И. о. заведующей вентспилсским Центром туристической информации (ЦТИ) ДАЦЕ КАЛСЕРЕ запорхнула в редакцию и попросила чаю вместо кофе. Когда она рассказывает о появлении центра Поддержка Вентспилса Украине и о пережитом этой весной, в комнате становится светлее. Она, словно подсолнух, озаряет всё вокруг.
Девушка с Мичурина
0– Откуда Вы? Такая яркая и приметная! Может, Вы из Вентспилса, и в последние годы мы просто чаще видим Вас публично?
– Я на самом деле вентспилсчанка. Как шучу, девушка с улицы Мичурина. Здесь прошло детство. Потом родители переехали в Талси, где я ходила в школу. После учёбы в Риге вернулась в Талси, а шесть лет назад переехала в Вентспилс. Здесь меня никто не ждал, я никого не знала, потому что с годами все, с кем в детстве дружила, исчезли. Начинала с нуля. Мы купили старый дом, ему более 100 лет. У нас четверо детей, для которых Вентспилс – идеальное место для жизни и учёбы. Также здесь можно ходить на кружки и заниматься спортом.
Начала работать в Коммунальном управлении в качестве специалиста по связям с общественностью, это моя профессия. Окончила Рижский университет им. Страдиня. Если человек творческий, со своими идеями и желанием трудиться, то его замечают. Дополнительно работала в Комбинате благоустройства. Заведующая ЦТИ Карина Лейнберга-Лемберга заметила меня и пригласила на место заместителя. В настоящее время она находится в декретном отпуске. На работе я делаю только то, что важно для моей души.
– События февраля этого года. Что побудило присоединиться к группе помощи Украине?
– Когда началась война, я пережила шок. Пришла домой, включила новости и поняла, что всё рухнуло. Стояла у телевизора и истерически рыдала. Внутри было ощущение, что зло не отступит. На работе задумалась: какой смысл здесь сидеть?! Какой смысл жить?! Как можно планировать туризм, прекрасное будущее, если в мире такая ужасная беда?! Я не могла ни есть, ни спать, ни работать. Также возник огромный страх, что это может дойти и до нас! Думаю, нечто подобное пережил каждый. И тогда настал день, когда моё эго, мои страхи и всё, что я придумала в своей голове, исчезло. Я поняла, что надо помогать. В тот вечер сидели за одним столом с Марией Антоновой и Санитой Петере и планировали шаги. С Санитой мы и до этого сотрудничали в организации рождественской ярмарки, а Марию раньше не знала. Как и не была знакома с украинской культурой! Некоторые говорят мне, что я украинка, что у меня точно есть корни в Украине. Я смеюсь и отвечаю, что мой акцент при разговоре на русском объясняется тем, что плохо знаю этот язык! Сейчас без вариантов – надо учиться, чтобы общаться. Всё это было чудом, словами не передать.
– Ты посредник между муниципалитетом и украинским обществом!
– Да, я сказала, что хочу участвовать, хочу быть посредником. Мы, бюрократы, работаем с законом, с тем, что выделяет государство, но мы очень далеки от реальной жизни, от людей, от историй. За первую неделю погрузилась по уши. Моими лучшими друзьями вдруг стали Полиция самоуправления, сиротский суд, социальная служба. Меня поразило, как все загорелись одной целью и образовали некую сеть. У нас такого никогда не было! Все эти звонки – как это делать, как то. И работники самоуправления полностью отдавались. Если звонила в десять вечера, не обижались. Меня это очень, очень радовало. Такая огромная сплочённость. Для нас все двери были открыты. Пожертвования, поддержка, помещения! Мы говорили с Санитой и Марией – такое в жизни бывает редко. Понадобился скотч, как кто-то уже его приносит! И я вновь начала задумываться: должно было произойти нечто такое, чтобы мы объединились! Опять стали возникать внутренние вопросы.
Я говорю в прошедшем времени, потому что люди ко всему привыкают и расслабляются. Привлекать волонтёров в центр становится всё труднее, хотя мы уже максимально сократили рабочий день. Но ничего не заканчивается! У нас снова появились новые помещения, тоже на улице Андрея, 11, только на 2-м этаже. Объединим оба места, которые у нас сейчас есть, в одно.
– На втором этаже, потому что существующие помещения надо освободить?
– Для Вентспилс некустамие ипашуми наши нынешние помещения коммерческие – до нас здесь был магазин и заведение общепита. Приближается сезон, и есть предприниматели, которые хотели бы там работать. Мы с радостью приняли предложение сохранить адрес и поменять только этаж. Ещё есть неясности в отношении ряда практических вопросов, но мы знаем, что всё разрешится. Если есть цель, то и результат будет.
– Как это сумасшедшее время повлияло на Вашу семью?
– Я им очень благодарна. Они, конечно, многое стерпели. Это вечера, выходные. Да, такое сейчас время, и они это понимают. Дети – дочь и три сына – уже не маленькие. Младшему сыну шесть лет, в этом году он пойдёт в школу. А дочка уже учится в вузе, изучает биологию. Спасибо моему мужу, потому что одна, без его поддержки, я бы не справилась. Летом в ЦТИ тоже проводила все выходные. Мы уже привыкли к этому ритму. Раз нужно быть на работе, значит нужно. Конечно, я очень стараюсь уделять внимание семье. Иногда говорю Марии, что мне нужны выходные. И всё в порядке, я со своими любимыми по полной программе. Либо мы куда-то едем, либо просто проводим день дома. Или, если дети заболевают, для меня очень и очень важно провести с ним день рядом, подержать, чтобы быстрее выздоровели. Конечно, у нас также есть бабушка, которая приглядывает за детьми в подобных случаях.
– Вы сказали, что на работе делаете только то, что важно для души. До сих пор не испытывали трудностей с удержанием этой высокой планки?
– Да, я нестандартный человек – как по мышлению, так и по восприятию. Поскольку ЦТИ является структурным подразделением гордумы, конечно, мы также должны выполнять всю бюрократическую работу. Моё видение не всегда совпадает с видением руководства. Это так. И я принимаю это. Если придумаю что-то другое, что мне больше по сердцу, так и сделаю. Мы все пришли на землю, чтобы набраться опыта. Мы не пришли бороться! И в случае с Украиной я тоже говорю: Не надо подпитывать зло злом. Если можешь быть полезен, делай добро! Я хочу получать опыт, а не мучиться и биться головой об стену, когда понимаю, что мне какая-то задача не по душе.
Я знаю, что смогу снова – с нуля. Я не боюсь, что земля уйдёт из-под ног. Если так, то это будет мой путь. Я снова пойду. И продолжу идти. С хорошим, творческим подходом. Я люблю людей, нет никого, кого бы я не любила. И даже если аватарка хочет мне навредить, я знаю, что в душе этого человека нет зла. А сейчас с этими украинцами и вовсе... Они будто подсолнухи! Яркие, милые, открытые. Этого мне не хватает в вентспилсчанах. Мне очень не хватает душевности. Украинец обнимет, угостит тем, что есть. Я ни разу не слышала от других, что кто-то хочет у меня чего-то потребовать, хочет чего-то большего.
– Я впервые заметила Ваше имя в списке тех, кто получил благодарность за работу над клипом Ventspils skan.
– Я была плечом Инги Аулмане, она уже не работает в ЦТИ. Меня пригласили на время съёмок клипа. Видео снимал DDB Latvia. Всё было очень серьёзно – приехали с камерами и четырьмя фурами. Сложилось прекрасное сотрудничество, мы получили удовлетворение от того, что всё получилось. Я человек творческий, постоянно участвую в подобных проектах. Моя семья изображена на многих афишах, которые можно увидеть на улицах Вентспилса, и не потому, что я хочу быть популярной! Если происходит что-то творческое, я готова реагировать – делать, идти, работать. Я всегда за. Люди уже знают: Даце всегда можно позвать, она никогда не откажет. В настоящее время в ЦТИ осуществляется крупный проект Узнай Вентспилс глазами местных жителей, мы работаем с новостным порталом DELFI. Это мой проект! К нам приезжают журналист и оператор, мы вместе создаём содержание. Всегда есть чем гордиться!
– В то время Инга Аулмане пожелала Вам активно работать в сфере искусства.
– Да, это то, чего мне очень не хватает в Вентспилсе. Я из творческой семьи. Моя свекровь, Гунта Калсере, художница из Талси, особенный человек в моей жизни. Тема искусства всегда была вокруг меня. Я сама хотела поступать в Художественную академию, но пошла в Страдиня. Приехав в Вентспилс, сразу задумалась: а где искусство?! В Талси наши друзья – большое сообщество художников, в том числе любители. В Вентспилсе мне очень не хватает творческих людей, единомышленников. Моя большая мечта – чтобы в Вентспилсе, наряду с научным центром и новой библиотекой, построили Художественный центр. Искусству нужны помещения! Должно быть движение, место для встреч, проведения выставок и для того, чтобы видеть дыхание мира. Конечно, Анна Орниня очень профессионально работает в Юрас варты и в других местах города, но да, я хотела бы иметь в Вентспилсе Художественный центр.
– Но разве люди не важнее помещений?
– Я анализировала то, что есть в других городах – Кулдиге, Цесисе. Нам тоже нужно образование! Очень важно, чтобы у вентспилсской Художественной школы было продолжение, следующий этап. Как в Кулдиге, где действует филиал Академии художеств. И тогда творческие люди начинают расширяться, сотрудничать с предпринимателями.
– Вы уже пытались донести эту идею до кого-то?
– Пока нет. Я знаю, каково видение руководства города, для искусства пока время не подошло. Но ничего, я продолжаю надеяться! Нам нужно быть громче, сплочённее. В Талси художники работают вместе, а здесь они совсем порознь. Дело не в том, что у нас нет художников, они есть! Необходима сплочённость, но её невозможно создать искусственно.
– Однако чувствуется, что в город приходят всё новые творческие личности. Пусть медленно, но всё же!
– Нам нужно оживить город людьми, приключенческим туризмом. Цены невысокие, но где приключения?! У Солвиты Сейле столько идей! Например, о военном наследии с бункерами и туннелями. До этого она проводила экскурсии по фортам в Лиепае. Скажем, приключение: Теневая сторона Вентспилса. Мне очень нравится, просто супер! Мне удаётся сводить нужных людей вместе, чтобы развивать нечто новое.
– Спасибо за интервью!
– Единственное, что я хочу добавить, – война ещё не окончена. Нам нельзя расслабляться. Хотя мой день становится длиннее с началом рабочего сезона, мы не можем остановиться. Украинцам нужна наша помощь. Мы не вправе отвернуться. Ни в один момент. Хочу призвать людей не говорить, мол, я один раз пожертвовал, и хватит. Прислушайтесь, услышьте и приходите на помощь! Счастье открывается и через несчастье. Я думаю, что с появлением этих людей во всей Латвии расцветает нечто новое.
Комментарии (0)