Мы беседуем с заместителем управляющего порта ГУНТИСОМ ДРУНКОЙ в его кабинете. На стене висит картина, на которой запечатлено море. Друнка был связан с морем, занимая разные должности. Интерес к мореходству, с которым связано первое образование замуправляющего и с которым его семья никогда не была связана, вызвала случайная поездка в Салацгриву с отцом.
Интерес к мореходству возник случайно
0В беседе Гунтис рассказывает не только о своей повседневной работе, но и об увлечениях. Одним из них является изготовление моделей судов, а ещё Гунтис мечтает объехать мир.
– Вы работаете заместителем управляющего свободным портом с 2006 года. Какими были эти почти 12 лет?
– Очень интересными. Моё основное образование связано с мореходством, десть лет я отработал в Латвийском пароходстве матросом и помощником капитана. Потом сошёл на берег, и стал заниматься немного своеобразным делом, связанным с морем, – был инспектором Государственной инспекции по охране вод Балтийского моря и Регионального комитета охраны окружающей среды. Работал с 1986 по 2006 год – 20 лет. За это время стал директором Управления морской среды – уже не просто работал в этой сфере, но руководил ею. Потом в моей судьбе произошёл поворот, и я снова стал ближе к мореходству. Можно сказать, я к нему вернулся, только на берегу. Поэтому и здесь охрана окружающей среды остаётся моим коньком, и я рад, что мы решаем вопрос запахов в порту, ведь это одна из последних крупных проблем, которая очень волнует горожан. Когда в 70-е годы ХХ века ходил в море, мы часто заходили в Вентспилсский порт и шутили, что город выглядит как на третий день после войны. Полуразрушенные здания вдоль набережной, которой вообще не было. Сейчас город немыслимо изменился! Если бы тогда мне кто-нибудь сказал, что Вентспилс станет туристическим городом, я бы ни за что не поверил.
– Какие ещё сферы, помимо охраны окружающей среды, Вы курируете?
– Управление недвижимым имуществом, а также внедрение Международного кодекса по охране судов и портовых средств. Кодекс связан с безопасностью в порту и предусматривает ряд мер, предотвращающих неприятные, но пока, к счастью, обходящие Вентспилс стороной, инциденты.
– Расскажите о своей повседневной работе в Управлении Вентспилсского свободного порта.
– Она проходит на бегу. Территория обширная, промышленных зданий с каждым годом становится всё больше. Коллегиальная работа позволила добиться, чтобы в Вентспилсе создавалось всё больше рабочих мест, и наблюдался пусть и небольшой, но рост грузопотока. Конечно, он не компенсирует падения оборота нефтепродуктов и каменного угля, но всё же по чуть-чуть грузооборот растёт.
– Наверняка Вы бываете в других странах, чтобы обмениваться опытом.
– Мои поездки можно разделить на две категории. Одна связана с охраной окружающей среды. Например, недавно мы побывали в Таллинне в связи с тем, что Вентспилсский порт первым в Латвии старается минимизировать запахи, а именно, требует установки оборудования, контролирующего эмиссию летучих органических веществ. В Таллинне такие установки уже работают. Также небольшая часть зарубежных поездок связана с маркетингом. Например, если управляющий и начальник отдела маркетинга заняты, иногда я замещаю их в этой сфере, представляя управление. Считаю, что руководитель должен ориентироваться во всех делах. Конечно, приоритетом пользуются свои направления, но в общих чертах надо знать всё.
– С самого начала трудовой жизни Вы были связаны с морем. Это дань семейным традициям?
– Нет. Однажды случайно отправился с отцом в Салацгриву, и рыбаки посадили меня в лодку международного кодекса охраны судов и портов – нечто среднее между моторной лодкой и судном. На меня это произвело очень большое впечатления, и я начал задумываться о морской сфере. В моей семье нет моряков, мы крестьяне. Мой родной дом располагается в окрестностях Риги. В своё время я думал, откуда во мне тяга к морю, поэтому могу быстро ответить на этот вопрос.
– Где именно Вы родились?
– В Адажи, под Царникавой. Я изучил свою родословную до 1700 года. Интересно, что мой нынешний дом находится приблизительно в полукилометре от места, откуда пошли мои предки. Круг замкнулся. Было очень неожиданно узнать, что 300 лет спустя моя семья вернулась.
– Как Вы попали в Управление Вентспилсского свободного порта?
– Вентспилс – морской город, и здесь располагался один из отделов Управления морской среды. Я часто сюда приезжал, и, когда появилась возможность остаться, не сомневался ни секунды.
– Вам нравится жизнь в Вентспилсе?
– Если бы Вы меня спросили, когда я последний раз был в Риге, мне было бы трудно вспомнить. Проезжая по столице, я понимаю, что она мне нравится всё меньше, ведь я вижу то, чего раньше не замечал. Я привык к чистоте и порядку Вентспилса. Это город для семей с детьми. Он открывает для них большие возможности. Мой младший ребёнок по утрам некоторое время думает, куда хочет пойти, а потом ещё десять раз может передумать (смеётся). Мне нравится Вентспилс.
– Чего не хватает в Риге?
– Наверное, я уже не в том возрасте, когда хочется развлекаться, ходить по барам. Мне ближе семейные ценности, чтобы не было шума и толчеи. Я очень доволен. Меня не тянет в Ригу, когда нахожусь здесь или в Царникаве.
– Как предпочитаете отдыхать?
– Учитывая, что семья не всегда может проводить время в Вентспилсе, иногда по вечерам в будни остаюсь один. Выбираю себе досуг в зависимости от погоды. Например, сегодня (беседа состоялась в один из жарких летних дней – Прим. автора) поеду на прогулку на велосипеде. Зимой катаюсь на лыжах. Другим моим увлечением является изготовление моделей судов.
– Когда оно зародилось?
– Когда ещё был пионером. В Рижском замке, где сейчас располагается резиденция президента, тогда был Дворец пионеров и школьников, и там я начал заниматься моделями судов. Потом последовал длительный перерыв, после чего я вернулся к этому увлечению. Мне очень нравится. Не знаю, что там такого. Возможно, это объясняется тем, что мужчины, в некоторой степени, – большие дети (смеётся). К тому же, учитывая, что никто не стоит с палкой за спиной и не подгоняет, это занятие успокаивает нервы, расслабляет, немного разгружает мозг от тревожных мыслей.
– Вы складываете самодельные конструкторы?
– Да. В советские времена приходилось моделировать практически с нуля – из спичек, картона и деревянных кубиков. Некоторые изготавливали такие шедевры! Если не знаешь технологии, даже не понимаешь, как такое возможно. Мелкие детали делали из спичек, ведь в советские времена практически ничего не было. У меня не сохранилось моделей с тех пор. Теперь собираю конструкторы.
– Уже есть коллекция?
– Да, моделей полный дом, уже не знаю куда девать (смеётся). Однажды подсчитал – сейчас у меня 12 судов. Последним изготовил японский броненосец Микаса, который был флагманом флота и в 1904 году принимал участие в Цусимском сражении. В основном я собираю парусники, а Микаса и один буксир – единственные исключения. Работу над броненосцем начал прошлой осенью и недавно отвёз домой. Сборка заняла много времени, так как там множество мелких деталей: кое-где приходилось сначала красить, потом клеить, в другом месте наоборот – сначала клеить, потом красить. Самое сложное в сборке броненосцев – не столько корпус, сколько такелаж. Вообще на досуге много дел, ведь есть дом и сад. Жена не разрешает посвящать всё время моделированию (смеётся).
– Читаете ли Вы книги?
– Конечно. Я очень рад, что сумел привить любовь к чтению своим сыновьям. Старший уже многое прочитал. Младший, которому исполнилось 15, тоже много читает, по сравнению со своими ровесниками.
– Что, по-Вашему, человек получает от чтения?
– Чтение развивает язык. Если читаешь книги, а не то, что доступно в Интернете, возникает чувство языка, и ты понимаешь человеческие ценности. Научно-популярная литература даёт знания, а романы могут повлиять на жизненные взгляды.
– Какие жанры Вы предпочитаете?
– Несмотря на вышесказанное, я предпочитаю научно-популярную литературу, так как на мои жизненные взгляды уже вряд ли что-то может повлиять. Последней прочёл книгу Евгения Понасенкова Первая научная история войны 1812 года. Это очень интересный взгляд на войну 1812 года, исследование причин её начала. Сейчас меня интересуют такие книги, ведь Бальзака, Драйзера я прочитал в юности. Тогда не печатали таких авторов, как Понасенков. Младшему сыну дал почитать Метель души Александра Грина, но он её так и не прочёл (смеётся). Помню, сам проглотил эту книгу за полтора дня. Даже ночь не спал. Наверное, время было другое.
– Вы любите путешествовать?
– Да, с семьёй. Мы каждый год куда-нибудь ездим. В прошлом году побывали в Швейцарии. Нравится также Турция. Туда обычно ездим с женой, без детей. Им надо учиться, а летом, когда у парней каникулы, в Турции слишком жарко.
– Что Вас больше всего интересует во время поездок?
– Если еду в Турцию, значит, просто хочу провести время на море, ни о чём не думать и полностью очиститься. Мой дом тоже стоит недалеко от моря, и летом мы часто ездим на пляж. После дня, проведённого на берегу, ты заряжаешься энергией, кажется, что мысли очистились. В других поездках мне хочется многое увидеть. Я увлекаюсь историей, поэтому мне нравится посещать места, о которых слышал и читал. Самой интересной поездкой пока остаётся путешествие на Крит, в Грецию. Было очень интересно оказаться в афинском Акрополе, дворце Кносса, где ты можешь прикоснуться к истории – потрогать мрамор, стоящий уже 2 000 лет. Путешествия – это наслаждение. В этом смысле я очень жду пенсии, ведь мечтаю проснуться утром и просто решить, куда отправиться. На следующий день можно выбрать другое место.
Комментарии (0)