Зрение – одно из важнейших чувств: оно позволяет нам воспринимать мир, читать, работать и видеть, что происходит вокруг. Как часто мы на самом деле задумываемся о здоровье глаз?

Зрение – одно из важнейших чувств: оно позволяет нам воспринимать мир, читать, работать и видеть, что происходит вокруг. Как часто мы на самом деле задумываемся о здоровье глаз?
Офтальмолог Каспарс Озолс подчёркивает, что специалисты Курземского глазного центра в настоящее время способны справиться с большинством глазных заболеваний. Благодаря различным совпадениям и упорному труду путь привёл врача к успеху и помог достичь поставленных целей.
– Курземский глазной центр Северокурземской региональной больницы в прошлом году отметил 10-летний юбилей. Когда Вы присоединились к команде офтальмологов?
– 10 декабря 2014 года в связи с ростом спроса на услуги офтальмологов в Вентспилсской больнице открылся Курземский глазной центр с намерением позже расширить его и принять в команду из двух специалистов ещё одного офтальмолога. За последние десять лет центр значительно разросся – как за счёт привлечения квалифицированных кадров, так и благодаря открытию офисов за пределами Вентспилса – в Талси, Кулдиге и Лиепае. Я начал работать в Курземском глазном центре осенью 2018 года, сразу после получения сертификата врача.
На тот момент центр уже был достаточно развит для региональной больницы, но руководство считало, что потенциал не используется в полной мере, поэтому искало новых коллег, которые могли бы улучшить доступность услуг. Свой путь в больнице я начал со множества трудностей, ведь мне нужно было многому научиться. Со временем стало ясно, что Курземский глазной центр нуждается в расширении. Во-первых, чтобы охватить весь регион; во-вторых, это позволяет создать своего рода сеть и базу в Вентспилсе, где можно получать высококвалифицированную помощь и манипуляции со значительно более высокой добавленной стоимостью. Если нет сети клиник, то закупка большого количества оборудования, которое не используется, финансово не оправдана. В настоящее время мы направляем в Вентспилс пациентов со всей Курземе, и мы способны справиться с подавляющим большинством глазных заболеваний.
– Откуда Вы родом?
– Из Цесиса, но с 4-го класса я жил в Риге. Незадолго до 12-го класса, по случайному стечению обстоятельств, сменил ранее выбранную специальность на врачебную. Поступил в Рижский университет имени Страдыня.
Надо сказать, в офтальмологию я попал тоже случайно, так как до этого хотел стать эндокринологом. Я благодарен судьбе за такие совпадения. У меня были планы работать в Детской клинической университетской больнице, но случайный разговор с коллегой д-ром Ванагом, который сказал, что в Вентспилсе есть глазное отделение с широкими возможностями развития, привёл меня в этот город. Жена поддержала решение переехать. На тот момент у нас уже родилась старшая дочь, и мы поняли, что смена места жительства станет ещё и возможностью воспитывать ребёнка в более дружелюбной среде, что оказалось абсолютной правдой.
Мои планы на будущее были ясны, но потом я поменял их на 180 градусов и решил приехать работать в Вентспилс.
– Вентспилс и местные жители сразу Вас приняли?
– Пациенты – безусловно, просто потому что существовал вакуум в плане доступности специалистов. С точки зрения персонала – я бы сказал «да», хотя я всё ещё чувствую разделение на коренных вентспилсчан и не коренных (смеётся). Но в целом я обосновался в городе и действительно чувствую себя здесь своим.
– Что для Вас значит Ваша фамилия – Озолс?
– Это фамилия моей мамы. Дедушка тоже был врачом, работал рентгенологом в Мадонской больнице. Он был таким, каким должен быть настоящий мужчина – сильным и очень умным. Он много читал и интересовался разными вещами. Я понимаю, что фамилия устанавливает планку – нужно стоять прямо, нельзя спотыкаться по жизни.
– Что вдохновило заняться медициной и стать офтальмологом?
– Когда я учился в 11-с классе, заболел бронхиальной астмой, которая до сих пор время от времени напоминает о себе. Обратился к врачу в Пурвциемсской поликлинике. Отношение доктора было очень доброжелательным, она объяснила суть заболевания, причины и что нужно делать. Я понял, что профессия врача будет более подходящим выбором, чем поступление на математический факультет. К счастью, в 12-м классе у меня появилась возможность изучать биологию и химию, которые я до этого игнорировал, поскольку меня больше интересовала математика. Но я сосредоточился на учёбе, очень хорошо сдал экзамены и успешно поступил на медицинский факультет. Когда закончил шестилетнее обучение, не попал в резидентуру на первом курсе, потому что не набрал необходимое количество баллов. Как я говорил, сначала хотел стать терапевтом, эндокринологом. Во время учёбы по всем направлениям внутренней медицины я много волонтёрил, но в один момент решил, что стану стажёром в приёмном отделении Гайльэзерской больницы, буду волонтёром в отделении эндокринологии с профессором-эндокринологом Илзе Конраде. Поэтому в тот год я работал очень усердно. Когда я снова подал заявку на резидентуру в Страдиня, меня приняли. Там была одна вакантная бюджетная должность, в офтальмологии. Я пытался сменить специализацию, но, к счастью, такой возможности не оказалась. Судьба заставила меня изучать офтальмологию, и это хорошо. Если жизнь даёт возможности, надо пользоваться. Я ни на минуту не пожалел о своём выборе: ни когда стал врачом, ни когда попал в офтальмологию, ни когда сменил Детскую больницу на Вентспилсскую больницу.
– Какие были самые большие трудности во время учёбы и специализации?
– Очень длинный рабочий день. Если хочешь чему-то научиться, надо всё время присутствовать. Я активно работал на протяжении четырёх лет резидентуры и многому научился. Мне пришлось бороться за своё место под солнцем, я был своего рода новичок, ведь многие мои однокурсники выбрали эту специальность двумя годами ранее.
– Какие качества и навыки важны для хорошего офтальмолога?
– Классическая офтальмология – хирургическая специальность. Бытует мнение, что офтальмолог должен иметь очень хорошее зрение, ловкие руки и ноги. Чтобы сидеть за микроскопом, нужно видеть, работать обеими руками, а также включать обе ноги – для регулировки микроскопа и аппарата факоэмульсификации. Требуется очень хорошая координация. Ещё нужно сохранять ясную голову в сложных ситуациях, ведь от момента, когда всё идёт как планировалось, до момента, когда уже ничего не идёт хорошо, всего несколько секунд. По моему мнению, хорошему врачу необходим широкий взгляд на медицину в целом. Например, ко мне обратилась 84-летняя женщина с жалобами на ухудшение зрения. Визуально я вижу, что проблем нет, но заметил, что дама немного забывчива и отвечает на вопросы не по существу. Я порекомендовал ей пройти компьютерное сканирование, чтобы убедиться в отсутствии микроинсульта. Оказалось, у неё доброкачественная, но очень большая опухоль мозга.
– Связана ли работа врача только со знаниями или важна также интуиция?
– Интуиция – это подсознательное решение, основанное на знаниях и прошлом опыте. Я согласен, что работа врача связана с интуицией; также нужно уметь хорошо читать эмоции людей и понимать их. Как офтальмолог, я сталкиваюсь с чрезвычайно разнообразным спектром пациентов. Например, у меня есть один пациент, который лучше меня знает принципы работы линз, как фокусируется зрение и как прописывать очки, потому что по профессии он физик. А есть пациенты, которые не владеют медицинскими терминами, и им надо объяснять всё так, чтобы было понятно.
– Как бы Вы описали своих пациентов?
– Очень большую долю составляют дети, но много и взрослых – без возрастных ограничений. Я рад, что у меня есть требовательные пациенты, которые действительно заботятся о своём здоровье. В отличие от людей старшего возраста, для которых врач является авторитетом, и они беспрекословно выполняют все рекомендации, молодые люди хотят сами участвовать в принятии решений. Я стараюсь информировать обо всех вариантах, возможных плюсах и минусах, в конце упоминая свой личный опыт, своё видение того, как бы я поступил. Очень эффективный подход – просто сесть и подумать, что бы я сделал, если бы заболел мой любимый человек. Это приводит к более эмоционально приемлемому решению. Если добавить немного эмоционального компонента к знаниям, можно получить более широкую перспективу и принять лучшее решение, более понятное пациенту.
– С какими проблемами со зрением к Вам чаще всего обращаются пациенты?
– Глаукома, катаракта, различные заболевания сетчатки глаза, поскольку растёт средняя продолжительность жизни.
– Каким Вы видите развитие офтальмологии в будущем?
– Есть вещи, где достигнут определённый потолок: и методы обследования, и методы лечения уже настолько продвинуты, что невозможно представить, как делать ещё лучше. Но фокус будет явно на генной инженерии, потому что существует множество болезней, имеющих генетическую основу, и с помощью генной терапии болезнь можно остановить. Сегодня таких препаратов появляется всё больше. Генная инженерия, несомненно, станет реальностью уже совсем скоро. В настоящее время возможности в офтальмологии чрезвычайно хороши. Многое, конечно, ограничивается финансовой доступностью – услуги, которые государство не может себе позволить. Но если пациент вовремя обратится к врачу и начнёт лечение, прогноз крайне благоприятный, и человек сможет сохранить трудоспособность на долгие годы. Помощником для людей с нарушениями зрения в обозримом будущем может стать искусственный интеллект. Люди с ослабленным зрением уже пользуются Google Maps, которые подсказывают, на какой улице человек находится и как добраться до пункта назначения. Для людей с заболеваниями независимость имеет первостепенное значение, и искусственный интеллект может предоставить возможность функционировать самостоятельно.
Отдельно хочу отметить клинику Курземского глазного центра. Она современная, всё на высшем уровне, даже лучше, чем в некоторых других клиниках Риги. Услуги доступны – есть как финансируемые государством, так и платные. Пациентов с очень редкими заболеваниями, требующими дорогостоящего оборудования, отправляем в Ригу. Весной этого года, надеемся, будет завершён тендер на закупку лазера для лечения сложных заболеваний глаз, что позволит нам оказывать все услуги лазерной офтальмологии. Имеющееся оборудование, знания сотрудников и уровень подготовки находятся на очень высоком уровне. Самая большая проблема – доступность, несмотря на то что в центре в Вентспилсе ежедневно принимают четыре врача. Всего во всех филиалах задействовано восемь врачей.
– В какой степени врач несёт ответственность за здоровье людей?
– В юношеском энтузиазме врач готов брать на себя ответственность и стараться активно помогать: если пришёл пациент и ты даёшь ему рекомендации, но понимаешь, что тебя не слушают, пытаешься вразумить, потому что знаешь, к чему может привести игнорирование твоих рекомендаций. Однако с возрастом понимаешь, что сделал всё возможное, объяснил, напомнил, как это важно, но с каждым нянчиться не станешь. Ответственность должна быть общей.
– Как восстановить энергию и равновесие?
– Я стараюсь как можно больше читать, когда есть время. Мне очень нравится путешествовать – как активно, так и более лениво. Я много занимаюсь спортом, что помогает мне расслабиться и восстановить равновесие после стресса и количества выпитого кофе. Я очень люблю плавать, вода – моя стихия. У меня всегда была мечта принять участие в соревнованиях по триатлону. И вот в этом году, полушутя-полусерьёзно, мы с другом записались на Half Ironman, где нужно проплыть 1,9 километра, проехать на велосипеде 90 км и пробежать 21,1 км. Так что теперь буду больше сосредотачиваться на физической форме. Но, поскольку у меня дома две очаровательные девочки семи и пяти лет, хочу проводить время с ними. Поэтому мне приходится вставать в пять утра, чтобы всё успеть. Такая дисциплина помогает. После утренней тренировки приезжаешь на работу на пятой скорости: другие ещё не проснулись, а я провёл утро очень эффективно. К счастью, я научился устанавливать границы и в свободные часы откладывать работу в сторону, чтобы посвящать время себе и своей семье.
– Как сохранить зрение здоровым?
– Что бы мы ни делали, над чем бы ни работали, необходимо каждые 40–60 минут вставать, разминаться, двигаться, желательно попить, а затем снова приниматься за работу, потому что не только устают глаза, но и страдает весь скелет, мышцы, опорно-двигательный аппарат. Важно соблюдать режим труда и отдыха, а также не забывать о необходимости уделять время себе.
Комментарии (0)