Отныне ландшафт Таргальской волости на десятилетия, если не на века, будет неизменно ассоциироваться с ветряными турбинами, которые хорошо видны также из Вентспилса. Сельские жители, чьи хозяйства граничат с территорией парка ветряных электростанций, уже ощутили на себе негативное воздействие турбин.
Ветрогенераторы мешают людям и среде
1В середине сентября эстонский холдинг Utilitas открыл в Таргальской волости крупнейший в Латвии наземный парк ветряных генераторов. Парк состоит из 14 турбин производства датской компании Vestas. Мероприятие по случаю открытия парка ветряных электростанций (ВЭС) посетил министр охраны среды и регионального развития Артурс Томс Плешс, гордо запечатлевший себя на фоне вращающихся лопастей. По неофициальной информации, министр посадил у одной из турбин небольшое хрупкое деревце. Рядом с монстром-генератором оно смотрится особенно жалко и незащищённо.
Мать четверых детей Яна Берка когда-то вернула себе землю предков в Таргальской волости, чтобы развивать здесь биологическое хозяйство Клингери. Семья Яны обрабатывает порядка 100 гектар земли, выращивая зерновые, поддерживая пастбища и заготавливая сено для поголовья овец, насчитывающего до 400 голов. Кто мог тогда подумать, что сегодня семья Яны будет жить рядом с «заводом по производству электроэнергии». А сама Яна с грустью говорит, что вряд ли её дети, когда вырастут, захотят остаться в отчем доме.
От домохозяйства Бумейстари, где живёт семья Яны, до ближайшей турбины – примерно 800 метров. По нынешним нормам, это – допустимое минимальное расстояние до ближайших жилищ. В планах строительства парка фигурировала ещё одна турбина, которая должна была быть ещё ближе к жилому дому. Благодаря протестам жителей, позже турбину вычеркнули из плана. Но и присутствие 14 оставшихся турбин жители окрестных домов слышат постоянно. В тот день, когда Вентас Балсс посетила парк ВЭС, дул слабый ветер, поэтому шум работающих турбин был приглушённым, хотя и отчётливо слышным. При более сильном ветре и при соответствующем его направлении гул от ветряных генераторов усиливается, – с грустью рассказала Яна. «Такое чувство, что у тебя под ухом постоянно работает стиральная машина», – пояснила она.
Готовясь к соседству с парком ВЭС, жители более всего беспокоились о низкочастотных звуковых излучениях, которые не воспринимаются акустически, но негативно влияют на сердечную деятельность человека и животных. Последствия от такого негативного влияния могут проявиться со временем. В то же время жители не ожидали, что будет настолько сильным и слышимым акустический шум от работы ветряных генераторов.
Помимо постоянного гула, ветряки привнесли с жизнь сельчан такие помехи, которых не ждали, – например, солнечные блики, возникающие при преломлении солнечных лучей через вращающиеся лопасти ветряков. Летом солнечные блики уже в четыре-пять часов утра поднимали на ноги и саму Яну, и её маленького ребёнка. Подняв материалы заключения Госслужбы охраны среды по парку ВЭС в Таргальской волости, появившегося на свет более 10 лет тому назад, когда парк существовал ещё только в планах, Яна обнаружила требование системы автоматического отключения генераторов на время, когда солнце проходит через лопасти турбин и может мешать жителям. По свидетельству Яны, за время работы ветряных генераторов пока что не было ни одного отключения турбин по этой причине.
С одной стороны домохозяйство Яны защищает от солнечных бликов берёзовая аллея на соседней территории. С другой стороны такой же частичной защитой служил бы ряд высоких лиственниц диаметром до 60–70 см. Деревья ещё недавно стояли стеной вдоль мелиорационной канавы на краю поля кооперативного хозяйства Таргалите, на котором установлены турбины. В прошлом году весной, когда началось строительство парка ВЭС, лиственницы стали спиливать, пока не спилили все, около 20 деревьев. «Высокие лиственницы хотя бы частично поглощали шум от ветряков и солнечные блики», – с сожалением говорит Яна. В 2010 году Вентспилсская краевая дума принимала специальное решение о необходимости защитной полосы зелёных насаждений, которая должна была уменьшить негативное влияние ветряных турбин. Это обещание пока остаётся невыполненным. Но даже если завтра деревья посадят, то до размеров защитной стены им придётся расти ещё не одно десятилетие. Десять лет назад жители сами посадили несколько деревьев вдоль поля с ветряками. Но и сегодня ещё деревья не спасают от шума и солнечных бликов.
Местные жители заметили, что на поле, утыканное ветряками, уже давно не прилетали журавли. «В прежние годы вентспилсчане приезжали к нам наблюдать за журавлями. С тех пор, как в Платене поставили турбины, журавли к нам больше не прилетают», – констатирует Яна. Она наблюдала, как этой весной стая журавлей долго кружила над полем, но птицы так и не опустились на землю.
Вентспилсская краевая дума утвердила детальное планирование Таргальского парка ВЭС в 2011 году. Строительство началось лишь спустя 10 лет – в 2021-м и завершилось нынешним летом. Общие затраты на проект составили 75 млн евро. Таргальский парк ВЭС обещает ежегодно производить до 155 гигаватт-часов (GWh) электроэнергии, которая, по расчётам Utilitas, должна полностью обеспечить электричеством более 50 000 домашних хозяйств.
В начале июня Сейм поддержал законопроект, облегчающий продвижение проектов строительства наземных парков ВЭС. В настоящее время в стадии разработки находятся регулирующие новый закон нормативные акты, которые должны быть приняты до середины будущего года. Законопроект призван способствовать энергетической независимости Латвии. В разработке находятся несколько проектов строительства парков ВЭС, в том числе на территории Вентспилсского края. Ранее уже сообщали о том, что эти проекты вызывают протест жителей. Многие европейские страны отказываются от строительства наземных парков ВЭС, отдавая предпочтение размещению турбин в море.
Опыт развитых стран Европы, к примеру – Германии, заставляет усомниться в обоснованности больших ожиданий и надежд, возлагаемых на зелёную энергию. Германия с её множеством парков ВЭС и солнечных батарей по-прежнему испытывает большую зависимость от фоссильных энергоресурсов, в частности – от российского природного газа.
Вклад Фонда поддержки СМИ из средств государственного бюджета Латвии. За содержание материала отвечает ООО "Вентас Балсс".
Комментарии (1)
Это ещё пол беды, лопасти покрыты токсичным матерьялом и со временем он начинает облупляться, что в море их ставь, что в поле, уже давно куча исследований о вреде всей этой в ковычках зелёной энергии, только кого это интересует, рулят какие то нормативные акты, без подписей и печатей, что тут скажешь, живём в зазеркалье !!!