Период правления герцога Якоба популярен и широко описан в хрониках. Историки признают, что в различных источниках приходится встречаться с идеализацией этого периода. Вентспилс связан с ним историей кораблестроительства, которая началась в 1639 году, а завершилась во время Северной войны, около 1717 года.

Предлагаем небольшой обзор периода, когда в Вентспилсе появились парусники, в том числе Валзивс ставший виновником появления фонтана на площади Лиелайс.

Всем слушаться мастера

С герцогом Якобом (1642–1682) из династии Кетлеров связано развитие порта, который стал важнейшим в герцогстве, – пишет в Книге Вентспилса (вышла в 2017 г.) историк Ингрида Штрумфа. Герцог Якоб стал управлять Вентспилсским портом в 1638 году, будучи ещё наследником трона. Годом позже он обустроил корабельную верфь.

Герцог Якоб (1642–1682) перенял управление вентспилсским портом, будучи ещё наследником трона – в 1638 году.

Историк Артур Эйжен Залстер в рассказе Построенные в Вентспилсе корабли герцога Якоба, опубликованном в сборнике Рассказы Вентспилсского музея I (2011) указывает, что работы начались после Пасхи, о чём свидетельствует черновая запись письма, отправленного годом позже, в 1640 году: «Вентспилс. Всем слушаться мастера и ретиво продолжать работу. Не стоит надеяться, что Его Княжеское Высочество, как прежде, отпустит без наказания, а особенно не стоит ждать славы. Ни слова более об угле, особенно, если Гротгузен настаивает – необходимо сделать». Как пишет историк, это первый источник, свидетельствующий о проблеме среди рабочих на вентспилсской судоверфи. В де­каб­ре этого же года герцог Якоб отправил письмо владельцу Попес, в котором указал, что на территории от реки Платене до Сундаце, являющейся древним местом недалеко от озера Усмас, кораблестроители рубили дубы. За работами следил лесничий и строительный мастер из Любека Албрехт Петерсен – первый мастер-кораблестроитель, которого впоследствии сменили мастера Томас и Корнелий Зиверты.

На каком берегу?

Судоверфь устроена на левом берегу Венты между городом и Сарканмуйжей, – так пишет Эрик Ханберг в книге Вентспилсскому порту – 750 (2014). Историк Штрумфа отмечает: первые серьёзные исследователи считали, что судоверфь герцога Якоба находилась на правом берегу Венты, у лунки Пацкуле, где чётко просматривался сохранившийся док, поэтому и находящееся рядом кладбище было названо кладбищем Доков. В архивных документах периода Северной войны найден план Вентспилса, относящийся к самому началу XVII века, где место судоверфи отмечено на левом берегу Венты. Знакомясь с инвентаризационными актами герцогской судоверфи, создаётся ещё большая уверенность, что корабли действительно строили на левом берегу Венты. Возле лунки Пацкуле, скорее всего, находился док для ремонта судов и порт, который, возможно, предназначался для случаев, когда угрожала опасность. Подтверждение тому, что док использовался в таких целях, можно найти даже в XIX веке.

Появление корвета Валзивс

На вентспилсской судоверфи строились двух- или трёхмачтовые парусники, которые в начале XVII века конструировали голландцы, – пишет Штрумфа. Эти суда отличались от предыдущих кораб­лей Ганзы большей вместимостью и скоростью, к работам были привлечены также строители из Голландии, мастера в этом деле. Также приглашались специалисты из Германии, Швеции и Дании, однако главными строителями (кузнецами, плотниками) были латыши.

Парусник типа корвета, каким был и построенный в Вентспилсе Валзивс.

Историк Залстер, опираясь на инвентаризационные акты, пишет, что в 1640 году в Вентспилсе был построен первый корабль – галиот Св. Екабс, вместимость которого составляла 100 тонн. После трёх удачных рейсов он погиб в кораблекрушении. Весной 1642 года в Вентспилсе начали строить первый трёхмачтовый парусник Курземес Кронетайс Алнис, на носу которого красовался вырезанный из дерева лось. Парусник был оснащён мушкетами наподобие малокалиберных пушек. Позже стали строить типичные трёхмачтовики, и появился корвет Валзивс, который оставил порт в 1651 году. Корвет включён в список кораблей, которые помогли реализовать коло­ниальный план герцога Якоба. 1650-й год не только увеличил флот герцога большими фрегатами, но и дал возможность основать курземские колонии в Гамбии и Тобаго. Валзивс отправился в Гамбию, куда шли зерно, мука, мясо, лён, ко­нопля, спирт, пиво и другие товары, а обратно везли слоновую кость, шкуры зверей, пальмовое масло, кокосы.

В старых работах историков упоминается, что герцогству принадлежал самый большой флот Балтийского моря – сто военных кораблей и 65 торговых, однако нынешние историки сомневаются в достоверности этих данных. Например, историк Марите Яковлева считает, что в период наибольшего расцвета порта (период правления герцогов Якоба и Фридриха Казимира) флот состоял из 15–35 военных кораблей.

Дуб из Клайпеды

На судоверфи в целом работало несколько десятков мастеров и ремесленников, а в интенсивное время строительства, возможно, и около ста человек. Чтобы оснас­тить новый корабль оборудова­нием, в городе или пригороде строились печи (дегтярная, для плавки железа и литья пушек), кузницы для изготовления гвоздей и якорей, ткацкие мастерские и прядильные цеха. Так в герцогстве образовались разные мануфактуры, в том числе стекольные, ткацкие, по изготовлению порошка, бумаги и других товаров. Исторические источники свидетельствуют, что в Вентспилсе в то время находились печь для плавки железа и токарная мастерская, в Сарканмуйже – цех льна, а в Удранде – мастерская по изготовлению верёвок и канатов. Правда, не известно, как долго они существовали и какой объём выпус­кали.

В то время найти подходящий материал для строительства кораблей было дело нелёгким. Например, дубовые доски больших размеров доставляли из Клайпеды, а другие материалы получали из окрестных лесов Вентспилса и Кулдиги, которые пускали до судоверфи по Венте. Каменный уголь доставляли из Любека, а коноплю для изготовления канатов – из Риги. Историк Штрумфа пишет, что об охране природы тогда никто не думал, хотя лесничие и протестовали против вырубки леса, поскольку дубовые леса в то время практически исчезли.

Художественная отделка

Соблюдая традиции своего времени, на судоверфи герцога Якоба в Вентспилсе на высоком уровне выполнялась художественная отделка судов. В архиве Курземского герцогства сохранились эскизы украшений, так как в Европе разрабатывались и издавались альбомы с примерами декора. Историк Штрумфа пишет, что, скорее всего, в Вентспилс из Голландии был приглашён резчик по дереву Николас Сефренс. До сих пор, например, сохранился выполненный им алтарь и кафедра в Кулдигской ев.-лютеранской церкви св. Катрины. Позже, освоив ремесло и переняв навыки отца, к резной скульптуре обратился также Николас Сефренс-младший. Отец и сын заложили основу вентспилсской школы резчиков, к тому же Сефренс-младший считается одним из лучших скульпторов Латвии в стиле барокко. Резчики по дереву не прекратили заниматься ремеслом и после закрытия верфи. Позже они работали над интерьерами курземских церквей. Младший изготовил алтарь и кафедру церкви вентспилсского замка, которые частично сохранились. Отреставрированная, реконструированная часть алтаря сейчас выставлена в часовне замка Ливонского ордена, а кафедра – в Дзирциемской церкви. Штрумфа отмечает, что и созданные резчиками деревянные украшения судов не сохранились, об их мас­терстве можно судить по тому, что осталось в курземских церквях. Работы мастеров можно осмотреть в храмах Ландзе и Угале.

Закрыли во время войны

Считается, что последним построенным в Вентспилсе судном является Нептунус 1714 года. Чуть позже, около 1717 года, во время Северной войны, верфь в Вентс­пилсе прекратила своё существование. Таким образом, с её закрытия прошло 300 лет. В 1768 году герцог Эрнст Иоганн Бирон хотел восстановить судостроительство в Вентспилсе, и в 1769-м появились сообщения о строительстве судов в городе. Часть территории бывшей верфи была присоединена к полям Сарканмуйжас, а на остальной части продолжало существовать село, где в основном жили ремесленники разных специализаций. Но и после прекращения работы верфи в Вентспилсе продолжали ремонтировать потерпевшие крушение суда. Поселение плотников образовалось и на правом берегу Венты, напротив бывшей верфи.

Рисунок из архива Курземского герцогства, дающий представление о построенных в своё время в Вентспилсе судах.

Источники:

*И. Штрумфа Книга Вентспилса (2017 год);

*Э. Ханберг, Вентспилсскому порту – 750 (2014 год);

*А. Э. Залстер Построенные в Вентс­пилсе корабли герцога Якоба из сборника Рассказы Вентспилсского музея I (2001 год);

*Я. Юшкевич Эпоха герцога Якоба в Курземе (1931 год).

Читай еще

Комментарии (2)

  • 0
    Дюбель в тему. 27.02.2018, 10:37:46

    Это не просто история, на мой взгляд - период Герцога, просто Историческая Жемчужина Европы.
    Наряду с верфью и различными мастерскими, с развитой торговлей, герцогство просто изумляло иностранцев. Ведь не только Вентспилс но и другие города производили прекрасное впечатление. В поместьях герцога прижились лучшие достижения западной селекции - голландские коровы, испанские овцы, британские свиньи. На курземских землях собирали удивительно богатые урожаи. Достигалось это так. Создавался пруд, в нем несколько лет разводили рыбу, а затем спускали воду, и обогащенная илом земля не нуждалась ни в каких удобрениях…
    В Курземе появились удивительные для Латвии того времени растения. К примеру, недалеко от Вентспилса в Сабиле, герцог велел сажать виноград, делать из него вино и продавать. Якоб сам выпил первый бокал самого северного в мире виноградного вина.
    Вообще когда основательно вникаешь в то время, когда бродишь ныне по тем местам, всей душой ощущаешь величие и успехи того времени..

  • 0
    Ordnung muss sein 28.02.2018, 11:55:06

    И что-то ,там, писал про остзейских баронах Достоевский в "Преступление и наказание". Разные взгляды на тех, кто разводил рыбу и ел ея, запивая вином северного винограда.

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: