Дзинтарс Гиертманис родился и вырос в Вентспилсе. Он совмещает работу шофёра в Ирландии с семейной жизнью в родном городе. А во время последнего отпуска выполнил миссию – за два рейса от украинской границы доставил в безопасное место 11 человек и собаку по кличке Луна.

Когда Дзинтарс едет в не очень богатые страны, как на этот раз, в Молдову, берёт с собой плитку шоколада, коробку с нехарактерной для водителя валютой – конфетами Prozit – и бутылочку Рижского чёрного бальзама. Это небольшие жесты, позволяющие выразить благодарность и завоевать благосклонность людей. И, наверное, у мужчины возникает ощущение, что в долгу он не остался, хотя об этом стоит спросить у самого Дзинтарса, если удастся повстречать на улицах Вентспилса. Однако на этот раз не время обсуждать все как и почему; сейчас важнее история, о которой стоит поведать нашим читателям. В редакцию Дзинтарс пришёл с шоколадом Серенада, купленным в Вентспилсе, но проехавшим Литву, Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию и Молдову.

Предыстория поездки

Дзинтарс работал в разных странах Европы, а также в Америке и Канаде. С 2003 года он приезжает в Латвию только в отпуск или на длинные выходные. В 2010 году работал дальнобойщиком в Ирландии, однако вскоре туда прибыла компания, заключившая контракт с 200 водителями для работы в Канаде. Дзинтарс никогда не бывал в этой стране, когда-то даже считал её землёй мечты, поэтому согласился. Неделю жил и работал в Канаде и Америке, после чего на три дня возвращался к жене в Ирландию, и так около семи месяцев, пока супруга не переехала в Канаду. Снимали комнату в одном доме, где познакомились с украинцем Геннадием Бондаренко, по словам Дзинтарса, – с очень разносторонним, интеллигентным и образованным человеком, родиной которого была Одесса.

Проведя семь лет в Канаде, Дзинтарс с семьёй вернулся. Он очень хотел, чтобы дети росли в Латвии. Разместились в Вентспилсе, но Дзинтарсу поступило очень хорошее предложение работы в Ирландии. Когда в семье подрастает трое детей, задумываешься, что выгоднее. «У меня своего рода жизнь моряка – пять недель в отъезде, одну дома. Только вместо моря – работа шофёром в Ирландии».

Они переписывались с Геннадием и ранее, но примерно через неделю после вторжения российских войск в Украину Геннадий написал Дзинтарсу письмо с просьбой привезти из Одессы мать, Лилию Михайловну Бондаренко. Поначалу это казалось невозможным, но позже оба стали рассматривать варианты. Геннадий предположил, что его 82-летняя мать могла бы пересечь украинско-молдавскую границу через село под названием Паланка (как литовская Паланга). Это произошло незадолго до запланированного отпуска Дзинтарса. Кроме того, так совпало, что к тому времени Дзинтарс получил переплаченные в течение года налоги. С женой решили, что могут перечислить пожертвование на один из счетов поддержки Украины, но хотели убедиться, что помощь действительно попадёт по назначению. Слово за слово, решили, что Дзинтарс сам возьмёт напрокат минивэн и доставит военных беженцев в безопасное место. «Я работал водителем автобуса. Опыт есть, только рельеф другой». 23 марта, когда Дзинтарс прилетел в Ригу, минивэн уже ждал в Рижском аэропорту. Приехав в Вентспилс, мужчина выспался и на следующий день отправился к Саните Петере из благотворительного центра Поддержка Вентспилса Украине, с которой связался заранее. Договорились, что первая поездка в Польшу будет тестовой, а во второй раз поедет в Паланку за матерью Геннадия и ещё несколькими пассажирами. «Подъехал к Саните 24 марта, и она спросила: «Когда ты готов ехать?» Я ответил: «Вчера!»

Первый рейс

Первая поездка была запланирована в Хелм (пограничный пункт рядом с Беларусью и Польшей). Дзинтарс вёз из Вентспилса в Польшу гуманитарный груз. По пути информация о пассажирах постоянно менялась. Вентспилсские координаторы информировали обо всех изменениях. В Хелме Дзинтарс переночевал в кризисном центре военных беженцев при баптистской церкви.

