В этом году растет число вентспилсчан, которые не могут справиться с долговыми и кредитными обязательствами и пытаются обеспечить свою правовую защиту, прибегая к процессу неплатежеспособности.
Лучше быть банкротом, чем должником
0Интерес физических лиц к процессу неплатежеспособности значительно вырос в конце прошлого и начале этого года. С 1 ноября 2010 года вступили в силу новый Закон о неплатежеспособности и поправки к Гражданско-процессуальному закону, упростившие процедуру неплатежеспособности.
По данным Администрации неплатежеспособности, с ноября по февраль в Вентспилсский суд поданы семь заявлений о признания физических лиц неплатежеспособными. Четыре из них утверждены, два отклонены и в одном констатированы ограничения в применении процесса неплатежеспособности. В Регистре неплатежеспособности к этому времени утверждены более 320 процессов неплатежеспособности физических лиц.
Причем если раньше к процессу неплатежеспособности прибегали в основном предприниматели и владельцы нескольких объектов недвижимости, то теперь среди неплатежеспособных становится все больше обладателей одного объекта недвижимости и месячного дохода в 200-300 латов.
Вентспилсчанка Расма (имя по просьбе героини изменено) оказалась в ситуации неплатежеспособности несколько лет тому назад. Ее проблемы начались после того, как старший сын, с которым она делила 2-комнатную квартиру, решил создать собственную семью. Чтобы отделиться от сына, мать взяла в банке кредит в размере 18 000 латов и купила себе неприватизированную 1-комнатную квартиру.
Кредит был взят под залог 2-комнатной квартиры на пике роста цен на недвижимость. Надеясь на то, что старший сын с женой продадут принадлежащую невестке квартиру и погасят кредит матери, женщина попросила у банка кредитные каникулы на два года. Однако за два года ситуация ухудшилась. Квартиру продать не удалось, сын потерял работу, а невестке вдвое сократили зарплату.
По истечение двух лет банк перезаключил с Расмой кредитный договор, по которому ей нужно выплачивать в счет погашения суммы кредита и процентов 326 латов в месяц. Но доход женщины составляет всего 180 латов. Расма не подписала новый кредитный договор, который она заведомо не могла выполнить. Прошло еще два года. В прошлом году суд присудил ей выплатить банку уже более 40 000 латов.
И эта сумма растет каждый месяц. Банк уже отнял 2-комнатную квартиру. На 16 марта назначен аукцион по ее продаже. Начальная цена – 5 100 латов, однако судебные исполнители не надеются, что за эту сумму квартиру удастся продать. У женщины есть и другие долговые обязательства перед кредитными учреждениями, накопились долги по коммунальным платежам.
Из ее 180-латовой зарплаты банк высчитывает в счет погашения кредита 60 латов, еще 40 латов уходят на погашения других кредитных обязательств. Расма боится, что за долги ее скоро выселят и из 1-комнатной квартиры, которую она арендует у городского самоуправления.
Такие случаи сегодня – не редкость. За последние два года практически у всех жителей Латвии значительно сократились доходы и увеличились расходы, в том числе – на оплату коммунальных услуг. Многие люди не в состоянии выплачивать кредиты. По данным коммерческих банков, в настоящее время выплаты по кредитам задерживают около 30% заемщиков.
Руководитель Центра консультирования заемщиков адвокат Янис Аболиньш считает, что в этой ситуации спасти от пожизненной долговой ямы может процесс неплатежеспособности. «Через три-четыре года после признания человека неплатежеспособным у него не будет имущества, но не будет и долгов», – поясняет адвокат.
Латвийское законодательство предусматривает, что не только заложенное, а все имущество признанного неплатежеспособным человека направляется на удовлетворение требований кредиторов. Аболиньш уверен, что неплатежеспособности не надо стыдиться. «Неплатежеспособность – это признание ошибок и правовое их упорядочение. Стыдиться надо того, что всю жизнь будешь должником», – уверяет адвокат.
Комментарии (0)