Для Управления Вентспилсского свободного порта 2020-й стал годом перемен. Ожидаемая реформа в управлении портами совпала с реализованным планом России направить грузы угля в свои порты и вызванными пандемией Covid-19 изменениями в спросе на энергоресурсы. На вопросы о результатах прошедшего года и прогнозах на этот год отвечает управляющий Вентспилсским свободным портом АНДРИС ПУРМАЛИС.

– Грузооборот работающих в порту частных терминалов в прошлом году сократился на 37%, относительно предыдущего года. Могло ли Управление ВСП предотвратить такое падение объёма грузов?

– Ответ на этот вопрос хотелось бы начать со слов моего предшественника – предыдущего управляющего Вентспилсским свободным портом (ВСП): как бы хорошо ни работало Управление ВСП, грузооборот от него не зависит. Привлечение грузов в порт – это работа и ответственность терминалов. В прошлом году основное падение грузооборота произошло за счёт угля и нефтепродуктов. Это, особенно с грузами угля, было ожидаемо и хорошо известно уже много лет назад. В свою очередь, по другим грузам объём сравнительно стабилен, а в перевалке древесины и сельхозпродукции был даже прирост.

– Какова ситуация и вызовы в настоящий момент?

– Порт – это зеркало государственной экономики, а портовые предприятия – термометр экономики. Работа Управления ВСП ориентирована на рост благосостояния клиентов и партнёров порта, что обеспечит долгосрочный расцвет и самого порта. В предыдущие годы Вентспилсский порт затронули разные потрясения, которые повлияли на грузооборот и привлечение инвестиций. Транзитная война нашла отражение в обзорах не только латвийских, но и европейских экономистов. Затянувшееся судопроизводство на портовых предприятиях оставило усталость в попытках предпринимателей оздоровить потрясения минувших лет. Различные санкции можно наложить и снять, но они могут повлечь за собой нежелательные побочные следствия, поэтому санкционные режимы часто заслуживают критики. Европа налагает санкции на должностных лиц России, а Россия перенаправляет свои транзитные грузы из стран Балтии на другие направления, что непосредственно влияет и на работающие в Латвии предприятия транзитного бизнеса. Самым страдающим от санкций портом в Латвии всё же был и остаётся Вентспилс. Санкции не должны быть наказанием. А для Вентспилсского порта санкции – это наказание, поскольку финансовое обслуживание затронутых санкциями предприятий со стороны коммерческих банков ограничено, а часто и остановлено. Попытки предприятий привлечь банковские кредитные ресурсы на развитие оказались безуспешными. Инвесторы избегают портовых предприятий из-за неясной структуры их учредителей и истинных выгодополучателей. У руководителей предприятий нет информации о том, что будет с арестованными частями капитала. Наконец, следует упомянуть и изменения в правлении порта – последовавшая за этим обида Вентспилсской гордумы настолько велика, что она даже превосходит желание принимать конструктивные решения для дальнейшего сотрудничества с Управлением ВСП. Все эти процессы влияют на то, что сейчас происходит в порту. Но в то же время это и вызов для Управления ВСП навести во всём порядок, разработав новый план конкурентоспособности и развития порта.

– Каковы Ваши прогнозы на этот год?

– Составляя бюджет, мы руководствуемся теми прогнозами, которые нам присылают терминалы, а также рыночными исследованиями о ситуации в отрасли. В большой мере грузооборот нашего порта зависит от геополитической и политической ситуации. Сегодня мы получаем не самые лучшие сигналы о транзите нефтепродуктов. Известно, что Россия намерена и эти грузы перенаправить на свои порты с 2023 года, но это может случиться и раньше. Если посмотреть на структуру грузов, то 26% не связаны с политической кухней, эти грузы всегда найдут свой порт; 11% грузов – из Беларуси и 63% – из России. Такая структура делает наш порт уязвимым, потому что 11% и 63% – это те грузопотоки, которые могут резко упасть в объёмах.

– Литовцы находятся в такой же геополитической ситуации, как и мы, но у них в прошлом году грузопотоки не сокращались, а, наоборот, выросли.

– В Литве ситуация иная. У них развито собственное производство товаров, в том числе есть нефтеперерабатывающий завод. Литовцы перегружают через Клайпедский порт собственные грузы и меньше, чем мы, страдают от политических событий. К тому же у их терминалов тесные связи с грузоотправителями из Беларуси, которые не так легко разорвать. В их пользу играет и участок железной дороги по территории Литвы, ведущий в Калининград, что является дополнительным бонусом в переговорах с Россией. Можно сказать, что литовцы с давних времён были хорошими торговцами и успешно умели добиться, чтобы экономика главенствовала над политикой.

– По грузообороту Вентспилс показал наибольшее падение по сравнению и с другими латвийскими портами.

– Здесь тоже важно понять, что мы сравниваем. По тем грузам, которые повлияли на грузооборот Вентспилса, падение есть и в других портах. В Вентспилсе удельный вес уже упомянутых угля и нефтепродуктов сравнительно велик. В Риге, к примеру, значительную часть составляют генеральные грузы, в том числе в контейнерах. В Вентспилсском порту контейнерных линий уже много лет нет.

– Управление ВСП могло бы этим и заняться в ближайшем будущем.

– Сейчас у нас действительно появился луч надежды, что контейнерная линия снова может зайти сюда. Но надо понимать, что есть объективные причины, почему контейнеры ушли из Вентспилса, – к нам везти их по железной дороге дальше и, соответственно, дороже, чем до Риги. К тому же контейнерную линию есть смысл открывать, если можно обеспечить хотя бы сто контейнеров в месяц. Это, в свою очередь, означает, что вокруг Вентспилса должны быть предприниматели, которые хотели бы экспортировать продукцию в контейнерах. Мы ездили в Беларусь, где посетили индустриальный парк Большой камень. Во время переговоров убедились, что со стороны Китая есть заинтересованность в том, чтобы логистический центр Большого камня создавать в Вентспилсе, поскольку у Беларуси нет морской границы. Индустриальные парки нужно развивать в тесной связи с контейнеризацией порта. В Литве, например, так и делают – у них одним из преимуществ индустриальных парков является именно наличие контейнерных перевозок в порту. Вопрос: почему в Вентспилсе до сих пор этого нет? Если производители смогут обеспечить необходимый объём товаров для привлечения контейнерной линии, то контейнеры здесь будут!

– Намерено ли Управление ВСП в дальнейшем развивать индустриальную зону?

– В начале 2020 года мы заказали финансовый аудит Управления ВСП, который, помимо прочего, показал, что отдачу от производственных зданий, которые строит Управление ВСП, можно получить через 20–30 лет. Это очень долгий период! Аудит также показал, что строить такие здания гораздо выгоднее. Построив более дешёвые здания, мы сможем сдавать их в аренду по более низкой цене. Поэтому, говоря о дальнейших планах в отношении индустриальной зоны, начнём с решения этой проблемы. Индустриальные проекты выгодны для порта в том случае, если они означают приток грузов. А если это заводы, которые никак не связаны с портовыми грузами, то они выгодны самоуправлению, но являются довольно тяжёлой нагрузкой для порта. Здесь можно найти хороший компромисс, надо только работать вместе.

– Тогда почему Управление ВСП отказалось от строительства восьмого производственного здания в Вентспилсском парке высоких технологий, для которого было предусмотрено полтора миллионов евро из фондов ЕС?

– Софинансирование ЕС составило бы меньшую часть от общих затрат, поскольку строительство здания обошлось бы как минимум в 4,5 миллиона евро. Где взять остальные деньги? Чтобы просить у банков кредиты, нужен залог, а свободных незаложенных объектов у Управления ВСП нет. Скорее всего, многие этого не знают, но кредитные обязательства Управления ВСП, большая часть которых взята на различные важные для города проекты, составляют 32 миллион евро. С другой стороны, проект никуда не денется, он находится в стадии готовности и может быть предложен потенциальному инвестору или реализован при более благоприятной финансовой ситуации. В прошлом году Управление ВСП закончило строительство 7-го здания, арендатор уже его занял. Сейчас перепроектируем 6-е здание, от которого прежний арендатор отказался из-за проблем с бизнесом, но им интересуются другие потенциальные арендаторы. Завершаются работы в новом промышленном здании по ул. Ганибу, 103. Я считаю, что нужно создать агентство одной остановки, в которое вошли бы представители и города, и порта, и мы вместе искали бы возможности мотивировать инвесторов остаться в Вентспилсе.

– Будет ли Управление ВСП и впредь участвовать в финансировании городских проектов?

– Я всегда подчёркивал, что сотрудничество города и порта имеет важное значение. К сожалению, пока сотрудничество трудно назвать успешным. Взять хотя бы тот факт, что городская дума не утверждает бюджет Свободного порта. Это только затрудняет, а то и вообще делает невозможным реализацию многих проектов. В бюджете Управления ВСП есть и будет раздел, посвящённый городу. К примеру, 1,2 миллиона евро, которые Управление ВСП тратило в предыдущие годы на содержание дорог в городе, мы готовы тратить и в этом году. Отчисления в городской бюджет в размере 10% от портовых сборов мы также сохранили. Это ещё 800 тысяч евро, итого уже 2 миллиона. 4 млн евро вложим в этом году в инвестиционные проекты. Посчитайте – из бюджета Управления ВСП в 13–14 млн евро 6 миллионов тратятся на городскую инфраструктуру! Планируем продолжать строительство променада на улице Остас, ремонтировать улицы Кайю и Рупниецибас, разводной мост через Венту. Вентспилс – красивый город, и многие годы в создание этой красоты большой финансовый вклад вносило Управление ВСП. Теперь пришёл момент, когда необходимо вкладывать деньги в гидросооружения, причалы, намного больше средств требуется вложить в портовый флот, который оказался в довольно трагическом состоянии; системы Службы капитана порта устарели и их тоже необходимо обновлять. Нужд чрезвычайно много. Поэтому, возможно, в будущем Управление ВСП не сможет вкладывать в город так много денег, как раньше, поскольку в прежние годы слишком мало финансов направлялось в обеспечение прямых функций порта.

– Какие проблемные вопросы Вы считаете первоочередными на этот год?

– Это вопросы собственности, которые необходимо упорядочить с городской думой. Считаю, что нам надо оставить все обиды и начать новые отношения с белого листа. Без этого тормозится всё остальное. В наших общих интересах – создать здоровую предпринимательскую среду в Вентспилсе, с понятными и прозрачными правилами, с хорошим сотрудничеством между ответственными институциями и желанием энергично работать.

Вы долго работали в Рижском свободном порту. Можете ли сравнить оба порта?

– Рижский порт имеет объективные преимущества перед Вентспилсом, который находится дальше от границы, поскольку железнодорожный тариф создаёт большие дополнительные затраты. Поэтому нам необходимо искать и создавать свои преимущества, которые привлекут сюда и инвесторов, и грузопотоки.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: