Этим летом в Таргале впервые прошёл двухдневный международный любительский турнир по баскетболу Янтарный кубок – 2024. Одним из его главных организаторов стал Сандрис Янкевичус. Основная его работа находится в Риге, но в свободное время он организует спортивную жизнь в родном посёлке Попес.
Сандрис Янкевичус: «Для меня спорт – дело души»
0– Янтарный кубок в крае прошёл впервые, а вообще?
– Раньше он назывался Европейской любительской баскетбольной лигой, мы организовывали мероприятия в Вентспилсе. Участвовали поляки, украинцы, литовцы и латыши. Потом начались ковид, война, и ни поляки, ни украинцы больше не приезжают. Остались только латыши и литовцы. Есть такой тренер Марис Мейерс из Риги, который с самого начала работает с литовцами. У него была идея начать всё сначала. Первый этап этого сезона прошёл в Тракае, Литва, второй – в Каунасе. Финал принимала Латвия. Участвуя в объявленном Управлением Вентспилсского свободного порта конкурсе спортивных проектов вместе с обществом Popes muiža, получили финансирование; средства также выделило краевое самоуправление, и так у нас появилась возможность организовать спортивный праздник в Вентспилсском крае.
– Кто определил, какие команды будут участвовать?
– Изначально откликнулись три литовские команды и мы, Anzāģe/Ventspils novads. Чтобы турнир прошёл без заминок, не более двух игр для одной команды в день, надо было пригласить больше составов. Хотели позвать поляков, но не дождались от них стопроцентного согласия. Искали варианты в Латвии. Поскольку Ventspils brīvostas pārvalde заняло на чемпионате города 2-е место, пригласили эту команду. Искали ещё – сначала в Риге, потом даже спросили у гулбенского Buki, а в итоге дошли до Кулдиги.
– Почему в Таргале, если турнир организуют общество Popes muiža и Попенский спортивный клуб? У вас ведь есть свой ангар.
– В крае такие спортивные залы, какие есть. Единственный, соответствующий стандартам, находится в Таргале. Там есть трибуны, раздевалки и инфраструктура, позволяющая организовывать мероприятия. Конечно, мне было бы удобнее делать это в Попе, на родной территории, но, к сожалению, там нет зала подходящего размера, как и инфраструктуры. Думаю, выбор в пользу Таргале был оправдан, потому что все были удивлены – в таком маленьком селе, где изначально, когда въезжаешь, ничего нет, за поворотом вдруг появляется школа больших размеров. А в ней – отличный зал.
Краевое самоуправление купило систему времени атаки, которая стоит полторы тысячи. За освещение пришлось побороться: заменить его планировалось только в августе, но, поскольку проходил турнир, удалось сделать быстрее. Директор школы Илзе Юдзика предоставила нам всё необходимое.
– Сколько времени ушло на организацию турнира, и кто ещё работал в команде?
– Это был трёхмесячный процесс. Конечно, не каждый день, ведь у всех есть основная работа. От нас требовалось всё, что связано с играми. Баскетболисты сами искали, где им жить, где питаться и как туда добираться, но как только они переступали двери зала, начиналась моя ответственность. Кубки, медали, судьи, вода, порядок, фотограф, звуковая система, группы поддержки и огненное шоу. Конечно, это делал не один я. Работали уже упомянутые Марис, Агрис Билескалнс, члены общества, которые занимались юридическими вопросами. Я же в основном занимался коммуникацией – с управляющим залом, директором школы, краевой думой, спонсорами. Марис больше работал с литовцами, поскольку у него в этом многолетний опыт.
Мы знаем своих гостей только по игре на площадке. Но всегда, когда едем к ним или приглашаем к себе, можем быть уверены, что всё будет организовано на уровне. Турниры финансируются собственными силами. И в финале можно сделать что-то более грандиозное. Я в этом деле уже восемь лет и могу утверждать, что настолько грандиозно, как у нас, ещё не было.
– Это было похоже на большой баскетбол с шоу и чирлидерами.
– Для меня спорт – дело души. Если вкладываюсь, то от всего сердца. Я даже не предполагал, что огненное шоу даст такую финальную искру – хоть это и была самая маленькая позиция в бюджете в финансовом отношении, она создала наибольший эффект. Думал устроить концерт между играми, чтобы немного порадовать публику. Потому что игроки – это одно, а зрители – другое! Именно они ведут игроков к победам. Учитывая, сколько людей у нас в крае, считаю, что болельщиков было достаточно. Конечно, всегда можно хотеть большего.
– Кто пришёл на игры – в основном фанаты команд? Или таргальчане?
– Были и местные жители, и болельщики литовцев, а также других команд. Конечно, нельзя ожидать, что таргальский зал будет полным.
Одна из литовских команд – победившие чемпионы – приехала ещё в пятницу и провела тренировку. Это воспитанники спортивной школы. Они отнеслись к турниру очень серьёзно. Самоуправление предоставило им автобус с водителем. Мы сейчас тоже начали так делать – уже в пятницу едем в Литву. Тогда исключается фактор риска, что машина может сломаться в пути. Во всяком случае, это даёт нам дополнительное время, чтобы не беспокоиться по поводу задержки или переноса графика. Выезд в пятницу, времени на сон достаточно.
Мой самый дальний этап был в Друскининкае. Пять-пять с половиной часов в пути. Выходишь, и не можешь двигаться. Поскольку спонсоры дают нам топливо, мы сами оплачиваем еду и проживание. Лишние десять евро за ночь перевешивают стресс и длительное сидение.
В литовских турнирах принимали участие три литовские команды и Anzāģe/Ventspils novads. В первый день команда играет с каждым соперником, всего по три матча в день. Второй день состоит из двух игр. Трёх встреч вполне достаточно – как физически, так и эмоционально. Поэтому в Литве набирают более длинную скамейку, чтобы было больше запасных. А мы там в роли гостей. У нас нет возможности позвонить – мол, приходи, сыграем, зато у них такое преимущество есть. Поэтому в Латвии было принято решение, что нужно шесть команд. Тогда мы можем разделиться на две группы, и каждая команда будет проводить по две игры в день.
– Оглядываясь назад, что бы сделали иначе?
– Когда меня спрашивают, удался ли турнир, я говорю: на 90 процентов, а 10% оставляю для самокритики. Боролись с Интернетом, чтобы загрузить изображения, компьютеры иногда не открывали файлы с фотографиями. Фотограф переборщил: я попросил 40–50 снимков, а получил тысячу. Пока выбирали и размещали, ушло время. Не хватило рук, которые могли бы этим заняться. Ещё надо было обеспечить возможность просмотра игр как тем, кто находится в зале, так и тем, кто остался дома. В финале хотелось бы запланировать концерт с элементом шоу, чтобы привлечь публику. Возможно, стоит сделать интервью с игроками. Есть куда расти.
В целом вложили шесть с половиной тысяч евро, этого достаточно для двухдневного турнира. Спасибо всем спонсорам! Медали пришли из Польши, мы сделали специальный заказ. Кубки изготовлены в Риге. Все команды получили и кубок, и медали. Их не стыдно повесить на стену, второй такой медали нет.
– Насколько сложно было найти спонсоров? У вас их было много.
– Есть спонсоры, с которыми я работаю постоянно и которые не отказывают. Финансовую поддержу может оказать каждый. Я никогда не говорил – дайте всё; всегда спрашивал – сколько можете? Anzāģe всегда со спонсорами. Самое ужасное – идти выпрашивать. Потому что просишь не для себя, а для общества в целом. Многие этого не понимают. Бывает, в конце концов решаешь покрыть оставшийся минус из личных средств.
– Какова спортивная жизнь в округе? Планируете ли более масштабные мероприятия?
– Мы все собираемся пару раз в год, и самое важное событие – спортивные игры Вентспилсского края, на которые собираются все волости. Встреч для обсуждения общего роста, где бы мы общались с представителями краевой думы или экспертами отрасли, не проходит. Более чем очевидно, что финансирование такое, какое есть, и мы выживаем на те деньги, которые имеем. Культурная жизнь тоже страдает из-за недостаточного финансирования. Общая картинка довольно мрачная – нет ориентации на развитие, на нечто большее.
– На самом деле всё зависит от человека.
– Да, чем активнее и способнее координатор сферы спорта, тем насыщеннее спортивная жизнь волости. Такой человек должен быть многофункциональным: он и журналист, который напишет пресс-релиз, и фотограф, который сделает хорошие снимки, и медсестра, которая окажет первую помощь до приезда скорой. Ещё он должен быть организатором и судьёй. На момент соревнований – пять в одном.
Нужны новые веяния. Я езжу на спортивные мероприятия в Ригу и за границу, чтобы посмотреть на инфраструктуру в других местах. Это единственный способ получить опыт. Не сидеть в узком кругу и мыслить по-советски, а идти в ногу со временем, каждый раз при наличии хоть кого-то финансирования создавая небольшой спортивный праздник. Хотя понемногу смена кадров началась, внутри потихоньку начинают дуть свежие ветра.
– Будет ли турнир в следующем году?
– Сейчас время сделать глубокий вдох. Финал, скорее всего, пройдёт не в Латвии, а у чемпионов, в Тракаи. Возможно, у нас состоится обычный этап, не такой грандиозный и не такой дорогой. Но Марис уже написал мне, что планы на следующий год строятся.
– Попенчанам чуть-чуть не хватило до победы.
– Четырёх очков. Я слышал, что в этот раз был важен не результат, а атмосфера, стиль организации, чтобы всё было, как должно. Изюминкой, как я уже говорил, стало огненное шоу. Как и было написано в проекте: задача – подарить любителям ощущение профессионального спорта.
Это был первый опыт работы с иностранными баскетболистами для команд как Свободного порта, так и Кулдиги. Поэтому, возможно, результат оправдан – 5-е и 6-е места. Но баскетболисты признали, что получили положительный опыт. Литовцы играют активно – бегают, бросают, борются за мячи. Мы, латыши, более медлительные, немного спим на площадке. Когда победители уезжали, я заметил, что она поставили большой кубок в передней части автобуса так, чтобы его было видно через стекло.
Хотелось, чтобы приехавшие с литовцами болельщики больше насладились туристическими возможностями. Гости ночевали в Вентспилсе, так как в крае негде остановиться и нет развлечений. Ведь они приезжают за свой счёт, знакомятся с городом, ходят посмотреть, какие есть развлечения – молодёжи это интересно.
– Вдохновило ли прошлогоднее 5-е место в мире больше людей заниматься баскетболом?
– Нет, кому интересно, тот занимается. Я никого не заставляю. Если хотите – приходите. Не потому, что родители заставили, а потому что тебе это нравится и интересно. У нас был учитель спорта Айварс Жеймундс, истинный физкультурник. Как он говорил: я не воспитываю спортсменов, я воспитываю спортивных людей.
– Зимой в Попес прошло фантастическое мероприятие – катание на коньках на пруду.
– Была суббота, шёл снег, и я написал в общей группе волости в WhatsApp, что приглашаю всех почистить лёд и вместе покататься на коньках. Все с красными щеками разгребали снег лопатами, и за полтора-два часа каток был готов. Договорились покататься вечером, при дискоогнях. Одна мама вызвалась сварить суп, другие – принести консервы и картошку. Вечером все собрались, женщины готовили, я ставил музыку, горели огни, катались дети и взрослые. После этого каждый мог отведать горячего супа. Но на этом всё не закончилось. В воскресенье мы катались с горки на санках и снова варили суп. Так прошло два активных, замечательных дня.
В такие моменты понимаешь, что это касается не только тебя, но и других. Что им это тоже нужно, они этого хотят, и вместе мы можем сделать. За шесть лет работы я впервые почувствовал, что это нужно всем, а не только мне и кучке активистов. В том числе родителям, чей ребёнок пришёл полчаса покататься.
Комментарии (0)