Этой осенью исполнится 20 лет с тех пор, как ГАЙТИС ЦЕЛМС руководит ОООС Вентспилс лабиекартошанас комбинатс – крупным многопрофильным предприятием, которое заботится о чистоте и порядке в городе, управлении отходами, благоустройстве, озеленении и др., обеспечивая комфортную среду для жителей и гостей города.
Забота опытными руками
0Целмс, проживающий в Пилтене, неразрывно связан с Вентспилсом. Вложенный им труд гордума оценила Призом года. В интервью с Вентас Балсс Целмс раскрывается не только как опытный и ответственный руководитель, но и как семьянин, находящий отдых на природе и в занятиях спортом.
– Вы вентспилсчанин?
– Вентспилс для меня не родной город, если не считать того, что в 1965 году появился на свет в Вентспилсском роддоме, однако рос и ходил в школу в Пилтене. В детстве приезжал в Вентспилс, когда нужно было к врачу или по другим делам. В старших классах ездил в город на соревнования. Я играл в баскетбол, участвовал в местных чемпионатах. Ещё участвовал в различных конкурсах, и тогда нас тоже приглашали из края в город.
– Каким запомнился Вентспилс тех лет?
– Это были восьмидесятые годы. Школу в Пилтене окончил в 1983 году. Я вырос в сельской местности. Пилтене – небольшой населённый пункт, самый маленький в Латвии со статусом города. А Вентспилс тогда казался страшноватым, мне здесь не очень нравилось. Мой друг детства жил в Вентспилсе, я бывал у него в гостях в Парвенте. От автобусной остановки нужно было идти вдоль причала, он жил в самом конце улицы Дзинтару, недалеко от порта. Там было довольно некомфортно. Бывало, кто-то подходил сзади и выпрашивал деньги. Думаю, я был не единственным из сельчан, у кого возникали неприятные эмоции. Тогда у меня было совсем другое отношение к Вентспилсу.
– Не сравнить с сегодняшним?
– Без сомнений! Уже в 1999 году, когда я приступил к работе в Комбинате благоустройства, город начал меняться – здания, улицы. Не скажу, что Вентспилс изменился до неузнаваемости, но впечатляюще. И я рад в этом участвовать.
– Вы выучились в Елгавской сельскохозяйственной академии на агронома. Почему выбрали такую профессию?
– Мой отец был главным агрономом Пилтенского колхоза. Наверное, под его влиянием я тоже захотел освоить эту специальность. Признаюсь, у меня не было других идей, чему ещё можно было бы учиться. Уже в старших классах знал, кем стану.
– Не жалеете об этом решении?
– После окончания академии я работал в том же колхозе главным агрономом. Если не ошибаюсь, до 1994 года. Абсолютно не жалею, мне очень нравилось. Но времена колхозов закончились, а вместе с ними – и моя деятельность. Так я оказался в Комбинате благоустройства.
– Решили изучать агрономию с мыслью, что вернётесь в Пилтене?
– Да. Возникла такая идея, потому что мне нравится Пилтене, ритм здешней жизни и всё остальное. Я привык к этому. В то время школьники работали в колхозе, зарабатывали себе на обед и небольшие карманные деньги. Будучи студентом, проходил практику в колхозе, а в свободное время подрабатывал и трактористом, и в строительной бригаде. Брался за любую работу.
– Как дальше развивалась карьера? Как оказались в Вентспилсе?
– Когда колхоз закрыли, я пару лет проработал в крестьянском хозяйстве в Попес заведующим производством. Затем последовало приглашение вернуться в Пилтене и возглавить Пилтенское коммунальное хозяйство. Проработал там три года. Потом случайно встретил в Вентспилсе своего знакомого, в то время директора Комбината благоустройства, ныне покойного Ритвара Шама, который предложил мне возглавить сектор отходов. Так с 1 апреля 1999 года я начал работать в Комбинате благоустройства начальником сектора отходов. После, ещё при Ритваре, полгода был его заместителем, а когда он ушёл работать в частный сектор, стал директором Комбината благоустройства и позже, со сменой системы, – председателем правления. В октябре этого года исполнится 20 лет с тех пор, как возглавляю предприятие.
– В этом году Вы получили Приз Вентспилсской гордумы за многолетний вклад в улучшение и развитие услуг по благоустройству. Как восприняли эту награду?
– Я благодарен всем, кто выдвинул мою кандидатуру и проголосовал за меня. Конечно, приятно, что мой вклад и работа комбината ценятся. Как я уже упоминал, считаю, что это награда всего коллектива.
– Ваша сфера деятельности действительно широка – это и вывоз мусора, и содержание улиц, территорий, зелёного убранства города. Также отвечаете за Приморский кемпинг и другие сферы. Хватает ли Вам часов в сутках, чтобы управлять таким крупным предприятием?
– В начале, 20 лет назад, было немного сложно. Да, я уже два года отработал в индустрии, знал предприятие как таковое, но было много сомнений. Хорошо, что я уже знал всех руководителей филиалов, поскольку контактировал с ними и раньше, единственное, пришлось реорганизоваться, когда стал руководителем. В принципе, начало в такой крупной многопрофильной компании никогда не бывает лёгким. Со временем осваиваешься. Я учился у своего друга и бывшего директора Ритвара.
Конечно, как и полагается на современном предприятии, работаем, так сказать, 24 часа в сутки. Не бывает такого, что возвращаемся домой в пять вечера и отдыхаем. Но я не жалуюсь, а действительно получаю удовольствие от своей работы. Главное, чтобы Бог дал здоровья, тогда всё будет! У нас очень хорошие руководители отраслей и команда. Текучка кадров не высокая. Ведущие специалисты работают добросовестно и выполняют всё, что нам доверяет руководство города.
– Какая из отраслей Вам ближе всего?
– Конечно, управление отходами, потому что именно в ней я начал работать. Однако все отрасли, которые есть на предприятии, одинаково важны, ведь мы в симбиозе, не можем друг без друга. Взять то же озеленение: образуются отходы, их нужно вывозить, где-то хранить. Так же и при уборке улиц необходима техника, надо куда-то всё это девать. Как я говорю своим коллегам, только вместе мы сильные и мощные.
– Меняется ли отношение жителей к сортировке отходов?
– Да. Не скажу точно, сколько лет мы уже сортируем, но с того момента, как начали появляться контейнеры для разных видов отходов, отношение людей медленно, но меняется. Мне очень нравится, что сортировкой занимается молодёжь. У нас сложилось хорошее сотрудничество со школами и детскими садами. Подрастающее поколение следит за современными тенденциями, интересуется и понимает, что мусор нужно сортировать. Хотя и моё поколение, и люди чуть постарше тоже думают о сортировке, потому что понимают, что в этом есть экономия. Есть те, кому это нравится. Возможно, мы не предоставляем достаточно информации о сортировке. Нам кажется, что рассказываем достаточно, но всё же есть часть жителей, которая мало что знает. Сложно сказать.
Что ещё хотел бы добавить о сортировке: когда в 2004 году мы создали две первые в Латвии площадки для сортированных отходов – как в правобережье на улице Сигулдас, так и в левобережье на улице Екаба, по всей стране стали постепенно появляться подобные места приёма сортированных отходов.
– За эти 20 лет у Комбината благоустройства было много других проектов. Который доставил наибольшее удовлетворение?
– Так совпало, что, когда я начал работать на предприятии, уже осуществлялся проект строительства полигона Пентули. Работы начались в 1999 году, в 2004-м полигон был создан. Кстати, по технологии и экологическим требованиям – тоже первый в Латвии, если не считать Гетлини в Риге, но это совсем другая история. После был осуществлён второй этап полигона. Конечно, важно упомянуть и подземные контейнеры, расположенные в городе. Я всё время повторяюсь, что мы были первыми, но, действительно, полностью подземные контейнеры у нас появились первыми в Латвии. Полуподземные раньше были в Валмиере. Мы съездили туда по обмену опытом, чтобы посмотреть, как выглядят эти мусорники, но, когда обратились в вентспилсскую Комиссию по развитию города, приняли решение, что нужно устанавливать полностью подземные контейнеры. Считаю это одной из историй успеха. Разумеется, при стопроцентной поддержке идеи городской думы.
– Вентспилс известен своей чистотой. Налагает ли особую ответственность столь высоко поднятая планка?
– Однозначно! Путешествуя по Латвии, а также будучи за границей в командировках или поездках, чувствую, что глаз уже пристрелен. Моё утро начинается с того, что еду на работу и осматриваю город – насколько чистые мосты, улицы, парки и так далее. В других городах ловлю себя на мысли, что тоже автоматически проверяю, подметены ли улицы, подстрижен ли газон, сгребены ли листья, убран ли снег. И так – везде. Это означает, что мы привыкли к порядку. Если что-то не так, то задумываешься: у нас чистота, а тут убраться не могут.
– Наблюдали такое как в Латвии, так и за рубежом?
– Без сомнений. Конечно, за границей – не везде. Удивительно, почему у них не так, как у нас. Бывают города с ненормальным количеством туристов, но есть элементарные вещи, которые можно сделать, – например, подмести улицу.
– Вы упоминали, что руководите предприятием 20 лет. Не было ли желания что-то изменить и заняться другим делом?
– Конечно, были мысли, мол, надо что-то менять, что я устал. Но потом возникают новые идеи, требующие осуществления, и о желании что-то менять забываешь. Но такого чувства, что я больше не могу и не хочу, не возникало никогда.
– Как проводите свободное время?
– Когда был помоложе, играл в баскетбол, на любительском уровне. И в Пилтене, и здесь, в Вентспилсе. Потом здоровье немного пошатнулось, и играть перестал. Сейчас по возможности посещаю тренажёрный зал в Пилтене, а зимой хожу на лыжах. В последнее время больше внимания уделяю езде на велосипеде. Рыбачу, собираю грибы. Ходить по ягоды не очень люблю – этим жена занимается. И, конечно же, всегда есть что делать дома. Я до сих пор живу в Пилтене. У меня довольно большой сад, что отнимает много времени. В любом случае, на моём дворе должно быть не хуже, чем в городе! Всё делаю сам. В саду выращиваем продукты на зиму.
– Ваш сад так же великолепен, как зелёное убранство Вентспилса?
– Хотелось бы сказать, что да (смеётся), но сейчас мы не гонимся за идеалом. Для меня важно, чтобы мне нравилось находиться в своём дворе, чтобы там было тихо и спокойно, чтобы это было наше. Мы делаем сад таким, каким нам нравится. Я бы сказал, сад устроен не по стандартам и правилам, а так, как мы этого хотим. Мы делаем то, что нам по душе. Возможно, иногда это неправильно, но мы там хотим.
– Много ли Вы путешествуете?
– Поездки больше связаны с командировками. Моя дочь живёт в Америке, и мы с семьёй навещаем её. Это дальние путешествия. В такие редкие случаи я полностью отключаюсь от работы.
– Расскажите о своей семье!
– У меня есть жена Ингуна и двое детей – Кристс и Байба. Байба в своё время входила в сборную Латвии по лёгкой атлетике. Окончив среднюю школу, уехала учиться в Америку и осталась там. Сын Кристс со своей семьёй живёт в Вентспилсе. У меня две очаровательные внучки, Иева и Мадара, которые помогают дедушке сохранять бодрость духа. Они часто приезжают к нам в Пилтене. Я счастлив, что у меня такая семья, которая вместе в радости и поддерживает в трудные минуты. Я всегда чувствую, что за моей спиной семья, готовая в любой момент прийти на помощь.
Комментарии (0)