Проблема запахов актуальна для всех портов, в которых перегружают нефте- и химпродукты. Особенно остро проблема проявляется там, где источники запахов находятся вблизи жилой зоны.

Эта проблема актуальна и для Вентспилса. С 1 июня 2018 года в городе вступили в силу новые Обязательные правила и Правила порта, требующие использования пароулавливающего оборудования (ПУО) при погрузке танкеров нефтяными и химическими продуктами. С этого же времени действует и первая в Латвии система постоянного контроля запахов.

Система контроля запахов включает в себя девять устройств, или электронных носов (э-носы), которые в непрерывном режиме регистрируют концентрацию запахов на границе терминалов, перегру­жаю­щих нефтяные и химические продукты, и три из них установлены в публичных местах. Каждый из трёх операторов терминалов нефтепродуктов имеет три электронных носа – два на границе терминала и один – в публичном месте, итого – девять электронных носов.

В начале февраля прошло совещание с участием представителей городского самоуправления; Управления ВСП; регионального Управления Госслужбы охраны окружаю­щей среды; предприятий, перегружающих нефтяные и химические продукты, и компании, внедрившей систему контроля запахов в Вентспилсе, – Estonian, Latvian & Lithuanian Environment. На совещании обсудили первые результаты функционирования системы контроля запахов и дальнейшие её улучшения. Решено, что целесообразно снабдить каждый э-нос единой информацией о метео­условиях в Вентспилсе, поступающей со станции наблюдения за погодой. Также планируется пополнить систему контроля запахов информацией о происходящих технологических операциях в порту, чтобы максимально исключить всякого рода спекуляции и влияние субъективных факторов, в том числе человеческий фактор.

Главная цель – устранить причины запахов

Оборудование для контроля запахов, или так называемые электронные носы (э-носы), в Вентспилсе установила международная компания ООО Estonian, Latvian & Lithuanian Environment. Первые результаты контроля запахов комментирует член правления АЙГА КАЛА.

– Как действуют электронные носы?

– Электронные носы, установленные в Вентспилсе, как и любая система мониторинга, работающая в режиме онлайн, имеют цель – контролировать запахи. Следует отметить, что э-носы реагируют не только на запахи нефтепродуктов, но и на любые другие. Для того, чтобы система мониторинга определяла концентрацию конкретных запахов (количество единиц запаха в 1 м3), её определённым образом калиб­руют. Поскольку в Вентспилсе система мониторинга калибрована на запахи нефтепродуктов, мы научили э-носы точно определять концентрацию именно этих запахов. Концентрацию посторонних запахов э-носы тоже показывают, но она может быть неверной. Поэтому мы всегда рекомендуем и контролирующим инстан­циям, и операторам терминалов: если э-носы фиксируют усиление запаха, нужно обследовать территорию и установить характер запаха. Ведь система контроля запахов целесообразна лишь в том случае, если она не только фиксирует замеры, но и анализирует полученные результаты для полноценного их использования и дальнейшей интерпретации.

– Насколько эффективны электронные носы?

– В Латвии нормативные акты устанавливают метод референции, с помощью которого устанавли­вается превышение допустимых норм запахов. Этот метод предусмат­ривает, что образцы запахов собирают в специаль­ный мешок, который доставляют в лабораторию в Юрмале или Риге. Там независимые эксперты тести­руют запахи и определяют их концентрацию. Э-носы представ­ляют индикативный метод измерения запахов, и они никогда не смогут дать столь точный результат, какой даёт метод референции. Но измерение запахов методом референции тре­бует много времени. В свою очередь, преимущество э-носов в том, что они контроли­руют запахи непрерывно.

– Как Вы оцениваете первые результаты контроля запахов?

– Результаты первых восьми месяцев работы системы мониторинга дают основания утверж­дать, что установленные в Вентс­пилсе девять э-носов со своей основной функцией справляются – регистрируют запахи и их концентрацию. Операторы терминалов получают оперативную информацию о повышенной концентрации запахов у границ их территории и принимают меры, чтобы устранить причину. Недавнее совещание с участием всех сторон подтвердило, что операторы научились работать с данными мониторинга и во многих случаях не ждут указаний от контролирующих инстанций, а сами предпринимают меры.

– Каковы Ваши рекомендации относительно контроля запахов?

– Дальнейшее развитие системы, на мой взгляд, должно преследовать единую цель – предотвращение появ­ления запахов и, соответственно, жалоб жителей. Можно, конечно, установить ещё больше э-носов, чтобы получить более детализированную информацию. Но в конкретной ситуации целесообразнее, на мой взгляд, операторам направить средства на технические улучшения. Мы настоятельно рекомендуем непрерывно использовать данные мониторинга в оперативной деятельности, а не только анализировать их в конце месяца. Как только э-носы регистрируют повышенный уровень запаха – тут же принимать меры для его снижения. Чтобы не только операторы могли анализировать ситуацию с запахами, но и Управление порта, и Управление охраны среды, систему мониторинга целесообразно дополнить информацией о метеоусловиях и грузовых операциях в момент регистрации повышенного уровня запаха.

– По каким критериям оцени­ваются запахи?

– Есть пять основных параметров оценки запаха. Концентрация, или интенсивность запаха, – лишь один из них. Запахи также оцениваются по частоте и характеру. Характер запаха определяет, насколько он приятен или неприятен. Некоторые запахи, даже при низких концентрациях, вызывают обострённую ответную реакцию людей. Ещё один важный критерий – длительность запаха. Э-носы регистрируют среднюю концентрацию запаха в течение часа, однако, возможно, сильный запах ощущался в течение десяти минут, а остальные 50 минут его не было, в результате средняя концентрация в течение часа будет невысокой. Ещё один критерий оценки запаха, – чувствительность восприятия. Он зависит от локализации источника запахов. Если источник запахов находится вблизи жилой зоны, то его уровень должен быть намного ниже, чем, например, в лесу. А допустимая концентрация запаха – 5 единиц запаха/м3 – не может быть применима к промышленной зоне, где интенсивность запаха будет выше.

– Как обстоит дело с контролем запахов в других портах?

В других портах Латвии такого опыта с контролем запахов, как в Вентспилсе, нет. В Рижском порту один терминал в 2014 году установил оборудование для контроля запахов. Что касается общей системы, охватывающей весь порт, то Вентспилс в этом первый в Латвии. На мой взгляд, в Вентспилсе достигнут большой прогресс в решении проб­лем запахов благодаря тому, что операторы терминалов стали применять пароулавливающие технологии.

Как происходит контроль запахов в Вентспилсе:

  • на мониторе изображены все девять э-носов;
  • если превышения концентрации запахов нет, то они окрашены в зелёный цвет;
  • если концентрация запаха превышена (свыше 5 ouE), э-нос окрашивается в красный цвет;
  • отражается средняя концентрация запахов в течение каждого часа;
  • отдельная диаграмма показывает концентрацию углеводорода в очищенном на ПУО воздухе (допустимая – 10 мг/м3).

Запах выражается в единицах запаха (ouE). Одна единица запаха (ouE) – это количество пахнущего вещества, которое разбрызгано в 1 м3 нейтрального газа и в стандартных условиях вызывает физиологическую реакцию органов обоняния как минимум у половины участников оценивающей запах группы.

Предприятия сами контролируют запахи

Илга Зилниеце, заведующая Отделом надзора за окружающей средой Вентспилсской гордумы:

– Важно, что, внедряя систему контроля запахов в Вентспилсе, предприятия сами выбрали места для установки э-носов и сами инвестировали средства в их установку. Главный смысл нововведения в том, что предприятия сами контролируют появление запахов на своей территории. Сегодня предприятия признают, что для них это существенный источник информации. Если Служба капитана порта и Управление охраны окружающей среды получают информацию о средней концентрации запаха в течение каждого часа, то на мониторы терминалов информация о запахах поступает непрерывно.

В прошлом году внесены изменения в закон О загрязнениях. Поправки к закону предусматривают, что контроль выполнения новых Правил порта обеспечивает Госслужба охраны окружающей среды в сотрудничестве с управлениями портов. Однако, к сожалению, изменения в законе не нашли отражения в соответствующих правилах КМ, которые конкретизируют выполнение требований закона. Это мешает осуще­ствлять действенный контроль за выполнением новых требований.


Один из э-носов, установленных в публичном месте, – у Коровы-путешественницы на набережной. Ещё два расположенных в публичном месте э-носа находятся на ул. Талсу, 114 и на углу улиц Страдиня и Санаторияс. 


Информация о замерах концентрации запахов нефте- и химпродуктов э-носами поступает в Службу капитана порта (на снимке) и в региональное Управление Госслужбы охраны окружающей среды.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: