Плавкран работал в Вентспилсе с 1961 года, приняв участие в строительстве почти всех важных портовых объектов, но вскоре огромная страница истории будет закрыта. Вложения, необходимые для ремонта крана, чтобы он смог продолжить работать в Вентспилсе, достигают миллиона евро, а необходимость в его услугах не настолько велика, чтобы эти вложения окупились. Поэтому кран будет продан.

Всегда готов служить

Плавучий кран построен в далёком 1960 году, а год спустя он прибыл в Вентспилсский порт, где работал до сих пор. Правда, лет 15 назад он мог поменять порт приписки, ведь тогдашний его владелец Остас флоте подумывал о продаже крана, что и сделал, однако в роли покупателя выступило Вентспилсское самоуправление. Так как в планы развития порта входили разные строительные работы, такой кран мог пригодиться, и было бы недальновидно его отдавать. Так было принято решение перекупить плавучий Геркулес, как назвала кран команда.

О решении не пришлось пожалеть, ведь несмотря на преклонный возраст, кран прекрасно справлялся со своими обязанностями и всегда приходил на помощь. Капитан Виктор Воробьёв рассказывает: плавкран принимал участие во всех строительных работах в порту, так что о нём можно смело сказать: это не просто часть истории порта, а один из её вершителей. «Работа всегда была интересной, ведь каждый объект уникален и требует индивидуального подхода. Фактичес­ки, мы принимали участие во всех многочисленных строительных, ремонтных и реконструкционных работах. Однако особенно запомнился взрыв танкера Ludvig Svoboda, после которого из Венты пришлось доставать множество металлических обломков. Длительное время мы провели около Южного мола. Мы сложили, думаю, половину лежащих там тет­раподов. Кроме того, мы поднимали валуны со дна Венты. Это было очень интересно, ведь приш­лось взаимодействовать с водолазами, а также мы не знали, что именно будем поднимать», – рассказывает опытный капитан, проработавший большую часть жизни именно в Вентспилсском порту.

Он шутит, что у крана плечи, как у Геркулеса, а ножки – моторы – довольно слабые, поэтому своими силами он не может прео­долевать большие расстояния. Когда требуется переместиться на другое место, приходится звать на помощь буксиры. Самый длинный путь, проделанный за эти годы, – переход в рижские доки, где проводится техобслуживание и ремонт. Воробьёв с удовольствием сходил бы дальше. «Если бы кран мог передвигаться самостоятельно, было бы замечательно, но это невозможно. При малейшем ветре кран становится неуправляемым и его уносит туда, куда направляются порывы воздуха. Приходится звать на помощь буксир, хотя это никогда не мешало нам везде и всё успевать».

Несмотря на обилие работы, существенные изменения претерпела команда плавкрана – сначала она насчитывала 30 человек, в т. ч. коков и мойщиков палубы. Некоторое время спустя её сократили наполовину, а последние 11 лет кран обслуживают всего пятеро членов команды. Но это никогда не мешало выполнять порученную работу. «У нас опытная команда, все всё знают и понимают. Мне не приходится их учить или подгонять. Иногда даже в шутку удивляюсь: зачем им вообще капитан? Мы прекрасно сработались, у всех колоссальный опыт, и нареканий никогда не возникало. Много лет назад мы работали круглые сутки – начинали и заканчивали в восемь», – рассказывает капитан.

Крану уже прилично лет и требуется огромный объём работ по переварке его корпуса. Чтобы кран смог продолжить работать в порту, в ремонт пришлось бы вложить примерно миллион евро. Чтобы такое вложение окупилось, крану пришлось бы работать 24 часа в сутки, однако в последние годы необходимость в его услугах составляла примерно пять дней в году. Поэтому и было принято решение кран продать. В свою очередь, у потенциальных покупателей крана есть возможность занять кран для регулярной грузоперевалки, поэтому они и готовы заниматься ремонтом. Управление Вентспилсского свободного порта нашло альтернативные, более дешёвые технические решения, как выполнить ту работу в порту, для которой может пригодиться плавкран. «Вся наша команда уже состоит из пенсионеров, так что мы не переживаем. Мы провели на кране много интересных лет, а теперь пора отдохнуть», – не скрывает Воробьёв удовлетворения от лет, проведённых с командой на кране.

52 года вместе

Оператор крана Илмар Мал – самый опытный из квинтета команды. Он приступил к работе в 1965 году и закончит свою карьеру продажей крана. Вскоре после прибытия в Вентспилс в 1961 году новый кран был задействован на строительстве первого Вентского моста, и Илмар вспоминает, как тогда наблюдал за ходом работ и думал, что работать на этом агрегате, должно быть, хорошо. Только четыре года  спустя он смог в этом убедиться: «Никогда не хотел заниматься чем-то другим. Зачем куда-то бежать? Так и проработал на кране всю жизнь. Пришло время уйти на заслуженный отдых, так что я не переживаю, что кран собираются продавать. Наверное, с нас уже хватит».

Команда всегда была хорошей, крановщику также нравилось трудиться по сменам, к тому же работу выполняли интересную, ведь команда принимала участие в строительстве разных объектов: «Кран работал день и ночь. Чего мы только не построили! Экспортный район, рыбоконсервный комбинат, причалы. Работы было много. Конечно, на особенно серьёзных объектах приходилось трудиться сверхурочно, но ничего не поделаешь. Не могу выделить ничего конкретного, интересно было всегда, даже когда мы отправлялись на ремонт в Ригу».

Однако за эти годы кран не только принимал участие в строи­тельстве и ремонтах, но и помогал судам. «Время от времени кому-то требовались наши услуги, особенно танкерам, ведь к нефтяным причалам ни один другой кран подобраться не может. Приходилось, например, поднимать оторвавшийся якорь. Ещё мы ставили на постамент судно Азов, около мола. Это была филигранная работа», – вспоминает Илмар. Он считает, что за эти годы 40-метровый кран стал настоящим символом порта, с которым пришло время попрощаться. Однако он оставит в порту свои знаменательные следы.


Последние из могикан крана: (слева направо) капитан Виктор Воробьёв, старший механик Николай Сосункевич, матрос Иван Сумленный и оператор крана Илмар Мал.


Плавучий кран появился в панораме Вентспилсского порта в 1961 году.


Пульт управления плавучего крана Геркулес – аскетичный, старый, но всё ещё работающий.


В каюте капитана, как в остальных помещениях, ещё сохранился интерьер 60-х годов прошлого века.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: