В субботу, 27 июля, завершился сезон исследования Лагзденского городища 2024 года. Городище расположено в живописном месте на берегу реки Венты, в Пилтенской волости, на обочине дороги Пилтене-Злекас. Раскопки продолжались три недели, в течение которых исследования проводились на территории размером 4х7 м.
Завершилась археологическая экспедиция в Лагздене
0Раскопки организовали Вентспилсский музей и Общество латвийских археологов, руководители исследований - Армандс Виюпс и Каспарс Моллс. Финансовую поддержку оказал Государственный фонд культурного капитала.
Один из главных выводов по итогам этого сезона заключается в том, что исследования не завершены и будут продолжаться в следующем году.
Что мы знали о Лагзденском городище?
Лагзденское городище – первое укреплённое поселение на берегу Венты со стороны моря. Выгодное географическое положение городища позволяет предположить, что в древности оно было важным административно-экономическим центром, связанным с торговлей с дальними странами.
Городище впервые описано еще в 19 веке, когда к нему проявили интерес исследователи балтийской Германии. Однако наиболее серьезное исследование последовало лишь полвека спустя, когда в 1923 году древнее место посетил и описал Эрнест Брастиньш, самый известный исследователь городищ независимой Латвии.
Он также упоминает легенду, в которой Лагзденское городище называется древней Пилтене. В 1967 году археолог Эвалдс Мугуревичс раскопал там пробную яму, чтобы уточнить характер культурного слоя городища. Уже установлено, что оно отличается необычно мощным (до 1,8 м) для городищ Северной Курземе культурным слоем.
Период существования Лагзденского городища
Начало заселения городища Мугуревичс отнес, судя по найденной керамике, к первой половине I тысячелетия – XI-XIII векам. Вполне вероятно, что городище впервые упоминается как важное поселение в письменных источниках уже в 13 веке. Было ли городище резиденцией западно-куршского правителя Ламекина (rex Lammekinus), упомянутого в 1230 году, кажется, навсегда остается недоказуемой гипотезой.
Найденные при раскопках 2024 года древние предметы и керамика в основном относятся к IX-XII векам, однако некоторые фрагменты керамики позволяют связать его и со второй половиной среднего железного века (начало V-IX вв).
Лагзденское городище: результаты раскопок 2024 года
В ходе раскопок был обнаружен культурный слой толщиной более 1,20 м, образовавшийся в результате длительной и интенсивной деятельности людей. Сюрпризом стал слой пашни толщиной около 70 см, формировавшийся как минимум с начала 1800-х годов. По-видимому, в ходе сельскохозяйственной деятельности земля перепахивалась от валов к центру городища, его равнине. Остатки свидетельств, связанных с заселением (постройки, очаги), стали появляться лишь в более глубоких слоях, и их детальное исследование станет основной задачей ближайших лет.
Выводы
Потерянные или сломанные и выброшенные предметы обычно находят в культурном слое древних поселений. Лагзденское городище не является исключением. Естественно, большая часть находок 2024 года состояла из фрагментов разбитой керамики. Большинство из них представляют собой грубо выполненную керамику, некоторые фрагменты полированной керамики, один с орнаментом в виде отпечатка копыта. Последнее позволяет сделать вывод, что городище было заселено и в эпоху среднего железного века (начало V-IX вв.), по крайней мере, в его конце.
В Лагздене керамики немного. Частой находкой при раскопках были железные гвозди и заклепки разных размеров. Третья группа находок — железные рыболовные крючки, преимущественно сломанные, фрагментарные, но два — целые. В этом нет ничего необычного, ведь в 100 метрах от холма – Вента с изобилием рыбы.
Ножи – следующая группа находок, обычно сломанные, поскольку целый нож терялся не так уж и часто. Один из ножей — для бороды с длинным и маленьким лезвиями. Железные долота – для очистки деревьев, но, скорее всего, и для выделки шкур животных. Два шила — одно очень маленькое, другое — помассивнее и длиннее. Железная швейная игла, которую, видимо, выбросили, потому что у нее отломалась часть ушка. Сломанные бронзовые подковы, три иголки, нескольких бронзовых бус. Небольшой кусочек янтаря, скорее всего, для изготовления бус или кулона. Всего в этом исследовательском сезоне было найдено почти 100 старинных предметов, не считая керамику.
Одним из ожидаемых, но не менее неприятных «сюрпризов» стало... отсутствие в культурном слое костей животных, птиц и рыб, употребляемых в пищу. Это определялось химическим составом земли, где высокий уровень различных кислот не позволял сохранить кости и рога. Следовательно, бесследно исчезли и предметы из этого материала.
Можно ли найти золото в городище?
Однако самая интересная находка – это… золото! Правда, золота в найденном изделии – двадцатая часть грамма, а то и меньше. Стеклянная бусина с золотой фольгой датируется 11 веком либо второй половиной 12 века. Их изготовление представляло собой сложный процесс, в ходе которого необходимо было достичь температуры расплавленного стекла, при которой можно было бы вставить тонкую золотую фольгу, не деформируя ее, обеспечивая при этом текучесть стекла для создания формы бусинок. Бусы с золотой фольгой не производились на месте, они считаются импортными, в Северной Курземе их находка редка.
Не найденное и прогнозы
Сравнительно небольшая территория раскопок 2024 года еще не дала всех ожидаемых ответов. В этом нет ничего необычного и неожиданного – процесс археологических исследований обычно длителен и не дает быстрых выводов.
Прежде всего, задачей следующего сезона раскопок станет детальное изучение самых глубоких слоев, где были обнажены останки построек. Считается, что новые находки также дадут ответы на вопросы об обитателях городища – курши, венды, скандинавы?
На этом этапе выводы, основанные на некоторых результатах, были бы поспешными. Время заселения городища будет установлено на основе анализа собранных образцов древесного угля с использованием популярного в археологии метода анализа радиоактивного углерода. Остается надеяться, что дальнейшие исследования также дадут более четкий и обширный материал о торговых отношениях, потому что существование городища на берегу Венты, естественно, заставляет ожидать таких доказательств.
Комментарии (0)