В следующем году на территории Вентспилсского края планируется начать строительство как минимум четырёх ветряных турбин – в парке Зиемельвейш в Таргальской волости. Действующие разрешения допускают строительство в крае в общей сложности 28 новых ветряков. Интересующую наших читателей информацию о том, как выдавались и продлевались разрешения на строительство ветряков Вентас Балсс пыталась выяснить у заведующей Стройуправой Вентспилсской краевой думы ДИГНЫ ГЕРУЛЕ.
Первые проекты ветряков ковались в волостях
0Сколько разрешений на строительство ветряных электростанций выдала Стройуправа и сколько из них остаются в силе?
– С 2009 года, когда был создан Вентспилсский край, выдано 23 разрешения на строительство ветряных генераторов, из них 7 утратили силу, а 16 остаются в силе. Прежде чем выдавать разрешения на строительство генераторов, краевая дума утвердила территориальное планирование. К моменту создания края каждая волость имела своё территориальное планирование. Строительство ветряных генераторов предусматривлось территориальным планированием Попенской, Таргальской и Ужавской волостей. Территориальное планирование определяет, для каких целей можно использовать конкретную территорию. Под строительство любого объекта разрабатывается детальное планирование определённого участка земли и только после этого – выдаётся разрешение на строительство в строгом соответствии с детальным планированием. Добавлю, что детальное планирование проходит процедуру общественного обсуждения. Так что ничего неожиданного мы не выдаём. Помню, когда я пришла работать в краевую думу в 2009 году, то сама участвовала в общественном обсуждении идеи строительства ветряных генераторов в Ужавской волости. Других общественных обсуждений не припомню.
На сколько ветряных электростанций на сегодняшний день выданы разрешения на строительство?
– В парке Курземе (Гривас – прим.ред.) – на Платенском болоте, в Камарците, Гривас в Попенской и Таргальской волостях – действует разрешение на строительство 14 генераторов. В парке ветряных генераторов Диенвидпарк в Таргальской волости разрешение выдано на строительство 10 генераторов и в парке Зиемельвейш в Таргальской волости выдано разрешение на строительство четырёх генераторов. Итого, на стадии готовности к началу строительства – 28 ветряных турбин.
В связи с чем утратили силу семь разрешений на строительство ветряных электростанций?
– В связи с тем, что истёк срок действия разрешений.
По двум проектам строительства ветряных генераторов –Гривас в Попенской волости и ТЦК (парки Диенвидпарк и Зиемельвейш) в Таргальской – Стройуправа несколько раз продлевала разрешения на строительство. На каком основании?
– До 2015 года выдавались бессрочные разрешения на строительство. В 2015 году были приняты переходные правила нового Закона о строительстве, по которым разрешения на строительство стали выдавать на пять и на восемь лет. Тем, кто получил разрешение на строительство в 2014 году, пришлось их продлевать в связи с изменениями в строительном законодательстве. В свою очередь, для парка Зиемельвейш срок выданных в 2015 году семи разрешений на строительство ветряных генераторов истёк в мае этого года. Вентспилсское региональное управление охраны окружающей среды выдало владельцу проекта – компании ТЦК – технические условия на строительство четырёх генераторов меньшей высоты и мощности, чем предполагалось вначале. Первоначально этот проект предполагал строительство большего числа генераторов. На основании этехнических условий, подан стройпроект на четыре генератора в парке Зиемельвейш в Таргальской волости. В свою очередь, Стройуправа не выдавала разрешения на строительство генераторов пока не был согласован с самоуправлением вопрос с подъездными дорогами. Владелец проекта заключил договор с самоуправлением об аренде уже существующих дорог самоуправления. Такие проекты выгодны самоуправлению, потому что владельцы ветряных парков арендуют дороги у самоуправления и содержат их. Что касается парка Гривас, то для него разрешение на строительство было выдано в 2014 году на основании детального планирования и продлевалось в 2015 году в связи с принятием нового закона о строительстве.
В старых проектах ветряных парков расстояния от планируемых генераторов до частных владений не отвечают ныне действующей норме – 800 метров. Парк Гривас в Попенской волости будет построен всего в 500, 650, 750 метрах от недвижимого имущества жителей. В то же время многие жители не помнят, чтобы с ними вообще согласовывалось строительство ветряков в такой близости от их жилья.
– К сожалению, по парку Курземе, или Гривас, как его теперь называют, Стройуправа получила уже готовый документ с утверждённым детальным планированием, на основании которого выдавала разрешение на строительство. В свою очередь, детальное планирование утверждал совет Попенской волости ещё до образования Вентспилсского края. А мы теперь лишь пожинаем плоды тех решений, которые принимались в волости в 2007-2008 годах. Могу лишь сказать, что детальное планирование не могло быть утверждено без согласования с жителями и владельцами близлежащих домов. Помню случай при строительстве ветряных генераторов в Липстини – с владельцем имущества, расположенного слишком близко к генератору, было заключено соглашение об изменении статуса имущества с жилой на нежилую постройку. Владелец имущества получил одноразовую компенсацию. Мы недавно обследовали это имущество, оно выглядит как жилое, хотя считается нежилым. Что касается допустимых расстояний до имущества жителей, то, думаю, в отношении старых проектов действуют те нормы, которые существовали тогда.
Несколько генераторов в парке Гривас предполагаентся построить в лесу. Разве лесная территория предусмотрена для строительства ветряков?
– В то время, когда разрабатывали детальное планирование для парка Гривас, можно было строить и в лесу. Потом запретили. Но скоро, судя по всему, снова разрешат.
В отношении парка Гривас проводилась начальная оценка влияния на окружающую среду, детальное планирование с последующим общественным обсуждением. К сожалению, невозможно найти ни заключение о влиянии на среду, ни результатов общественного обсуждения.
– А вам не пришло в голову спросить у руководителя Попенской волости Мартыньша Либковского, который и в то время тоже занимал эту же должность? Волостные самоуправления во времена Вентспилсского района (до преобразования в край – прим.ред.) делали, что хотели. А руководители волостей были, образно говоря, корольками в своих королевствах. Один из таких корольков хотел и в Пилтене поставить генератор, к счастью, ему это не удалось, потому что изменилось законодательство и в Пилтене больше нельзя было строить генераторы. В те годы с проектами ветряных парков было много неразберихи. Начинал проект один предприниматель, потом продавал его другим, положив в карман миллионы, те между собой начинали судиться. Так было с парком ветряков в Платене, это я помню. Сначала весь проект Курземе принадлежал одному предпринимателю, потом он продал его компании, в которой было несколько владельцев, между ними начались разногласия, судебные дела. Менялись проектировщики, генподрядчики, стройнадзор.
Интересно, что на территории землевладения Сарце, ещё в 2015 году было выдано разрешение на установку инструмента для замера силы потока ветра. В прошлом году на этой территории, которая сейчас принадлежит обществу Яунпопе, началось обсуждение проекта строительства самых высоких в мире генераторов 4Wind. Значит, пять лет назад в Сарце уже думали о генераторах?
– Инструмент для замера потока ветра можно было устанавливать на два года независимо от того, будут на этом месте строить генераторы или нет. Такие же инструменты были установлены в Ужаве, Сарнате, Таргале. Прежде чем вкладывать огромные средства в генераторы, надо узнать, есть ли в этом смысл – хватит ли силы ветра. Думаю, что для этой же цели устанавливали инструмент для замера потока ветра и в Сарце пять лет назад. Странным выглядит то, что идея столь мощного парка генераторов обсуждалась без участия Стройуправы. Я совсем недавно узнала об этом!
Вы не исключаете личной заинтересованности некоторых должностных лиц и депутатов края в строительстве ветряных парков?
– Один депутат спросил у меня: а что бы ты делала, если бы на твоей земле предлагали построить турбину? Слава Богу, что передо мной такая дилемма не стоит (смеётся). Но уходя из этой жизни с собой ничего не заберёшь. После Советского союза у нас многие путают власть с политикой. В развитых странах в политику приходят богатые люди, и им не надо гнаться за миллионами. А у нас приходит в политику бедным, а хочет стать богатым. Обычно от каждого крупного строительного проекта кому-то в карман скользят большие деньги. И уже все привыкли, что каждому большому политику принадлежит либо своя стивидорная компания, либо свой ветряной генератор.
Многое зависит и от жителей края, конкретной волости.
– Сейчас открыто для внесения поправок Территориальное планирование края, и любой житель может вносить свои предложения или поправки. К сожалению, особого интереса не наблюдается. А ведь эти поправки будут соблюдаться в строительстве и через десять лет! Как бы не было так, как с территориальным планированием волостей, которые утверждались в 2007, 2008 годах на таких чудесных условиях, плоды которых мы сегодня пожинаем!
Что Вы как архитектор думаете о вынашиваемых планах построить вокруг Вентспилса около 200 генераторов?
– Однозначно – против. Когда вижу один или пару генераторов, это ещё приемлемо. Когда я еду ночью в Вентспилс и по дороге вижу вспышки генераторов в Платене, мне становится приятно, потому что скоро дом. Но так много – нет! И главное, что от этого электроэнергия у нас дешевле не становится. Платим за электричество дороже всех в Европе! Если ещё вспомнить всякие ЧП с турбинами в Дании, где от турбуленции ветра отрывались лопасти, – не хочется, чтобы всё это было у нас. К сожалению, теперь датские и другие зарубежные инвесторы хотят строить турбины у нас, а не у себя дома. Нам от этого выгоды – никакой. В нашем государстве многое зависит не от нас. К сожалению, плодами наших лесов, полей и ветров пользуются чужеземцы. «Я своей земли хозяин» – это не про нас. Мы всегда только и ждём, кому бы услужить.
Комментарии (0)