Председатель Вентспилсской городской думы Айвар Лемберг в настоящее время содержится в тюрьме без вступившего в силу судебного решения. Однако это его не ломает, и он не собирается сдаваться, потому что поддержка огромна. Мэр хорошо осведомлён обо всех вопросах, необходимых, чтобы политически управлять городом. Не хватает живой обратной связи, контакта с городом, вентспилсчанами, природой и, конечно, любимой семьёй.
Лемберг: Рук не опускал и не собираюсь
4– Как на данный момент Вы выполняете работу председателя гордумы?
- Председатель гордумы не является исполнительным директором. Он политический лидер, который активно участвует в формировании политики и первым несёт ответственность за результат. Я стараюсь создавать такую стратегию и тактику развития города, чтобы в любой момент связно ответить на вопросы, входящие в компетенцию самоуправления. Формула проста. У успеха много авторов и творцов. В неудаче я один. И это справедливо! Я не имею права прятаться за спинами других. Даже за небольшим результатом стоит командная работа. Важно улавливать идеи. Генерируют их многие. Часто люди думают, будто их не услышали. Нет, мы вас слышим. В год поступают сотни идей. Их нужно развивать, то есть анализировать. Есть задумки, которые воплощаются в жизнь только через 10, 20 и более лет. Например: концертный зал как комплекс, центр науки, реставрация замкового комплекса, Паровозик, реформа библиотеки, вуз, олимпийский центр, обрабатывающая промышленность! В настоящее время – родельбан, музей под открытым небом, современный дом для пожилых, семейный центр релаксации, производственные здания, ИКТ (люди, инфраструктура), качество образования в детских садах и школах.
– Насколько занят ваш день?
– Учтите: Вентспилс – не необитаемый остров. Сейчас я работаю с 7:30 до 18:30. Я хорошо осведомлён обо всех вопросах, необходимых, чтобы управлять городом политически. Активно работаю с материалами думы, в том числе комиссий, комитетов и других коллегиальных органов. Процессы парламентского правительства плюс Латвия – ЕС. Конечно, личные контакты отсутствуют. При их наличии информация была бы более полной, но тогда тратилось бы больше времени.
Каждый день прохожу около 5,5 километров и час выполняю физические упражнения, насколько позволяют ограниченные возможности. Полтора часа отвечаю на письма. На выходных – дольше.
– Считаете ли Вы, что предпринимаются целенаправленные шаги по ограничению Вашего участия в работе думы? Предоставили ли Вам компьютер?
– В отличие от демократических стран, в Латвии отказано в доступе к компьютеру и средствам связи, удалённой работе. В то же время мудро рассуждают о социализации, занятости и тому подобном. Латвия будет вынуждена стать более современной и демократичной. На Западе (в то время как Латвия находится на Востоке) поступают так: если человек не пойман за руку, не обвиняется в тяжких, очень серьёзных преступлениях, но при этом надо обеспечить, чтобы он не исчез и находился под контролем, на него надевают электронный браслет, который позволяет констатировать место нахождения с точностью до сантиметра. Причём бесплатно. Конечно, если корона хочет физически охранять, содержать, обслуживать, кормить и так далее, пожалуйста, но платить за всё это вынуждены налогоплательщики.
– Хорошо ли Вы информированы о процессах в Вентспилсе?
– Тем минимумом, что мне нужно знать, располагаю. Но нет контакта с живым городом, людьми, не хватает эмоций, живой обратной связи и запаха города. Не могу увидеть, почувствовать то, чего не заметят другие.
– Как часто Вы можете видеться с адвокатом и семьёй? Влияют ли на это ограничения из-за Covid-19?
– Введён карантин. Следовательно, личное общение ограничивается юристами. С семьёй – телефон, переписка, фотографии. Много фотографий.
– Некоторые надеются, что эта ситуация Вас сломает. Оправданы ли их ожидания?
– На то, чтобы держать в заключении, должно быть основание. Решение суда первой инстанции таковым не является. Подобный подход не соответствует основным правам европейцев, изложенным на конкретных примерах в прецедентном праве и решениях Европейского суда по правам человека. Что это означает, можно узнать из недавнего решения по делу Вишневский против Латвии. Можно сравнить оба случая – Вишневского и Лемберга. Пропорция 100:0. Основание против меня равно нулю. Но вы помните, как Бордан прикрикнул на суд, мол, по политическим делам следует принимать выгодные Бордану решения. Взамен судья продвигается по службе, в том числе повышается зарплата.
Больше всего страдает семья. У меня условия лучше, чем на Международной космической станции. Только с точки зрения здоровья я не гожусь для полёта в космос, не говоря уже о Марсе или Венере. Я не мог подготовиться, собраться. Никто не дал мне слова, чтобы защитить себя. Решили за спиной, по сталинским, даже не советским, стандартам. Спасибо Бордану и суду за их заботу. Но меня это не сломает!
– Откуда в Вас такая воля и боевой дух?
– Для меня неприемлемо использовать проверенное поведение классического тоталитарного режима, чтобы вовлекать в политическую битву. Выдвинуть уголовные обвинения и держать их в повестке дня государственной политики более двадцати лет... Сколько людей знает, за что меня судят и за какие преступления Рижский суд, как первая из трёх инстанций, приговорил меня к заключению? Очень мало. Знают ли люди, что я сижу в тюрьме за то, якобы 26 лет назад требовал у Александра Лавента, владельца банка Балтия, доли Lat Transnafta? Причём сам Лавент категорически отвергает факты принуждения ко взяточничеству и дачи взяток. Суд всё равно решил – виновен. Это то же самое, что осудить за угон машины, хотя её владелец говорит, что у него ничего не угоняли. Но суд отвечает – виновен. Какой комментарий? Абсурд. Зато политические цели достигнуты! Всем этим за океаном дирижируют хозяева Латвии, потому что им вредят политики со своей головой на плечах.
Латвийские начальники кричат о соблюдении прав человека в соседних странах, хотя сами показывают пример того, как уголовно преследовать политического оппозиционера – Айвара Лемберга. Поэтому я не сдаюсь!
– Какие черты характера Вам не нравятся в других?
– Мне не нравятся находящиеся у власти ограниченные людишки с инициативой.
– Чего ещё Вам важно достичь в личной жизни?
– Хочу, чтобы моя семья была счастлива. Чтобы сам не чувствовал лет и получал удовлетворение от каждого прожитого дня.
Любые успехи и неудачи Вентспилса и горожан воспринимаю очень лично, возможно, даже слишком.
– Вы спокойны за свою семью?
– Да, ведь у нас прекрасная мамочка, хозяюшка и любимая жёнушка.
– В соцсетях можно видеть, как Ваш сын Артур дарит маме цветы, выполняет разные работы по хозяйству, даже на тракторе ездит. Внимательность и хозяйственность унаследованы от Вас?
– Получается. Он хочет, и мы вместе занимаемся. Я всегда покупал для Кристине цветы, которые ей преподносили оба мальчика. Сейчас, когда меня нет рядом, Артурчик сам собирает букеты и дарит маме. Я рад от всего сердца.
– Чего Вам сейчас больше всего не хватает, кроме семьи и дома?
– Природы, лесов, лугов, зверушек, пения птиц, воды, людей и вкуса города.
Живого контакта с Вентспилсом и вентспилсчанами. Когда кто-то подходит и что-то говорит, подсказывает, советует, просит. Особенно хорошо, если мы можем осуществить рекомендованное. От этого получаешь удовлетворение.
– Приходят ли Вам письма от горожан и сторонников?
– Искреннее им спасибо! Писем довольно много, до пяти в день.
– Что Вас на данный момент больше всего удивляет?
– Насколько в Латвии всё же слабые лидеры. Результат: при одинаковых стартовых условиях по вакцинации на начало мая мы были последними в Европе. При одинаковых условиях – последними! А должны были быть первыми.
На меня нападают. Пример – указ Затлера № 2 от 2011 года о том, якобы мы привлекаем ресурсы для развития Вентспилса в обход остальных. Но это всего лишь конкуренция. Ещё один пример нападок: для концертного зала Латвия дополнительно привлечено 15 миллионов так называемых «климатических денег». Но мы достигли обещанных показателей энергоэффективности и выполнили условия контракта. Делна проиграла гордуме два конституционных суда. Теперь Эгил Левит раздал этим людям ордена. Ничего. Зато у нас есть концертный зал Латвия с музучилищем и фонтан Фрегат «Валзивс». Всё это будет долго радовать будущие поколения. А что после себя оставят противники? Желчь?
– Вы заядлый сторонник здорового образа жизни. Что это дало? Можно ли сейчас чувствовать результат физических нагрузок?
– Как я уже говорил, в Центральной тюрьме прохожу от 5,5 до 6 километров в день и ещё час тренируюсь в узком пространстве космического корабля. Это даёт мне возможность не чувствовать годы, активно работать и отдыхать. Конечно, проблемы со здоровьем есть, но они лечатся соответствующей физиотерапией, которая в тюрьме невозможна...
– Как оцениваете свои шансы после выборов выйти на свободу? Допустят ли этого?
– Суд так и не привёл каких-либо юридических или фактических оснований для своего решения о тюремном заключении. Всё просто и коротко – под стражу! Почему, пусть думает лошадь – у неё голова большая. Апелляция будет возможна не ранее июня. Так предписывает латвийское законодательство. Я обратился в Конституционный суд. Он заявил, что закон должен применяться правильно, в соответствии с высочайшими стандартами прав человека, а не узко, технически. Моя жалоба принята омбудсменом. Вскоре напишу в Европейский суд по правам человека, потому что сначала нужно было получить заключение Конституционного суда Латвии. Рук не опускал и не собираюсь.
– Чего бы Вы пожелали городу и жителям?
– Вентспилс – это моя жизнь. Желаю всегда держать планку развития на высшем уровне и не попадаться на обещания кайминьшей, борданов, зигеристов и им подобных местных популистов.
– Получаете ли Вы поддержку от других?
- Да. Меня очень воодушевляют, с заботой спрашивают: «Айвар, как ты себя чувствуешь?» Говорят: «Держись!», «Айвара – в премьеры!» и так далее. Рассказывают, как им, их родным и близким нравится Вентспилс. Этого не купишь! Вот лучший допинг!
Комментарии (4)
Желаем Айвару Лембергу выдержки, здоровья, сил пережить все испытания! Ждем в Вентспилсе !!!
АЙВААР, ТЫ СЛЫШИШЬ? Мы с т о б о й ! ! !
Держись Айвар!Вентспилс с тобой!
Скорей возвращайтесь домой !!!