, – поддерживает инфраструктуру, которую могут использовать местные компании. «Если транзит уйдёт, то и инфраструктуру поддерживать будет некому, поэтому услуги по перевалке грузов могут просто исчезнуть», – такова пессимистичная часть прогноза Тауриньша. Из этого следует, что и государству, и самоуправлению, и Управлению ВСП надо всеми силами стараться удержать нынешний объём грузов хотя бы на таком уровне, который обеспечивает экономическое обоснование и доступность портовых услуг. Для этого необходимо развивать промышленность, которая поможет частично заместить уходящие транзитные грузы. Вентспилс придерживается этой стратегии на протяжение уже 17 лет.

«Развивайте контейнерные перевозки»

Мнения российских экспертов, прозвучавшие в Вентспилсе во второй день конференции, также разделились на оптимистичные и пессимистичные. Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов уверен, что порты Балтии, в том числе латвийские, нужны и важны для России как альтернативные направления транзита, тем более что они находятся на территории Евросоюза. По мнению эксперта, продуктивной работе мешают громкие и ненужные споры – о политике, войне, языке и т. д. Вместо того чтобы спорить и доказывать что-то друг другу, надо просто работать засучив рукава, – призывает эксперт.

По мнению Безбородова, латвийским портам необходимо наращивать мощности по перевалке контейнеров. По сравнению с нефтяными и другими массовыми грузами, контейнерные грузы не настолько политизированы, – отмечает Безбородов. Он советует портовым властям и самоуправлениям не бояться вкладывать собственные средства в строительство контейнерных мощностей, так как инвестиции всегда окупятся или вернутся. Безбородов привёл такой пример: инвесторы из Сингапура купили Гданьский контейнерный терминал (в Польше), заплатив за него миллиарды долларов.

В отличие от Безбородова, профессор Юрий Щербанин, представляющий Институт народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук и Госуниверситет Нефти и Газа им. Губкина, настроен менее оптимистично. Он предлагает не сбрасывать со счетов всеобщую тенденцию переориентации российских грузопотоков на собственные порты. Отвечая на главный вопрос второго дня конференции: сохранит ли Латвия статус транзитного государства? – Щербанин заметил: с одной стороны, Евросоюз нуждается в нефтепродуктах, и Россия не перестанет их поставлять, в том числе через порты Латвии; с другой, – объёмы российских нефтепродуктов в портах Латвии продолжат снижаться, а вслед за ними могут начать уходить и другие грузы, что негативно скажется на транзитной отрасли страны.

Формула выживания

Простую и оптимистичную формулу для латвийского транзита предложил постоянный участник конференции ТрансБалтика – старший аналитик ценовой консалтинговой компании Аргус Сергей Агибалов. «В любом деле нужен здоровый оптимизм, подкреплённый эффективной работой», – сказал он, выступая на выездной сессии в Вентспилсе. Реально оценивая перспективы латвийского транзита, он соглашается с тем, что основные российские грузопотоки будут ориентироваться на собственные порты. Но «всегда остаются небольшие грузопотоки, которые [Латвии] можно и нужно гибко привлекать в свои порты». Вентспилсу вряд ли стоит конкурировать с такими титанами портового бизнеса, как Приморск или Усть-Луга. Но остаются другие игроки, на фоне которых Вентспилс выглядит намного привлекательнее, – уверен Агибалов.

Как пример эксперт привёл нефтехимические грузы, для которых в будущем прогнозируют большой спрос. Сейчас основной объём российского экспорта нефтехимии в западном направлении идёт через порты Финляндии. Но, по мнению аналитика, с развитием производства нефтехимических продуктов будет расти и спрос на мощности по перевалке этих грузов. Эту нишу вполне может занять Вентспилс, имеющий для перевалки нефтехимии как достаточный опыт, так и всю необходимую инфраструктуру и хороший уровень обслуживания, – считает Агибаллов. «Всегда есть узкие товарные группы, к которым нужен специфический подход, надо только искать и находить их», – уверен эксперт.


Латвийские порты, в том числе Вентспилс, всегда могут найти свою нишу в транзите российских грузов, – считает Сергей Агибалов.


Вопрос экспертам задаёт начальник планового отдела «Вентспилс нафта» терминалс Асват Закиров.


«Без Латвии и других балтийских портов Россия проиграет конкуренцию», – уверен Алексей Безбородов.

Читай еще

Комментарии (1)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: