В оставшиеся до конца этого года девять месяцев депутату Вентспилсской краевой думы АНДИСУ ЗАРИНЬШУ (Национальное объединение) придётся работать в буквальном смысле за троих.
Андис Зариньш: работать придётся за троих
1К его обязанностям заместителя председателя краевой думы и советника министра экономики недавно прибавилась должность члена правления Вентспилсского свободного порта. Вентас Балсс постаралась выяснить, как депутат думает справляться со всеми обязанностями, имея всего 24 часа в сутки.
– Недавно к Вашим прежним должностям добавилась ещё одна. Успели уже познакомиться с новыми коллегами?
– Частично удалённо, частично в живом общении познакомился со всеми нынешними членами правления Вентспилсского свободного порта. Министерство охраны среды и регионального развития сообщило о намерении заменить своего представителя в правлении порта. Но пока что этого не произошло. Мы встречались с заместителем управляющего Вентспилсским портом Игорем Удодовым – обсудили актуальные дела в порту, я познакомился с персоналом Управления ВСП, где проходят и заседания правления. В ближайшее время планирую познакомиться со службой капитана порта.
– Возможно, уже наметили для себя поле деятельности в правлении Вентспилсского порта?
– Точно пока не определился, но одним из важных вызовов станет переход [в управлении портом] от Управления ВСП к обществу капитала Вентас оста. Актуальными являются и несколько проектов развития. В прошлом году началась оценка перспективного проекта Северного порта – подойдёт ли он и для чего именно. В прошлом году в бюджете Министерства экономики даже было предусмотрено финансирование такого исследования. К сожалению, всё затянулось, и деньги остались неиспользованными. Исследование предусмотрено провести для всего курземского побережья – помимо крупных портов Вентспилс и Лиепая, в него войдут также порты Павилоста, Колка и Роя. Как известно, в связи с ситуацией в энергетике появляется возможность применять порт для целей, в которых он никогда раньше не использовался, – обслуживание парков ветряных электростанций, которые планируются в Балтийском море. На мой взгляд, было бы легкомысленным упустить эту возможность. Тем более, что соседний [литовский] порт Клайпеда проводит активные исследования, как приспособить крупнейшие терминалы к нуждам энергетики, восполнив таким образом ущерб от потери транзитных грузов. В нашем порту этот потенциал пока не использован. Одной из главных целей исследования должно стать определение для инвесторов преимуществ и недостатков порта в обслуживании энергетики, а также предложения по устранению возможных недостатков.
– Исследование планируется провести в этом году?
– Закупочный конкурс уже объявлен. Но в связи с образованием нового министерства – Энергетики и климата, возможно, предусмотренное для этого финансирование перешло министерству.
– Окончание портовой реформы предусматривает смену модели управления портами. Как Вы оцениваете тот факт, что в новой модели не представлено самоуправление, на чьей территории расположен порт?
– На мой взгляд, это неправильно. В Вентспилсе из-за санкций перемены произошли слишком быстро и, возможно, многое не было продумано. В дальнейшем самоуправление сможет войти в состав общества капитала Вентас оста или, если для города это не будет интересным и обязательным, то самоуправление не будет участвовать в управлении портом, но в таком случае предстоит решить вопрос о разделении имущественных прав. Новая практика управления порта должна быть справедливой и для всех открытой.
– Если в новой модели самоуправлению предложат долю меньшинства, не обеспечивающую реального контроля и возможности влияния на управление портом, то вряд ли это предложение покажется интересным.
– Доля должна соответствовать размеру имущества городского самоуправления, переданного Управлению ВСП. Сейчас нет полной ясности в этом, поскольку часть имущества сдана в аренду, часть продана или выкуплена, часть сменила собственника в результате обмена. Надеюсь, что в новой структуре управления этот вопрос будет упорядочен и перестанет быть объектом дискуссий.
– В одном из первых комментариев нашей газете после утверждения Вас в должности члена правления ВСП, Вы назвали среди важнейших приоритетов налаживание нормального диалога между городом и портом. Как видите свою миссию в этом?
– Не могу говорить от имени всего правления ВСП, но, пока не сядем за один стол друг против друга, диалога не будет. Топор войны пора закапывать, поскольку экономика города, а это и часть государственной экономики, сейчас на паузе. Это не нормально. Для инвесторов, учитывая ситуацию в городе и порту, вряд ли Вентспилс сейчас в приоритете. Пора поднимать репутацию порта, сделав её привлекательной для инвесторов. От этого выиграет не только город, но и всё народное хозяйство Латвии в целом. В этом вижу одну из главных своих задач как представителя Министерства экономики в правлении порта.
– Репутация порта была безупречной, пока её не испортили политики из Консервативной партии, как Вам известно.
– Соответствующие персоны были включены в список подверженных санкциям лиц, с этого всё и началось. Мне трудно судить, что там произошло на самом деле, потому что я при этом не присутствовал. Поэтому не хотел бы обсуждать эту тему. Время ушло, воды утекло немало, и теперь нам надо смотреть вперёд, как работать дальше.
– Вы не только представляете Минэкономики в правлении ВСП, но ещё и являетесь советником министра по вопросам инфраструктуры предпринимательства. Как с этой позиции оцениваете то, что в новой модели управления больше нет такой важной для города функции как развитие индустриальных зон на территории Свободного порта?
– Обществу капитала Вентас оста в конечном счёте предстоит решать, останется ли Свободный порт в нынешних границах или город выйдет за пределы порта и на своей территории будет развивать промышленность. В таком случае Свободный порт будет заниматься грузами и транзитом, а город – индустриальными парками вокруг порта, которые также будут поставлять грузы причалам.
– Вы считаете, что порт не должен заниматься ни индустриальными проектами, ни ремонтом городских улиц?
– Такого я не говорил. Порт имеет свои подъездные дороги. В этом году Управление ВСП уже утвердило проект ремонта городского променада улицы Остас, и скоро начнутся работы. Логично, что подъездные дороги и вся инфраструктура вокруг порта должна оставаться под надзором управления портом. Иначе как попасть в порт? Но в более широком смысле развитие промышленности и инфраструктуры должно быть заботой города. Это моё личное мнение. Надо садиться за стол и вместе обсуждать, какая модель управления предпринимательской инфраструктурой наиболее выгодна и городу, и порту, какая территория должна принадлежать порту, а какая – городу.
– Вы как местный житель могли бы взять на себя особую миссию в этой дискуссии.
– В правлении Вентспилсского порта представлен депутат городской думы. Что касается меня, то я ещё не участвовал ни в одном заседании правления порта и не успел побывать в городской думе.
– Вам как энергетику должны быть интересны проекты ВСП, связанные с производством и хранением в будущем водорода.
– В настоящее время эти технологии в стадии развития. Но, думаю, в течение трёх-четырёх лет Латвия может выйти на хорошие позиции в этой сфере благодаря своим геологическим особенностям. У нас есть уникальное Инчукалнское газохранилище и ещё несколько мест с такой же пористой геологией. Там могут быть созданы потенциальные хранилища водорода. Мне эта тема не чужда.
– Как Вы планируете свои рабочие дни и недели, совмещая три должности?
– Ни одной минуты не сомневался, что будет непросто. Это кардинальный вызов, и я принял его только потому, что в правлении ВСП моя должность лимитирована по времени – до конца этого года. Учитывая, что советником министра экономики я работаю на полставки, думаю, смогу совместить все должности. Но в долгосрочной перспективе не вижу себя на трёх должностях. Если честно, согласился на должность члена правления ВСП, потому что как местный житель могу помочь порту. Мне проще передавать информацию министру и, наоборот, из министерства в управление портом. Это более тесный контакт, чем обычный обмен электронной почтой.
– На Вас ещё и обязанности заместителя председателя краевой думы. Возможно, до конца года будете работать в думе не с полной нагрузкой?
– В те дни, когда мне необходимо быть в министерстве или в порту, в краевой думе буду брать выходные или использовать дни отпуска. Нередко мои обязанности в министерстве экономики и в краевой думе совпадают, поскольку и там, и там решаю вопросы одной и той же сферы.
– В краевом самоуправлении сейчас обсуждается территориальное планирование, от которого будет зависеть судьба проектов ветропарков. У жителей края эти проекты вызывают протест.
– Территориальное планирование до сих пор открыто. Завершилось общественное обсуждение третьей редакции, но дума решение ещё не приняла. Не исключено, что понадобится и четвёртая редакция. Здесь противостоят интересы сторонников и противников ветряных парков – коммерсантов, которые хотят развивать этот бизнес, и жителей, которым это не нравится. Самоуправление и краевая дума – посередине, нас ругают и одни, и вторые.
– Как житель Вентспилсского края, Вы на чьей стороне?
– Не хотел бы спекулировать на эту тему. Никогда не занимал ни одну, ни другую сторону. Мы должны понимать, что если хотим быть энергетически независимыми, то надо делать какие-то шаги в этом направлении. Нельзя всё время ждать, что нам принесут всё готовое на блюдечке, если хотим быть хозяевами на своей земле.
– Как найти компромисс и защитить интересы жителей?
– Об этом много говорится. Кабинет министров должен принять правила, которые определят, кому и в каком объёме компенсировать дискомфорт от деятельности ветряных парков. Компенсации, скорее всего будут адресованы самоуправлениям, наиболее подверженным воздействию ветряной энергетики.
– В краевой думе Вы отвечаете за предпринимательство и развитие. Можете назвать успешные проекты, реализованные при Вашей личной поддержке?
– В данный момент точных примеров назвать не могу. Но самоуправление финансирует конкурс проектов в предпринимательстве. Начали проводить бизнес-бранчи, во время которых обсуждаем новые программы господдержки. Мы радуемся каждому успешному проекту, который получает развитие. Консультируем предпринимателей. Начали более тесное сотрудничество с Латвийским агентством инвестиций и развития. Как можем, помогаем нашим предпринимателям.
– Вы сам тоже предприниматель? В годовой декларации о доходах в 2022 году самым прибыльным источником Ваших доходов указано ООО Niedrāji. Это Ваше предприятие?
– Нет. Мне принадлежат небольшие лесные угодья, которые я передал под лесоразработку. В декларации указаны доходы от вырубки и продажи принадлежащего мне леса. В прошлом году значительно выросла цена на древесину, поэтому продажа леса оказалось выгодной. Всю информацию о моих доходах любой житель может проверить в годовых декларациях СГД и в Реестре предприятий. Я всегда выступал за открытость.
– Вам принадлежат также земельные участки в Таргальской волости. Они не сданы в аренду под ветряные генераторы?
– Каждому латышу хочется иметь свой кусок земли. У меня тоже есть такой, но не такой уж большой. Мои земельные участки довольно малы по площади, чтобы заинтересовать владельцев ветряных парков. Вентас Балсс писала, что Зариньш – крупный землевладелец. Но мои сельхозугодия не превышают по площади 10 гектаров. На моей земле нет ни одной ветряной турбины, в этом каждый может убедиться публично. А обсуждать владения кого-то из моих родственник, без их на то согласия, думаю, не корректно. Мой долг – быть открытым перед жителями и отвечать за свои поступки. Буду придерживаться этого и впредь.
Комментарии (1)
пожалеть бедолагу? Три оклада - это хорошо, а что больше некого было туда назначить?