На очередное интервью депутата городской думы и руководителя партии Латвии и Вентспилсу АЙВАРА ЛЕМБЕРГА Вентас Балсс пригласила не случайно. Многим интересно узнать отношение Лемберга к новому правительству, его мнение о вызовах, с которыми придётся столкнуться в этом году Латвии, и задачах, предстоящих вентспилсчанам.
А. Лембергс: «Вентспилсу предстоит модернизация»
1– Каким будет для Латвии начавшийся год?
– К сожалению, очень много неизвестного. И главное неизвестное – это, конечно, война. Пока что она прямо не затрагивает Латвию, кроме беженцев и заботы об укреплении безопасности. Но, судя по тому, как там развиваются события, что какие-либо переговоры отсутствуют и преобладают жёсткие подходы с обеих сторон, боюсь, война может перейти от обычной к ядерной. И это будет совсем другая катастрофическая ситуация. Правда, есть мировые лидеры, которые стараются остановить безумную войну, – к примеру, Папа Римский призвал к этому в новогоднем обращении.
С другой стороны, много неизвестного и в деятельности нового правительства. Состав существенно поменялся, к власти пришли политики из Объединённого списка, многие из которых руководили самоуправлениями. Будут ли они держать свою логическую линию или ради комфорта подчинятся Кариньшу? Это пока неизвестно. Сейчас идёт речь о бюджете этого года. Запрос от министерств об увеличении расходов составляет 2,3 млрд евро. А по самой свежей информации, дополнительные доходы от развития экономики, которые ещё не распределены, планируются в объёме 700 млн. Если помните, предыдущее правительство Кариньша, когда ему нужны были деньги, в 2020 году сократило на 5% часть подоходного налога с населения, которая оставалась в самоуправлениях. То есть было 80%, а стало 75%. Эти 5% составляли 130 млн, а при нынешней инфляции и все 200 млн. Нет гарантии, что правительство не снимет ещё 5%, а для Вентспилса это 2 млн евро инвестиционных денег под взятые обязательства – обеспечить работой школы, детсады, содержать в порядке городские улицы и т. д. Политики из Объединённого списка, который входит в состав правительственной коалиции, вроде должны быть заинтересованы, чтобы финансирование самоуправлениям не уменьшалось. Но, повторюсь, всё зависит от того, в какую сторону они будут двигаться.
– Как Вы в целом оцениваете правительство Кариньша-2?
– По составу министров это правительство сильнее предыдущего. Но поскольку премьер-министр остался прежний – слабый, который заботится только о том, чтобы сохранить свою должность, то и прогнозировать, каким будет это правительство в работе, – трудно. Там есть люди, привыкшие работать и принимать решения самостоятельно. Но как они проявят себя на новых должностях? Был бы другой премьер при этих же министрах, – я был бы более оптимистичен. А так – пока особого оптимизма нет.
– Вы уже упомянули, что многие нынешние депутаты и министры имеют большой опыт руководства самоуправлениями. Поможет ли это Вентспилсу достичь своих целей в правительстве?
– Для Вентспилса никогда, ни в одном правительстве особых преференций не было. Наша сила в том, что, во-первых, все проекты, которые мы готовили для получения государственного и европейского софинансирования, должны были быть сильными, а для этого нужна сильная профессиональная команда. Во-вторых, мы всегда активно защищали свои проекты именно тогда, когда вырабатывались условия финансирования. Если этот процесс прозрачный, публичный, логичный, то Вентспилс не потеряет своего наработанного годами потенциала. Для Вентспилса, как и для Латвии в целом, есть несколько важных моментов, которые для латвийского правительства, парламента и Президента не являются приоритетными, но я считаю эти задачи самыми важными. Они многоплановы по содержанию и охватывают несколько отраслей. Это опять-таки война. Она имеет негативные последствия для развития Латвии, в том числе для развития территорий городов и волостей, особенно за пределами большой Риги. Но анализа и оценки проблем в связке с их последствиями вообще нет на повестке дня правительства! Отдельно говорится о безопасности, но это лишь одна составная часть большой повестки дня. Нужно рассматривать ситуацию, связанную с войной, с точки зрения человека: как смягчить причины, которые снижают уровень жизни конкретного вентспилсчанина, жителя Латвии. Вторая важная тема – это реформа портов. С 1 января должны были закрыть Управление Вентспилсского свободного порта и Управление Рижского свободного порта. Так записано в законе. Но до сих пор ничего ещё не закрыто и, скорее всего, закрыто не будет. В Вентспилсе продолжают работать две структуры – старая, которая юридически с 1 января упразднена, и АО Вентас оста, которое только тратит деньги и ничего больше не делает. В результате реформы грузооборот порта в 2020 и 2021 гг. снизился вдвое. В прошлом году был некоторый рост, но это лишь благодаря войне и тому, что здесь мог появиться груз из Казахстана, которого раньше никогда не было. Это временное явление. Если Россия скажет не везти грузы в страны НАТО, а везти в российские порты, то этих грузов здесь больше не будет. Я очень надеюсь, что здравый смысл победит, и управление портами вернётся к той форме, которая была до санкций США в отношении Латвии, введённых по просьбе латвийского правительства в конце 2019 г.
– Вы оптимист в отношении возможной отмены портовой реформы?
– Немного оптимист, потому что в затеянной портовой реформе не было ничего рационального – ни в создании структуры Вентас оста, ни в отстранении городского самоуправления, половину территории которого занимает Свободный порт. Это полнейший абсурд! Любой здравомыслящий человек это понимает. Поэтому избиратель и показал красную карточку Консервативной партии, которая продвигала эту реформу. Но всё это происходило под одобрение Нового единства Кариньша и Национального объединения. А они составляют большинство в нынешней правящей коалиции. Смогут ли они признать, что портовая реформа была ошибкой? Умный человек признаёт свои ошибки, а глупый будет настаивать на них. Так называемая новая модель управления Вентспилсским и Рижским портами по сути есть не что иное, как возврат к СССР, когда портами управляло госпредприятие – Вентспилсский (и, соответственно, Рижский) торговый порт.
– Ознакомившись с правительственной декларацией, Вы поверили в обещанную трансформацию экономики и рост благосостояния людей?
– Из декларации невозможно понять, как правительство будет достигать целей. Чтобы что-то сделать, нужна, во-первых, сильная организаторская сторона. А я не вижу каких-либо перемен в организации работы правительства. Во-вторых, нужны внешние ресурсы. И это не только деньги Евросоюза, которые выделяют под определённые программы. Нужны ещё и частные ресурсы. Никакой активности в этой сфере я не вижу. Чтобы вкладываться в экономику Латвии, инвестор должен доказать, что он не сволочь и не преступник. В других странах этого не просят. С этой точки зрения Латвии очень невыгодно быть прифронтовой зоной и занимать столь наступательную позицию, какую она занимает. Толку от этого никакого – мы ничего не изменим в политике соседних стран. Но зато посылаем сигнал инвесторам о том, что здесь небезопасно как в прифронтовой зоне.
– До сих пор не принят госбюджет на 2023 год. Как это влияет на планы города и повседневные потребности горожан?
– На повседневных потребностях это никак не отражается. Вентспилс бюджет на этот год принял. Нас это касается лишь в той мере, сохранится ли часть подоходного налога с населения, которая поступает в бюджеты самоуправлений, на нынешнем уровне 75%. Мы планируем свои расходы с учётом того, что сохранится. Конечно, деньги Евросоюза могли бы поступить быстрее в экономику, но такое происходит не впервые и это не смертельно.
– Что важно для Вентспилса в ближайшее время?
– Главная задача – модернизация. Думаю, что никаких крупных проектов – как концертный зал Латвия или научный центр VIZIUM, – не будет. Но модернизировать то, что есть – это важно. Когда-то мы были первыми, создав Олимпийский центр и многое другое, но за 20лет другие создали такие же объекты, но более новые. Постепенно модернизация уже происходит. В городе ездят электроавтобусы. Детские сады получили мощные подключения к интернету и возможность климатического контроля. Очень важно, чтобы в ближайшие годы в Вентспилсе открылись пять-семь новых производств и увеличилась занятость в сфере ИКТ.
– Что в прошлом году Вентспилсу не удалось?
– Не сдан в эксплуатацию целый ряд новых объектов из-за кризиса и роста дороговизны в строительстве. Многие строительные компании либо не выполнили своих обязательств, либо выполняли с большими проблемами. У нас есть объект, с которым исполнитель – Остас целтниекс – не справился, – это здание Музея под открытым небом. Но это поправимо. У города 730 лет не было таких объектов, если они будут сданы к 733-м году, то ничего страшного не произойдёт. На повседневную жизнь города и горожан это никак не влияет.
– Как Вы относитесь к значительному повышению зарплат политикам и первым лицам государства?
– Поправки о повышении принимало прошлое правительство Кариньша. В том созыве у Единства было восемь мест в парламенте, сейчас – 26. Значит, избиратель одобрил политику Единства, проголосовав за него на выборах Сейма, хоть и не абсолютным большинством. Националы тоже прошли с хорошим результатом в Сейм, значит, народ и их поддержал. Мы говорили о том, что для народа издержки будут резко возрастать, а зарплата так быстро расти не будет. В прошлом году реальная зарплата, с учётом инфляции и покупательной способности, снизилась на 8%. То есть, средний житель страны был отброшен года на два назад.
– С какими вызовами придётся столкнуться в этом году?
– К тому, о чём я уже говорил, – война и её последствия, хотел бы упомянуть ещё один серьёзный вызов – отношение к нацменьшинствам со стороны Президента, правительства и большинства в парламенте. Это высокомерие и разделение людей по национальностям. Если ты по языку общения не латыш, то уже под подозрением. Люди боятся высказывать своё мнение. Можно говорить только правильное, хотя у нас в правительстве ещё нет министра правильного мнения. Грозят увольнением с работы или лишением гражданства. Человеку трудно понять, какую позицию он должен занимать, что он может говорить и что не может. Мы жили в такое время, и я хорошо его помню. Когда ты должен был тщательно следить, чтобы не ляпнуть чего-нибудь лишнего или, не дай Бог, крамольного. Максимум, что ты мог позволить себе, – это рассказать анекдот, и то надо было хорошо подумать, при ком его можно рассказать. Меня очень беспокоит, что Латвия движется к тоталитаризму и государственному контролю над правом каждого человека думать, получать информацию и высказывать свои мнения. Это абсолютно противоречит Сатверсме и указывает на слабость власти. Если ваши аргументы убедительны и понятны, то вы привлечёте на свою сторону умы не административно, а разумно. А когда разума не хватает, тогда прибегают к позиции силы и устрашения.
– Что от наступившего года ждёт Ваша семья?
– В семье для меня главное – пусть я не всегда буду прав, но чтоб мы были счастливы. Учимся уступать друг другу. И второе – чтоб хватило терпения заниматься собою и своим здоровьем, помня о том, что ни один врач не принесёт нам здоровье. Это должны делать мы сами. Хотя в моём возрасте важно иметь рядом грамотных врачей, потому что в этом Латвия имеет огромные проблемы.
Комментарии (1)