У вентспилсчанина РИМАНТА МИРОНОВИЧА интересное хобби – уже пять лет он тщательно собирает всевозможную информацию о мотоспорте в Вентспилсе, которую впоследствии планирует изложить в книге, причём произойдёт это достаточно скоро.
Изучает историю местного мотоспорта
5– Знаю, что одно время ты участвовал в любительских гонках, но как пришла мысль обобщить исторические сведения о вентспилсском мотоспорте?
– Наверное, предпосылки следует искать в детстве. Дело в том, что многие мои родственники участвовали в соревнованиях, поэтому родня приходила болеть за своих близких и брала с собой меня, ещё малыша. Когда мне было три-четыре года, на трассе Дзинтаръюры собирались толпы народа, гоняли большие мотоциклы с колясками, ревели моторы и резко пахло касторкой. Так что, насколько себя помню, интерес к мотоспорту был всегда. Вместе с друзьями рядом с бывшим кафе Приедес в Парвенте создали трассу, на которой сначала катались на велосипедах, а после пересели на мопеды. В 5-й средней школе я ходил в мотокружок, который также использовал нашу трассу, а в начале 90-х записался в мотоциклетную секцию Саркана бака, где, правда, всё уже постепенно разваливалось. Принять участие в соревнованиях так и не удалось, зато через 20 лет всё сложилось так, что наконец-то смог погонять. При поддержке семьи и друзей я воспользовался этой возможностью. В 2014 году провёл полный сезон в Латвийской любительской лиге, что позволило понять суть мотокросса. До этого я мог стоять на обочине трассы и мудро рассуждать, но надо было лично испытать грязь и песок, дабы понять, что это такое и какие усилия надо приложить, чтобы войти в число сильнейших гонщиков Латвии и мира. Появилось большее уважение к этим людям, возник углублённый интерес. Я начал публиковать в Интернете различные фотографии, факты, статистику, что заметил заведующим клубом Родео Арвис Сандер, который и предложил поискать что-нибудь о Вентспилсе.
– Попробовал, понял, что информации достаточно, и постепенно ещё больше втянулся?
– Можно и так сказать. Сначала я просто пытался понять, где следует искать информацию, и, кстати, именно ты предложил изучить подшивку старых номеров Вентас Балсс. В газетах я нашёл очень много новостей. Большая заслуга в этом Харийса Фогелиса, который в то время был председателем спортивного общества Даугава, большим любителем мотоспорта, а также организовывал в 50-х годах соревнования, о которых подробно сообщалось в прессе. Увлечение действительно затянуло, я нашёл единомышленников, с которыми мы создали группу в Фейсбуке, где я кое-что публикую, но главный замысел состоит в том, чтобы издать весь собранный материал в виде книги. Я не считаю сбор сведений лично своей работой, это совместный проект, направленный на то, чтобы вспомнить достижения в когда-то очень популярном виде спорта.
– Ты не только собираешь новости из газет и других материалов, но также встречаешься и беседуешь с участниками тех событий и их родственниками?
– Да, ездил в гости с диктофоном, записывал воспоминания, получал фотографии. Все были очень отзывчивы и рады, что их не забывают. Может, только в нескольких случаях со мной не захотели встречаться, но оно понятно, ведь я не известный журналист. Кто знает, что у меня на уме? За информацией также ходил в Рижский мотомузей, где получил хорошие материалы, теперь могу использовать и сайт periodika.lv, что значительно облегчает работу. Уже собрано довольно много, но всё же хочу убедиться, что не упустил нечто действительно важное. Поэтому, если кто-либо владеет информацией и материалами о мотоспорте в Вентспилсе или знает, где их достать, буду рад выслушать. Существуют периоды, о которых сведений меньше, например, 40-е и 50-е годы. Либо, скажем, фамилии гонщиков есть, а остальной информации нет. Из бесед не всегда можно узнать много нового, потому что кто-то вспоминает то же самое, что уже было рассказано, но немного добавляет подробностей, и тогда я получаю хоть крупицу свежих сведений.
– Наверняка есть и другие люди, занимающиеся историей мотоспорта, причём не только в Латвии. Ты с ними общаешься?
– Да, в группе на Фейсбуке есть такой Андис Янсон, чей отец Альберт входил в команду Торгового порта, а в 70-х годах руководил мотосекцией Сельская техника. Также Андрис Матисан из Риги, а ещё – Ант Кикерпу из Эстонии, у которого собрано много интересных фактов, в том числе о Вентспилсе. Он сам ездил, был мастером спорта, и после своих заездов всегда следил, как идут дела у других. В этом году ему исполняется 70 лет, но память у него хорошая, многое может рассказать.
– Как глубоко сумел докопаться? Какие самые старые новости нашёл?
– Вентспилс входил в число городов, где были заложены основы мотоспорта Латвии, и это не преувеличение. В 20–30-х годах
стала популярна езда на треке, а у нас был самый современный мотовелотрек, на котором свои титулы делили сильнейшие гонщики того времени. Пионером считается Арвид Вагис, который первым из вентспилсчан смог конкурировать с именитыми спортсменами. В послевоенные годы он был первым председателем Вентспилсского автомотоклуба, а позже эстафету перенял Фогелис – отец нашего уникального комментатора Эрика. Он же руководил строительством трассы Дзинтаръюра в 1967 году.
В послевоенные годы в Вентспилсе проводились соревнования в различных классах мотоциклов, хотя самой популярной была езда по бездорожью. Устраивались мотогонки, и пригородные леса в конце нынешней улицы Саулес были изъезжены вдоль и поперёк. Матчи на скорость также проходили на Рижском шоссе. Интересной оказалась новость о первых гонках после войны. В 1947 году состоялся первый чемпионат Вентспилса и уезда по мотоезде на шоссе, и старт был дан около так называемого круглого киоска. Гонщики проехали круг по городу, но из 12 участников до финиша добрались только двое, потому что у остальных не выдержала трофейная техника. Самым быстрым оказался Сергей Каркл, который год спустя вместе с Карлисом Ником стал первым чемпионом Латвии, а его сын, Эрик Каркл был чемпионом Латвии среди юношей, затем – мастером спорта. Вентспилсчане продолжали регулярно побеждать в чемпионатах Латвии, но настоящие золотые времена наступили в 60–70-х.
– Тогда успехи были не только в Латвии, но и по СССР и миру?
– В целом оказывалось много поддержки со стороны предприятий, существовало много мотоклубов, проходили соревнования, собирались болельщики. Автоспорт был очень популярен, чему, конечно, способствовали и достижения. Уникальный успех показал Арнис Ангер в 1968 году, выиграв в составе сборной СССР Мотокросс Наций. Сомневаюсь, что кто-либо из латвийских гонщиков достигнет чего-то подобного в ближайшем будущем. В то время прибалтов вообще не особо хотели включать в команду, приходилось быть на голову выше остальных, так что можно догадаться, на каком уровне ездил Ангер. Ему также удалось занять 4-е место в этапах чемпионата мира.
Зигрида Озолиня была десятикратной чемпионкой Латвии, чемпионкой СССР, а в 60-х годах настоящим кумиром поклонников мотоспорта стал Эдвин Траутманис. В 1972 году Янис, брат Арниса Рейманиса, руководителя мотосекции Саркана бака, в составе сборной СССР участвовал в командном чемпионате мира по мотогонкам и занял 4-е место. В чемпионате мира в 70-х также участвовал Валдис Гринберг. Интересно, что в 1964 году Зигрида Озолиня и Арнолд Приедол опробовали мотошоссе, причём вполне успешно. Много хороших гонщиков было и в последующие годы, их знали, на них ходили смотреть. На трассе Дзинтаръюра также организовывались всесоюзные матчи, и на один из них было продано 18 000 билетов. Правда, говорят, что билетов просто не осталось, кассу закрыли, и остальные болельщики, коих было ещё много, прошли бесплатно.
– В те времена вообще проходило много разных соревнований, в том числе у нас.
– Да, и конкуренция была высокой на всех уровнях. Самое большое число, что мне удалось найти в Вентспилсе, – шесть мотогонок за один сезон. Нашей традицией был мотокросс на День рыбака, который позже, благодаря Родео, Арвису Сандеру и сторонникам, превратился в розыгрыш Большого приза Вентбункерса. Кстати, у нас также играли в мотобол, но больше в пропагандистских целях – команд здесь никогда не было, а матчи проводили, чтобы показать, что это за спорт.
В начале 80-х годов ещё проходили соревнования высокого уровня, завоёвывались титулы чемпионов Латвии, однако в конце десятилетия всё пошло на спад. Стало меньше поддержки, было труднее получить технику, но энтузиасты оставались, и конкуренция сохранялась. В Попес Валдис Гринберг вместе с Эриком Фогелисом, Вентом Смилтниеком и Индулисом Ципулисом создал трассу на стадионе и усиленно пытался оживить мотокросс. Затем пришли остальные члены команды Родео – Сандер, Сок, Вочтав, Сакне, Балтгалвис и Виталий Бобков, чей сын Айгар стал первым гонщиком команды завода Husaberg. В 2005 году он занял 4-е место на чемпионате мира в классе MX3, а в 2004-м Иво Штейнберг стал чемпионом мира и Европы среди юниоров. Последний раз матчи на трассе Дзинтаръюры прошли в 2006 году. Затем предпринимались попытки провести их в Попес, однако вскоре и там всё остановилось. Конечно, поклонники мотокросса надеются, что у нас снова будет своя трасса, причём в крае уже проходят заезды.
– Ты обобщаешь всю информацию в виде манускрипта или этот этап ещё впереди? Насколько близок к изданию книги?
– Вообще-то пришло время задуматься о том, чтобы положить точку и привести всё в порядок. Мне определённо не надоело, скорее, с каждой новой информацией становится только интереснее, но появилось ощущение, что скоро будет пора положить конец. Я уже интересовался, как можно издать книгу, есть сторонники, люди, которые очень рады нашей работе, поэтому я не сомневаюсь, что у нас всё получится. Надеюсь, когда-нибудь мы сможем обобщить историю проведения других спортивных событий в Вентспилсе, ведь нам есть чем гордиться в разных видах спорта. Надо только найти людей, которые этим увлекутся.
– Что говорит семья о таком хобби?
– Ничего. Это не вредная привычка, так что никто не против. Правда, на другие увлечения времени не остаётся.
Комментарии (5)
О, а я этого дядьку знаю. Мы с ним в детстве по Риндас бегали.
От кого?
За Клинским.
Тогда клинского небыло. Тогда уж за сеньчу.
Ну ты понял о чём я говорю.