В настоящее время самоуправление не планирует проводить строительные работы на парвентских кладбищах Кантсону и Приежгала.

Недавно в редакцию Вентас Балсс обратился житель, надеясь через газету узнать, намерено ли самоуправление перестраивать часовни парвентских кладбищ.

Связавшись с директором Коммунального управления Андрисом Каусениеком, мы выяснили, что реконструкция часовен на кладбищах Приежгала и Кантсону не планируется. В Вентспилсе в большинстве случаев и прощание с умершим, и захоронение происходят на Лесном кладбище. В то же время Каусениекс подчеркнул, что в других самоуправлениях тоже всего по одной часовне, и этого достаточно. Ещё важно учитывать, что много лет назад муниципалитет решил не расширять кладбища в Парвенте, поэтому новые могилы там не появляются, за исключением семейных захоронений.

Вентас Балсс также связалась с ведущим историком Вентспилсского музея Марой Давидой, которая поделилась несколькими интересными историческими фактами. Хотя точная дата появления кладбища Приежгала неизвестна, захоронения имеют довольно долгую историю, уходящую корнями в XIX век. Скорее всего, изначально там хоронили жильцов самых старых домов Парвенты, а потом – жителей находившихся возле того места сёл. Там же похоронено несколько жертв революции 1905 года, в честь которых в 1980 году установлен памятный камень.

Что касается кладбища Кантсону, летом 1940 года, поднимая так называемые Северные казармы для дислокации советской армии, за пределами кладбища было обнаружено захоронение XIV–XV веков. Довольно много захоронений начала и первой половины XIX века найдено в районе бывшего элеватора, ныне Калия паркс. Древние захоронения констатированы в 1898 году, когда строился элеватор, а в последний раз – в 2003-м. Возможно, это могилы вентспилсчан, скончавшихся во время чумы, хотя, судя по находкам 2003 года, место больше похоже на обычное кладбище XIX века с традиционными рядами захоронений, которые, судя по найденным монетам, датируются самым началом XIX века.

Историкам доподлинно неизвестно, когда появилось кладбище Кантсону. Там похоронены представители многих старинных вентспилсских семей, в том числе Лизе Прейкшатс (1854?–1881), сестра писательницы Анны Бригадере.

Удивление на кладбище (Вентспилс Апскатс за 1910 г.)

– Прошлой зимой несколько раз ездил на могилки родных усопших на старое городское кладбище за Вентой (имеется в виду кладбища Приежгала – Прим. ред.). снега почти не было. Неподалёку от захоронений родственников заметил новую могилку, у которой также часто замечал женщину, стоящую на коленях и молящуюся Богу. Но каково же было моё удивление, когда в прошлую пятницу я приехал на кладбище и увидел вскрытую могилу. Из любопытства подошёл, полагая, что тело, скорее всего, эксгумировано в связи с каким-то расследованием.

Но нет – в яме я увидел кости; правда, они были будто раздроблены и побурели. Я не поверил своим глазам, однако решил убедиться и пощупать. И уже тогда понял, что ошибся, – в яме была морковь. Вместе с другими любопытными выяснили, что в могиле лежит не только морковь, но и картошка, которую там хранил, как оказалось, садовник П.

То, что зимой на кладбище рядом с трупами лежат картошка и морковь, было для нас чем-то непонятным. А так как упомянутый садовник П. один не сможет потребить столько моркови, то мы, вентспилсчане, будем покупать её на рынке и есть, даже не догадываясь, что овощи хранились рядом с мертвецами и пропитаны микробами.

Вклад Фонда поддержки СМИ из средств государственного бюджета Латвии. За содержание материала отвечает ООО "Вентас Балсс".

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: