Павел Пикуза с семьёй уже год живёт в Вентспилсе. В Латвию молодую украинскую семью привело желание вернуться на родину предков жены и уехать подальше от России. Когда на родине началась война, Павел одним из первых вентспилсчан отправился к польской границе на помощь землякам.
Павел Пикуза: «Каждый должен делать то, что может»
0В первые дни войны в Украине внимание многих пользователей Фейсбука могло привлечь обращение Павла Пикузы, в котором он сообщал о своём намерении отправиться на границу Польши и Украины для оказания волонтёрской помощи женщинам и детям, покидающим Украину, и доставки гуманитарных грузов. Для этих целей Павел просил предоставить ему в аренду легковую автомашину или микроавтобус.
Отправился на помощь землякам
Машину Павел получил от одного из членов общины адвентистов, к которой принадлежит и он сам. Вентспилсчане собрали ему и денег на расходы в поездке – бензин и прочее. Когда мужчина отправился из Вентспилса в путь, он ещё не знал, что его ждёт. «Это были первые дни после начала агрессии, информации не было, я только знал, что на границе скапливаются большие очереди беженцев», – вспоминает Павел. Спустя примерно 17 часов пути он приехал на украинско-польскую границу. Своими дорожными впечатлениями обо всём, что происходило с ним в поездке, Павел поделился в своём профиле в Фейсбуке.
«Граница Старобойтовое. 27 февраля 15:00.
Из Украины пропускают только транспортом (личным и автобусами). Здесь стоит порядка двухсот машин, ждут своих родственников. Среднее время ожидания полдня.
Есть поляки, которые ходят предлагают еду. При мне подъехали две машины с границы – пара женщин и до десяти детей. Сказали, что три дня в дороге. Ищут хостел. Также есть информация что на пункте Устилуги – Зосин пропускают пеших. Планирую поехать туда и посмотреть, что там. Думаю, там больше людей, которым нужна помощь».
Павел обратил внимание на то, что многих прибывающих из Украины беженцев на польской стороне встречали близкие или знакомые. Со стороны Польши немало было и таких людей, которые стояли с табличками, предлагая бесплатную помощь. Павел встретил несколько семей, прибывших с Украины, и отвёз их туда, где их уже ждали, – в Гданьск.
Очередь, как за хлебом
«1 марта. Если кратко, то сегодня я отвозил людей в Гданьск. День был длинный и только закончился. Вчера, когда приехал на границу, я написал, что всех, кто пересекает границу, встречают, и даже есть люди, готовые отвезти тех, кого не встречают. Тогда я не понял почему так, а сегодня, пообщавшись с беженцами, понял. Забрав семью (маму и двоих детей) в Хелме, куда они приехали на поезде со Львова, я должен был отвезти их в Люблин и посадить на поезд до Варшавы. Там им надо было пересесть на поезд до Гданьска. Приехав в Люблин, я пошёл за билетами (для беженцев они бесплатны, но без них не сесть на поезд), они попросились отдохнуть в машине, пока я узнаю, когда поезд. В кассе была очередь (как за хлебом в Советском Союзе), и ясно было что на ближайшую электричку, которая отправлялась через полчаса, успеть шансов нет, а следующая через полтора часа. Так же возникал вопрос: как они пересядут в Варшаве? Уставшие (за плечами две бессонные ночи), телефоны и повербанки разряжены, языка не знают, как и вокзала... И, вероятно, их ждёт третья ночь в дороге... Я забил в карте конечный пункт и увидел, что до Гданьска ехать пять часов. И мы поехали […] Благодарили очень сильно, ну а я не упустил возможности упомянуть, что не один для них старался. Сегодня мы с вами помогли трём людям спать спокойно, в тёплой кровати, без страха за свою жизнь».
Помогал обустроить перевалочный пункт
Вернувшись из Гданьска к границе, Павел остановился в Люблине, где при общине адвентистов был организован перевалочный пункт для приёма беженцев. Павел помогал местному служителю общины в организации пункта – ездили по магазинам, покупали вещи, собирали мебель, привозили беженцев с границы, устраивали их на отдых, отвозили на вокзал. «Общался с двумя семьями. Им некуда ехать, они думают, что делать. Рассказал про программу [помощи], которую предоставляет Латвия», – пишет в своём профиле Павел. Когда у границы был налажен организованный приём беженцев, Павел понял, что может возвращаться домой.
«Вчера (3 марта) забрал семью (маму и четверых детей) и отвёз в Вентспилс. Ситуация на границе стабилизируется, отвоз людей, проживание и прочие нюансы уже организуют на государственном уровне. В Вентспилс, например, людей везут автобусом. Поэтому нет острой нужды в поездках машиной, к тому же я достаточно вымотался за эти дни. И теперь смогу уже помогать беженцам, здесь, в Вентспилсе. Спасибо всем, кто оказал мне поддержку». Павел говорит, что среди тех, кто ему помогал, есть и местные украинцы, и другие вентспилсчане, и представители городской администрации.
Пожилые не хотят покидать Украину
Павел привёз семью из Луцка в Вентспилс, устроил их в гостинице Вентспилсской высшей школы, а сам слёг с ковидом. Сейчас Павел идёт на поправку и планирует после полного выздоровления вернуться к работе. «Я понял, что из города за беженцами отправляются автобусы Вентспилс рейсса, поэтому моя помощь там уже не будет столь эффективной», – говорит он. Павел обращает внимание, что он не единственный в Вентспилсе, кто готов помогать беженцам с Украины. Недавно в город приехали мама и бабушка его жены, которые жили в Днипро. Их привёз кто-то на частном автотранспорте – так же, как Павел доставил семью из Луцка.
Родные жены Павла по происхождению латыши, поэтому они сейчас стараются переехать в Латвию. А родственники Павла – украинцы – пока не хотят покидать родину. Павел переживает за брата, который с семьёй и маленьким ребёнком живут в Харькове. Его родители также остаются в Украине, живут недалеко от Днепра. «Пожилые украинцы не хотят покидать Украину», – говорит Павел.
Как украинцы попадают в Польшу
В своём профиле на Фейсбуке Павел описал способы, какими украинцы попадают в Польшу.
«Есть два способа. Первый – пешком или на машине через пропускные пункты. Второй – на поезде из Львова. Особенности первого способа: очереди из машин на границах достигают 25 км. Можно представить, сколько времени занимает такой переезд. Есть возможность пересечь границу пешком. Были попытки силового перехода границы иностранцами (как мне сказали, арабами). В результате открыли огонь, были пострадавшие.
Особенности второго способа. Из многих городов курсируют поезда – эвакуационные рейсы – в основном во Львов. В такой поезд сначала заходят люди по билетам, потом без билетов до того, что в каждом купе по восемь человек, и в конце запускают в коридор и тамбуры. Точнее, они залазят туда самовольно, и проводники ничего не могут сделать. Попасть в вагон – это «большая удача», поэтому многие проводят уйму времени в попытках сесть в спасительный поезд. Проводники стараются сажать сначала семьи с детьми, потом пожилых, и затем уже всех остальных... В конце концов, после нескольких попыток сесть на поезд в Польшу, люди готовы распихивать друг друга локтями, лишь бы попасть в очередной поезд. В конце поезд приезжает в Польшу, все проходят таможню, и их встречают друзья-знакомые».
Вернулись на родину предков
Павел Пикуза – программист, его жена – учитель английского языка, сейчас в отпуске по уходу за ребёнком. В семье растут двое маленьких детей. До недавнего времени они жили в Днепропетровске. «Мы давно решили уехать с Украины и подыскивали подходящие варианты. Я подумал, что для семьи было бы безопаснее жить где-то в другом месте. Латвию выбрали потому, что дедушка моей жены – латыш Принцис из Валмиерского края, и здесь была возможность получить постоянный вид на жительство», – рассказал Павел. К этому решению семью подтолкнула ещё и пандемия коронавируса, во время которой многие перешли на удалённую работу и географическое место положения работника уже не имело значения, особенно в отрасли ИТ. Год тому назад молодая семья переехала на постоянное жительство в Вентспилс.
Наш город Павел с семьёй выбрали, потому что «хотелось жить подальше от России и понравился сам город с морским побережьем, хорошей инфраструктурой для детей». После переезда в другую страну Павлу не пришлось даже уходить с прежнего места работы.
Спустя год пребывания в Вентспилсе он признаётся: «Жизнь здесь дороже, по сравнению с Украиной, но есть и свои плюсы – например, очень хорошая медицина. И люди здесь добрые». Подтверждение своим выводам Павел видит и в эти дни, когда многие вентспилсчане бескорыстно включились в оказание помощи украинцам. «Время сейчас такое, что каждый должен делать то, что в его силах», – говорит Павел.
Эту семью Павел сначала собирался отвезти на вокзал в Люблине и посадить на поезд в Гданьск. Но, увидев очереди за билетами на вокзале и на перроне и зная, что семья двое суток была в дороге, Павел сам отвёз их в Гданьск.
Комментарии (0)