«Встал в семь, было утро 25 марта, как раз день моего рождения, – говорит Дзинтарс, – но мне не нужны был ни торт, ни подарки. Испытывал радость, потому что делал что-то хорошее!» На скорую руку позавтракал, узнал, что люди, которых предстоит перевозить, находятся неподалёку, в другом кризисном центре, поблагодарил волонтёров за приём и отправился в путь. Второй кризисный центр был создан в крупном торговом центре Tesco. «Во всем магазине – ни одной полки, всё заставлено раскладушками, покрытыми белым покрывалами, – делится впечатлениями Дзинтарс. – Трудно об этом говорить, но, к сожалению, кто-то всегда будет использовать войну в корыстных целях. Людьми торгуют. Я показал военным паспорт и водительское удостоверение. Данные ввели в систему, мне выдали браслет с номером. Рассказали, где надо зарегистрироваться, когда привезу людей в Вентспилс. Выдали детское сиденье для шестилетнего мальчика. Все были очень вежливыми и понимающими».

Из Хелма в Вентспилс Дзинтарс повёз пять человек и собаку из Киева и его окрестностей. «Вёз женщину с девочкой 13 лет (муж остался воевать) и ещё семью – бабушку, дочку и внучку с собакой Луной. У каждого – по небольшому чемодану, чтобы заново начинать жизнь в чужой стране. Люди знали, что едут в служебную гостиницу Вентспилсской высшей школы. Сначала все были напуганы – попали ко мне напрямую с войны, до этого ночевали в подвале. Я прибегнул к шофёрской хитрости: включил в салоне более тёплую температуру, около 22 градусов. Минут через 15 смотрю – все задремали. Вернул температуру на 20 градусов, чтобы люди не вспотели, и поехал дальше», – рассказывает Дзинтарс.

Он попросил пассажиров смело говорить, если надо остановиться. Остановку сделали только на полпути и немного поговорили. Украинцы рассказали, что уже привыкли к звукам выстрелов, а вот когда падают авиабомбы и ракеты, начинается паника.

В тот же день около 22:30 они прибыли в Вентспилсскую высшую школу, где их ждал радушный приём.

В Паланку

Утром 27 марта Дзинтарс собрался и поехал вновь. На обратном пути измерил маршрут и подсчитал, сколько раз нужно будет где-то ночевать. За Краковом начинается гористая местность, далее Словакия тоже очень гористая. Дзинтарс пытался найти самый прямой маршрут, но, как уже до этого доказала жизнь, прямой путь не всегда самый быстрый.

Первую ночь провёл в Кракове, вторую – в одном румынском городе. Въехав в Молдову, выяснил, что надо купить виньетку на десять дней – в автомате, где всё написано только на местном языке. Дзинтарс обратился за помощью к сотруднице. «Находясь за границей, всегда стараюсь оставить о латышах самое лучшее впечатление, чтобы следующему моему соотечественнику было немного легче, – рассказывает Дзинтарс. – Я обменял деньги на местные, уже собирался положить 100 лей в автомат, как девушка меня остановила и сказала, что сначала надо разменять. Оказывается, автомат не выдаёт сдачу. Шоколадка сыграла свою роль».

По совету девушки поехал ночевать в Кишинёв. Немного поспав, Дзинтарс отправился в путь, ведь в 11 утра уже надо было быть в Паланке. Случайно заблудившись в Приднестровье, воочию увидел БТРы с российскими флагами и миротворцев. Дзинтарс благополучно прибыл в Паланку, лишь по пути пришлось предъявлять молдавской полиции документы и, конечно же, виньетку. «Спасибо девушке», – говорит Дзинтарс.

Возвращение в Вентспилс

Утром 30 марта Дзинтарс связался с матерью Геннадия в Паланке и узнал, что её привезут к границе. Для своих почтенных лет она оказалась очень бодрой – приехала раньше всех. Другие добирались до границы 12 часов. Прибыли госпожа Лариса, Дейвид и Лариса Акимовы, а также Мормыевы – мама с двумя детьми. Глава их семьи также остался воевать. На границе Дзинтарс заметил, что из Молдовы приехали и такие водители, которые подрабатывали на перевозке людей. Большой поток возвращался в Украину.

Выехали в 12 часов, хотелось быстрее попасть в Румынию, потому что в Молдове дороги, даже в столице, такие, что зубы можно повыбивать, не говоря уже о ходовой части машины. Поток людей на пограничном пункте был большой, провели там не менее часа. Пассажиры были обеспокоены. Как позже выяснилось, они переживали, что водитель не выбрал самый прямой путь. Они также были напуганы рассказами о торговле людьми. Вечером нашли отель в Румынии со свободными номерами. Дзинтарс обо всём позаботился, оплатил и проверил, чтобы в номерах было чисто и не накурено. Помог обустроиться и сам пошёл спать. В шесть утра все были готовы к отъезду, только Олена с двумя детьми попросила где-нибудь остановиться – они не поели. Дзинтарс отдал им взятые из дома консервы, румынский хлеб и попросил сразу говорить, если что-то понадобится. Подъехали к венгерской границе, где произошла неразбериха с паспортами. У одной пассажирки он был старого типа, поэтому пришлось объяснять, что украинский грудень, упомянутый в дате рождения, значит декабрь.

Во время движения по венгерским горам на панели выскочило сообщение check engine, двигатель начал терять мощность. Кроме того, Дзинтарсу на телефон пришло сообщение о том, что лимит Интернета почти исчерпан. Он остановился на заправке и, пока пассажиры отдыхали, оформил дополнительный Интернет – для навигации. Тем временем двигатель минивэна остыл, и, когда вновь тронулись в путь, всё уже было в порядке.

Пассажиры оказались очень терпеливыми, редко просили остановиться. Кроме того, если на пути попадалась заправка Лукойла или Газпрома, просили ехать дальше. Поздно вечером в Будапеште удалось снять четыре гостиничных номера. Опять же, Дзинтарс заплатил, оформил документы, проверил чистоту номеров. На завтрак выпили чаю. Мама Геннадия очень хорошо подготовилась – достала буханку хлеба, колбасу и приличных размеров нож. Жизненный опыт.

Отправились в путь. В Венгрии пошёл дождь, двигатель автомобиля начал терять мощность. Пришлось снова останавливаться и охлаждать мотор. В Словакии тоже шёл дождь, а в Польше выпал мокрый снег. Жена Дзинтарса сняла номера в гостинице в Ломже с завтраком, но до туда ещё предстояло проехать 160 км по трассе. Минивэн, арендованный Дзинтарсом, теперь двигался со скоростью всего 85 км/ч. Чтобы без надобности не беспокоить пассажиров, Дзинтарс делал вид, что не может обогнать фуру или что ехать быстрее мешает непогода. Добрались успешно. В отеле – чисто, аккуратно, номера не прокуренные. Отдохнули, а утром плотно позавтракали.

В последний день машина уже не капризничала. Погода в Литве была солнечной. В Каунасе встретили двух жителей Сигулды, которые купили для пассажиров Дзинтарса напитки. В Вентспилс приехали раньше, поэтому Дзинтарс на машине сделал небольшой круг по городу. Служебная гостиница вуза была заполнена, так что, как было договорено заранее, пассажиров доставили в гостевой дом на улице Валдемара. При прощании выяснилось, что из всех пассажиров только Олена – мать двоих детей – догадалась о проблемах с мотором.

Геннадий был счастлив, когда позвонил Дзинтарс и сообщил, что мать благополучно прибыла в Вентспилс и с комфортом разместилась в вузовской служебной гостинице, где освободилось место. Скоро она с сыном полетит в Ванкувер. Дорога предстоит длинная, но Ванкувер –красивый город на западе Канады, причём очень спокойный. Перед отъездом в Ирландию Дзинтарс навестил маму Геннадия и по дороге встретил бабушку, дочь и внучку с собакой Луна из первой поездки. «Меня сейчас приглашают в Киев, когда восстановится мир. Главное, что они целы и здоровы. Миссия выполнена, и на душе спокойно», – говорит Дзинтарс.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: