Мы продолжаем знакомить читателей с историей Вентспилсского порта. На этот раз, основываясь на информации из книги Вентспилсскому порту – 750, подготовленной при помощи главного историка Вентспилсского музея Ингриды Штрумфы, мы ознакомим читателей с периодом расцвета порта и возведения гидростроений, многие из которых действуют по сей день.

Судов становится больше

В 1853 году началось судовое сообщение между Ригой, Вентспилсом и Лиепаей. Латвиешу авизе публикует статью своего постоянного корреспондента пузенского священника Йохана Хейнриха Кавала (1799–1881 гг.). Пароход из Риги в Вентспилс идёт 10–12 часов, а из Вентспилса в Лиепаю – 6. В 1859 году Латвиешу авизе сообщает: инженер Клекл строит для Вентспилсского порта две дамбы, на что правительство выделило 140 000 рублей. Берег Венты укрепляется и на территории города. Условия судоходства в порту улучшились, поэтому портовая деятельность расширилась. В 1860 году в порт вошли 210 судов, в 1863 г. – 258, а в 1865 г. – уже 486. Во второй половине века завозят ту же соль и сельдь, а также изделия из металла, сталь, жесть, кирпич, черепицу, бутылки, стеарин, масло, сахар и вино. Всё активнее импортируется каменный уголь. На экспорт идут лён, зерно, пенька, спирт и лесоматериалы.К концу века первое место среди импортных товаров занимают каменный уголь и сельдь, а среди экспортных – лесоматериалы. Развитие порта до сих пор тормозят плохие дороги.

 

Канал Вента – Неман
Говоря об отличных природных условиях порта, подчёркивается нехватка активности внутреннего рынка. Порт слишком узок, а ещё невозможно широко использовать водный путь, потому что местами Вента мелкая, около Кулдиги – румба, и заманчивым проектам объединения водного пути Венты с литовским Неманом не суждено осуществиться.

 

Однако эта проблема обсуждалась на протяжении нескольких веков. В одной из книг о курземских губерниях, вышедшей в 1901 году, рассказывается, что подобный проект начинался в 1796-м и завершился в 1823-м. Расходы составили около 12 миллионов
рублей. Согласно проекту, верховье Венты должно было соединиться с притоком Немана Дубисой. Планируемая длина канала – 15 км. Но в 1831 г. началось Польское восстание, и царская власть запретила продолжать работы, чтобы не создавать для польской Литвы преимущества. Потом на некоторое время строительство продолжилось, но в 1838 проект закрыли. Правда, идея обсуждалась вплоть до Первой мировой войны.

 

Развитие города

Расширение портовой деятельности в начале второй половины XIХ века тут же отразилось на городской застройке. Семьи крупных местных торговцев и судовладельцев – Гутшмидты и Рейнке – строят особняки. Гутшмидты с 1850 по 1863 гг. возводят дом на ул. Кулдигас, ныне – ул. Кулдигас, 2. Рейнке – которым принадлежал участок, где располагаются Вентспилсская научная библиотека и памятник Фабрициусу, и часть их построенного в XVIII веке жилого дома отошла к библиотеке, строят дом по ул. Дарза, 2. Оба здания в стиле эклектика, или историзм станут свидетелями этого периода и возрождения припортовой деятельности. Здание нынешнего суда около площади Тиргус по ул. Катринас, 14 тоже было построено в 1860-х гг. Возможно, оно принадлежало семье Малеров, а в 1866 г. дом продали Вентспилсскому обществу заморских торговцев. Рядом располагается парк Тиргоню – место проведения общественных мероприятий для богатых вентспилсчан. Там даже построена небольшая эстрада, на которой в начале ХХ века состоялись первые киносеансы в городе. Здесь же основалось и общество немецкой культуры Musse, и биржа. В начале 20-х гг. ХХ века в здании некоторое время располагалась горуправа, а с конца 20-х годов и по сей день в нём работает суд. До наших дней сохранились дома по ул. Кулдигас, 13 и ул. Тиргус, 7.

 

Экология. Остгалс
Первый крупный занос белым морским песком случился в Вентспилсе в XVII веке в результате вырубки пригородных лесов. После этого предпринимались попытки укрепить песок при помощи насаждений, но это не дало ощутимого результата. После 1812 года Вентспилс укрепился в качестве портового города – в составе царской России явной военной угрозы больше не было. Хотя в описании Курземской губернии в начале XIХ века говорилось, что в порт могут входить крупные суда, но постоянная закупорка оставалась большой проблемой на протяжении нескольких веков. Иногда во время обледенения мель, образующаяся перед входом в порт из-за песка, нанесённого течением реки, уменьшалась, порт заносился также песком, нанесённым западными ветрами в устье реки. Это общая проблема для всех курземских портов, которая обострилась из-за уменьшения площади прибрежных лесов.

 

В первой половине XIХ века принимаются некоторые меры по устранению проблемы. Правительство царской России обратилось к вольным курземским крестьянам с призывом приступить к возделыванию белого песка под курземскими городами, чтобы культивировать и застраивать эти территории. За это правительство обещает привилегии – налоговые льготы, обеспечение стройматериалами и бесплатными дровами, оплата каждого построенного здания.

 

Так началось постепенное заселение Остгала. До начала 20-го века морское побережье на левом берегу Венты находилось ближе, чем сейчас. Отступление моря вызвало только строительство молов в 1905 году. А в середине XIХ века всё оставалось по-прежнему. Между нынешней ул. Васарницу и кромкой моря было гораздо меньшее расстояние, чем сейчас. С момента появления на карте вся эта территория была покрыта дюнами. Одним из первых поселенцев тогдашнего Остгалса стал Янис Принцис (1796–1868 гг.). Он переехал из Микельторниса, который в те времена назывался Пизой. В Вентспилс Принцис переехал ориентировочно в 1844 году, а в 1853 году на плане Вентспилса, в тогда ещё пустом районе Остгалса, появилось первое обозначение дома Принциса. Вторая старинная династия жителей Остгала – приехавшие из Сталдзене Знотиньши. Остгалс и его ближайшие окрестности многие десятилетия являлся местом жительства рыбаков.

 

Рыболовство
Во второй половине XIХ века в Остгалсе под Вентспилсом образовался рыбацкий посёлок, где в основном проживали местные рыбаки. До начала ХХ века они пользовались дедовскими методами рыбной ловли – вёсельными лодками, самодельными сетями, ловили вблизи берега. Рыболовецкий промысел стремительно развивался, поскольку и число жителей росло, благодаря чему появилась возможность обеспечить растущий спрос.

 

Развитие рыболовецкого промысла шло быстрыми темпами, и существующий порт стал тесным. Значительно выросло количество лодок. Протяжённость причальной линии составляла 336 метров. Не хватало места для хранения рыболовецкого инвентаря, сушки сетей, обработки и продажи рыбы. Поэтому принимается решение о строительстве нового рыболовецкого порта за лоцманской вышкой недалеко от края мола. Стоимость работ составила 116 500 рублей, работы планировалось закончить за два года. Однако этим планам было суждено сбыться лишь частично, поскольку война внесла свои коррективы.

 

Опасный труд
Труд рыбаков и моряков считается одним из самых опасных. Каждый год рыбацкие лодки идут ко дну. Несколько трагических случаев унесло сразу множество жизней. В 1904 году перед Рождеством на вентспилсском побережье разбушевалась буря, в результате чего погибли 26 рыбаков на семи лодках, в том числе шестеро вентспилсчан. В ноябре
1909 года ночью погибли 12 рыбаков из Вентспилса, четверо из Либциемса и двое из Ужавы. В декабре 16 лодок попадают в шторм, утонули 10 рыбаков. В августе 1913-го погибли семеро вентспилсчан, а в октябре – четверо рыбаков из Сарнате. Море отдаёт их тела лишь спустя несколько дней, иногда – через месяцы и даже годы, а порой забирает с собой навсегда.

 

Фото: План Вентспилса и Венты (1857 г.)

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: