Словосочетание искусственный интеллект у мало посвящённого в эту тему способно вызвать целую палитру эмоций – от интереса до опасений. Роботы, точно выполняющие команды тренера, автоматический переводчик, виртуальный консультант. На обывательском уровне существуют опасения, что искусственный интеллект (ИИ) может вытеснить человека из многих сфер. Стоит ли этого опасаться? Об этом Вентас Балсс побеседовала с ЭВАЛДОМ УРТАНОМ, совладельцем компании ИИ.
Интервью с Эвалдом Уртаном: Бояться искусственного интеллекта не стоит
0– Название Вашей компании Asya ассоциируется с женским именем.
– На самом деле название компании, которой владеем мы с братом, не связано ни с каким именем. Это слово обозначает возрождение. Кроме того, оно удобно и доступно в употреблении. Мы с братом учредили компанию в 2018 году. Начали с того, что создали мобильное приложение Closer to you, предусмотренное для построения хорошего разговора. Для этого собрали полмиллиона евро рискованного капитала. Теперь наша компания находится на той стадии, когда мы зарабатываем сами и растём дальше.
– Сейчас развиваете бизнес в Вентспилсе?
– Да, арендуем помещения в одном здании с Центром поддержки бизнеса, на третьем этаже по ул. Пилс, и развиваем здесь свой бизнес. Недавно я защитил докторскую степень в Рижском техническом университете. Моя работа связана с группой исследователей, которые занимаются искусственным интеллектом, используя супермощный компьютер. Но два года назад я с семьёй переехал в Вентспилс, и теперь я работаю здесь, получая поддержку от самоуправления. В течение первого года муниципалитет предоставляет предприятиям ИТ 100-процентную скидку на аренду помещений. Это очень хорошо!
– Как узнали о такой возможности?
– Вначале я просто искал место, где можно поработать. У нас в семье трое маленьких детей, поэтому работать дома сложно, был нужен офис. Сначала нашёл Центр поддержки бизнеса, узнав, что здесь можно просто прийти, подключить компьютер и поработать в помещения для коворкинга. Постепенно познакомился с местными специалистами и узнал о том, что на верхнем этаже можно арендовать помещения и получить поддержку от самоуправления в оплате аренды. Сейчас сотрудничаю ещё и с Вентспилсской высшей школой, где веду курс лекций.
– Сколько человек работает в компании?
– Чуть более десяти. И в Вентспилсе, и в Риге работает ещё около десяти практикантов, которые заняты не полный рабочий день. Вместе с практикантами в штате примерно 20 человек.
– Почему решили осесть в Вентспилсе?
– Два года назад мы выкупили здесь земельную собственность. В то время мой бизнес находился в той стадии, когда не могли разбрасываться деньгами направо и налево и надо было экономить. Жить в Вентспилсе оказалось дешевле, чем в Риге. Кроме того, здесь сразу привлекла доступность городской инфраструктуры. В Риге поход в любое учреждение гарантирует длинные очереди не меньше, чем на час. В Вентспилсе всё доступно и решается оперативно. Если вас залили соседи или потекла труба, стоит только позвонить в соответствующую служб, и мастер тут же приедет. В Риге же придётся ждать в лучшем случае до вечера.
– Искусственный интеллект получает всё более широкое практическое применение, но для массового потребителя он ещё остаётся неизвестным. Первое, что приходит на ум: ИИ связан с компьютерным программированием.
– Обычно люди представляют искусственный интеллект как некое чудовище из мультфильмов. Многие думают, что искусственный интеллект требует знания определённых законов. На самом деле это не так. ИИ не требует никаких законов, наоборот, он сам открывает законы. Его можно сравнить с молнией, которая бьёт в определённое место, или с водой, которая проливается, подчиняясь наименьшему сопротивлению. Он работает, используя математические законы и данные для обучения, а не программирование. До недавнего времени ИИ существовал только в виде математических формул и уравнений. Эти формулы были открыты ещё в 50–60-е годы прошлого века. Первые создатели искусственного интеллекта обещали вот-вот продемонстрировать его на практике. Но у них ничего не получалось, потому что не было ещё таких технологий, которые могли бы воплотить ИИ в практику. В начале 90-х годов французский учёный Ян Лекун начал разрабатывать машинное обучение, чем вызвал насмешки в свой адрес. Следует напомнить, что в те времена самый мощный компьютер имел хранилище данных объёмом 200 мегабайт. Поэтому ИИ по-прежнему оставался теорией, в которую мало кто верил. С развитием информационных технологий и изобретением сверхмощных компьютеров ИИ получил практическое применение. Сейчас компьютеры могут хранить объём данных в несколько терабайтов. Объединив теорию с возможностью хранить огромный объём данных и мощностью процессоров, искусственный интеллект получил большой импульс для развития на практике. Благодаря этому в последнее десятилетие и сама теория ИИ ушла далеко вперёд.
Возвращаясь к вопросу, отмечу, что ИИ – это лишь на 10% программирование, а остальное – математика, линейная алгебра, информационная теория, объём и чистота данных. У меня работают математики, аналитики данных, которые очень приблизительно разбираются в программировании.
– Чем конкретно занимается компания Asya?
– Один из продуктов, который мы создали, называется Pitch Patterns.com. В переводе с английского это словосочетание обозначает примерно закономерности презентации. Один из первых и самых крупных наших клиентов в Вентспилсе – центр звонков BPO Services. Кстати, этого партнёра нам помог найти Центр поддержки бизнеса. Идея заключается в том, что наш продукт ИИ непрерывно анализирует все телефонные звонки, поступающие в центр, – их содержание, тему, эмоции звонившего по голосу (был ли он зол, раздражён или, наоборот, смеялся), а также ответы агента. ИИ обобщает полученную информацию по наиболее часто упоминаемым проблемам и анализирует предоставляемые агентом ответы, консультации и т. д. К примеру, в каких случаях агент проявлял равнодушие или, наоборот, большую отзывчивость. Использование ИИ помогает компании улучшить эффективность, полнее удовлетворять потребности клиентов и увеличивать прибыль.
– Звоня в государственное или муниципальное учреждение, нередко первым слышишь в телефонной трубке голос автоответчика, предупреждающего, что разговор записывается. Чем автоматическая запись телефонного разговора отличается от действий ИИ?
– Искусственный интеллект не только слушает и записывает разговор, но сразу же автоматически анализирует и обрабатывает информацию. Чтобы было понятнее, приведу пример. Из большого объёма данных ИИ без помощи человека сгруппирует их по принципу наименьшего сопротивления – по форме, тематике, функциям или другим схожим параметрам.
– Какие ещё продукты изобрела Ваша компания?
– Несколько мобильных приложений и прочее. Не хочу здесь рассказывать обо всех, чтобы не загружать читателя специфической информацией. Назову лишь основные отрасли, где применяют наши продукты, – это обслуживание клиентов, продажи, видеотелефонные звонки. Разрабатываем пилотные проекты применения ИИ для анализа результатов встреч, переговоров, планирования и т. д. Использование ИИ в этих ситуациях поможет быстро находить актуальные темы, которые обсуждались на всех встречах.
– Ещё один распространённый стереотип – ИИ скоро вытеснит с рынка труда специалистов в самых разных отраслях. Известно, что ИИ применяют уже даже в рыбообработке!
– Нет, наоборот! ИИ помогает сделать работу менеджеров более эффективной. Он даёт человеку дополнительные супервозможности. Скажу больше: попытки заменить специалиста искусственным интеллектом преимущественно оказывались безуспешными. Наоборот, ИИ создаёт дополнительные рабочие места. Например, в последнее время всё более популярными становятся чат-боты, или виртуальные консультанты. Это реальные специалисты, которые с помощью ИИ стараются как можно полнее удовлетворить запросы клиентов. Раньше таких специальностей не было.
– Почему Вы выбрали именно эту область для профессионального роста?
– Я рано начал интересоваться математикой и программированием. После окончания средней школы поехал учиться в Великобританию, конкретно – в Южный Уэльс. Интересно, что там я изучал искусственный интеллект в компьютерных играх, но в то время у меня ещё не было полного понимания всего, что связано с ИИ. Вернувшись в Латвию, я с братом открыл предприятие, и мы стали заниматься компьютерными играми. Занимался и другими сферами, например, вместе с немцами работал в области аналитической химии, там тоже применял искусственный интеллект. Более полно к ИИ обратился уже в магистратуре. Первичной причиной стало то, что я хотел заниматься исследованиями, а в математике и программировании осталось довольно мало неисследованных областей. В свою очередь, ИИ, наоборот, исследован ещё очень мало. За последние пять лет занимаюсь вплотную только ИИ. Основным продуктом нашей компании является Pitch Patterns, но, как я уже говорил, есть и другие. Находим решения для роботов, изобретаем системы, снимающие шумы, для микрофонов, системы, узнающие повреждения в машинах, и многое другое. С помощью ИИ помогли нашим клиентам решить многие проблемы.
– У вашей компании есть клиенты и за рубежом?
– Конечно. Почти все названные мною продукты выпущены по заказу зарубежных клиентов. Мы сотрудничаем с довольно крупными компаниями в Америке. Но есть и местные.
– Вы единственный занимаетесь ИИ в Вентспилсе?
– В Вентспилсе – да. В Латвии есть ещё несколько компаний в этой сфере, но не много. Таких, кто сам изобретает свою математику, – не более десяти.
– Вы так молоды и уже доктор наук!
– За это спасибо жене, которая очень поддерживает меня. С тремя маленькими детьми приходится очень сбалансированно планировать своё время, включая ночные часы. Очень важно было найти нужные контакты для исследовательской работы.
– Какие перспективы развития видите в Вентспилсе?
– Большие перспективы связываю с тем, что здесь есть высшая школа. Если бы не было вуза, то и таких предприятий, как моё, здесь не было бы. Благодаря ВВШ здесь могут развивать свой бизнес предприниматели, которым не нравится жить в большой и шумной Риге. И в то же время они могут заниматься своим бизнесом, связанным, например, с математикой, программированием, на мировом уровне. Пока в Вентспилсе будет вуз, здесь продолжать работать компании, занимающиеся искусственным интеллектом и информационными технологиями. ВВШ с её ресурсами – главное условие для успешного развития высокотехнологичного бизнеса в Вентспилсе. Второй пункт – это помощь самоуправления и Центра поддержки бизнеса. Я советую всем молодым предпринимателям обращаться в Центр поддержки бизнеса – и не просто так зайти туда, а познакомиться и контактировать со всеми, кого там встретите. Так можно найти интересных клиентов и включиться в интересные проекты, а ещё там реально помогут выйти на деньги! Я прошёл этот путь – от помещений для коворкинга, до аренды помещений, работы в вузе – и продолжаю двигаться дальше.
Комментарии (0)