Бывшая москвичка, продюсер, театральный журналист ЕВГЕНИЯ ШЕРМЕНЁВА уже четыре года живёт в Латвии. Она живо интересуется латвийским, литовским и эстонским театром, устраивает гастроли, состоит в жюри театральной премии Ночь лицедеев. Евгения считает, что театральный дом Юрас варты – отличная площадка для организации уникального фестиваля, который позволит снести границы и сделать театральное пространство единым для всех. Недавно продюсер побывала в Вентспилсе.
Театр без границ, единый для всех
0– Некоторое время назад Вы переехали из Москвы в Латвию. Почему именно в эту страну? И как попали в Вентспилс?
– Выбор переехать в Латвию не случаен. Я связана с Ригой с детства – регулярно приезжала сюда в гости. Когда возглавляла фестиваль нового европейского театра NET, Новый Рижский театр регулярно ездил в Россию к нам в гости. Время от времени, залетая в Ригу на несколько дней, обычно встречалась с Гундаром Аболиньшем, Андрисом Кейшем. Мне они всегда напоминали, что непременно нужно посмотреть Балтийское море, например, в Юркалне или Колке. В 2011 году я решила провести отпуск в Латвии. Первая мысль, которая пришла в голову, была поехать в Вентспилс – к морю. Раньше слышала о городе, но никогда здесь не бывала. Когда я приехала сюда с подругой, попала на Праздник города, где выступал популярный британский музыкант Пол Янг, было много людей. Лето, прекрасная погода, красивый пляж, разрисованные коровы. Масса положительных эмоций. Также съездили в Колку, по дороге осмотрели маяки. В Вентспилсе я тогда испытала ощущение первых дней отпуска. До переезда в Латвию первым делом решила купить дом в Вентспилсе. Присмотрела один, он запал мне в душу, но сейчас живу в 100 км от Риги. Возможно, однажды тот вентспилсский дом меня дождётся.
– Как Вы узнали о театральном доме Юрас варты?
– Услышала о нём от своих московских друзей, которые гостили в Вентспилсе на фестивале Золотая маска, и всегда с большим восторгом отзывались о городе, Юрас варты, коллективе театрального дома, приёме и публике. После спектаклей в социальных сетях обычно появлялось много фотографий с представлений Золотая маска в Вентспилсе; все счастливы. Обычно мои московские друзья, побывав в Юрас варты, привозили домой массу положительных эмоций.
– Хотели бы сотрудничать с театральным домом?
– Мне очень интересно всё, что связано с театрами стран Балтии. Конечно, более всего меня привлекает латвийский театр. Сложилось ощущение, что не хватает фестиваля, объединяющего разные коллективы. В Риге есть международный фестиваль нового театра Homo Novus, который предлагает гастрольные и премьерные программы, а также фестиваль современного танца, но нет смотра, как, например, Золотая маска в России. Убеждена, что любому латвийскому театралу было бы важно увидеть общую картину, скажем, театров стран Балтии. Продюсер Театра на улице Гертрудес Майя Павлова реализовала здесь несколько проектов, и когда я рассказала ей о своей задумке, она познакомила меня с руководством Юрас варты. На мой взгляд, в этом театральном доме есть свободная платформа, идеальное место для такого фестиваля, чтобы показывать гастрольные спектакли театров всей Латвии, чем площадка и сейчас занимается, и потому не конкурирует с репертуарными театрами. Здесь сцена могла бы стать местом, где собираются все латвийские театры и показывают свои спектакли. Фестиваль всегда привлекает внимание и зрителей, и профессионалов. Поскольку я организовала много фестивалей в России, знаю, что это правило распространяется даже на спектакль, который входит в текущий репертуар и его всегда можно посмотреть, но в фестивальной программе он вызывает больший интерес у публики. Подобный фестиваль также может способствовать развитию туризма в Вентспилсе, мотивируя зрителей из других городов задерживаться здесь подольше. Люди восприняли бы такое событие как возможность увидеть множество спектаклей в одном месте в одной время. Мои друзья в Клайпеде, создав аналогичный театральный фестиваль, за три года совершили большой прорыв – уже задействованы литовские театры и предлагаются международные проекты.
– Не пугает ли Вас, что зритель окажется неготовым вернуться после снятия ограничений? Он уже научился жить без культуры, в том числе без театра, или наслаждаться ею удалённо, онлайн.
– Верный театрал обязательно вернётся. Даже финансовые трудности не помешают занять место в первых рядах. Людям нужны эмоции, которые возникают во время просмотра спектаклей. Сейчас много говорят о том, повлияет ли онлайн-режим показа постановок на будущее театров. Лично я считаю, что дистанционный формат должен остаться, потому что это возможность привлечь новую аудиторию, которая раньше вообще не проявляла интереса к театру. Преимущество также заключается в том, что спектакли могут смотреть люди, которые не живут в Латвии, например, соотечественники во всём мире. Ещё постановки могли бы смотреть люди из других стран, читая субтитры. Однако важно осознавать, что это должен быть специальный продукт, адаптированный к видеоформату.
Это может стать новым направлением, когда понимаешь, что можешь работать как для очной, так и удалённой аудитории. Не надо бояться. В настоящее время Театр на улице Гертрудес показывает успешную удалённую постановку Krēsls по мотивам рассказа Александра Чака. Спектакль проходит на сцене, играют три актёра, и параллельно транслируется онлайн. Позже его можно будет показывать в зале и одновременно транслировать удалённо. Разные форматы смогут дополнять друг друга, если театр будет работать по нескольким направлениям. Выступления в Интернете только повысят интерес к очным постановкам. Люди посмотрят и, возможно, решат, что хотят увидеть действо вживую. Вирус стал испытанием для всех нас, моментом перерождения, заставляющим остановиться и оценить свою жизнь, потребности. Природа призывает оглянуться вокруг, локализоваться, увидеть красоту рядом. Не обязательно бежать на Багамы, чтобы увидеть что-то красивое, в конце концов можно поехать в Вентспилс!
– Как Вы охарактеризуете латвийский театр, будучи человеком со стороны?
– Активнее всего познакомилась с ним за последний год, состоя в жюри театральной премии Ночь лицедеев, когда смотрела все выступления в обязательном порядке, а не по собственному желанию. Пришла к выводу, что у латвийского театра очень яркая индивидуальность – у каждого театра, каждого актёра. Да, есть ансамбли, но в них во всех фигурируют яркие личности. И каждая из этих личностей очень ценна. Я рада, что появилось поколение молодых независимых актёров, которые выбрали свободу – свободу творчества, свободу мысли – и которых можно встретить в разных театрах. Это новое поколение даёт абсолютно всему новое дыхание. Хорошо, когда актёр обладает выраженной свободой мышления, нащупывая направление, в котором сейчас развивается мировой театр. Признаюсь, мне его очень не хватает, потому что сейчас невозможно куда-то поехать, учитывая нынешние условия жизни. Очень хочется, чтобы театральное пространство стало безграничным и единым для всех. Зритель может научиться всё это понимать, только если ему показывать. Он не научится самостоятельно. Каждый раз, предлагая нечто необычное, важно не обмануть зрителя, чтобы тот не разочаровался. Надо делать шаг за шагом, получая таким образом доступ к миру нового театра – интересного, увлекательного, умного и важного.
– После жизни в Москве, как ощущаете себя здесь, в Латвии? Не слишком ли узко?
– Важно понимать, что мир – это не то, что нас окружает, а то, что живёт внутри нас. Только наше личное отношение к окружению создаёт внешнюю среду. Несомненно, я пережила большие изменения, потому что очутилась в среде, где совершенно другая культура, я изучаю новый язык, принимаю новый образ жизни. Мне очень нравится природа Латвии. Также нравится, что здесь не так много высоток. На мой взгляд, небоскрёбы – это антигуманная архитектура. Привлекает, что здесь нет спешки, но в хорошем смысле – когда замечаешь каждое мгновение, нежели упускаешь или обесцениваешь увиденное. Латвия находится недалеко от европейских стран. Удобно, когда можно быстро попасть в Литву, Эстонию, в совершенно другую атмосферу и культуру, получить новые впечатления. Признаюсь, мне очень нравится бывать в Литве, Эстонии, где живут мои друзья.
– Вы москвичка в нескольких поколениях. Не тоскуете ли по столице?
– Нет. Я скучаю по друзьям детства и по той Москве, которой больше нет. Для меня важна вариативность – как на работе, так и с людьми. Стоит к чему-то привыкнуть, как жизнь становится размеренной и более не побуждает к созиданию новых мыслей.
Комментарии (0)