Вентас Балсс продолжает отражать вопросы, поднятые на общественном обсуждении отчёта об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта ООО Ventspils Wind. Первая часть статьи опубликована в номере газеты за 7 июля.
На собрании жители, среди прочего, поинтересовались, какими исследованиями специалисты разработчика ОВОС – ООО Vides eksperti – обосновали положительное влияние бетона на окружающую среду, как было отвечено на присланный заранее вопрос о том, кто и в какие сроки должен будет утилизировать бетонный фундамент, а также какие санкции ожидаются, если этого не сделают. Представитель ООО Vides eksperti Иварс Павасарс не назвал конкретных исследований, но пояснил, что бетон создаёт щелочную среду, в отличие от кислой среды, которая образуется в лесу. Щелочная среда более благоприятна для роста деревьев. Так что бетон пойдёт на пользу лесу. И оказывается, бетонная стопа в окружающей среде останется навсегда. Планируется удалить лишь верхний слой бетонного блока до глубины 75 сантиметров. Павасарс указывает, что демонтаж бетонного фундамента – это вопрос, решаемый между разработчиком ветропарка и землевладельцем.
Зверей не изучили
Жители выразили удивление по поводу того, что в процессе ОВОС не было оценено воздействие на животных, поскольку поблизости нет ни одной зверофермы. Отсюда вопрос: а как же лесные звери? Один из участников собрания предложил подробнее изучить исследования животных в других странах. Например, финские и норвежские северные олени начали мигрировать в другие места. «Наши звери тоже уйдут в Лиепаю?» – спросил житель. Павасарс ответил, что у экспертов нет информации о возможном влиянии на лесных животных. В основном изучен опыт Дании, где этот вопрос не актуален. Однако жители отметили, что приводить в качестве примера Данию некорректно, поскольку там практически нет лесов. Вероятно, именно поэтому влияние турбин на лесных животных там и не изучается. С другой стороны, Вентспилсский край является самой лесистой местностью Латвии, поэтому важно знать, какой ущерб может быть нанесён лесам и ландшафту, а также каково воздействие на животных.
Между тем летучим мышам турбины не помешают. Эксперты заявили, якобы в окрестностях констатировано три вида летучих мышей (хотя в отчёте ОВОС упоминается пять – Прим. авт.). Однако их плотность невелика, поэтому эксперты пришли к выводу, что реальная угроза мала. Хотя, чтобы снизить негативное воздействие, за летучими мышами необходимо будет понаблюдать ещё два года после строительства ветропарка. В свою очередь противники ветряков считают, что такие исследования мало помогут рукокрылым, поскольку многомиллионные турбины всё равно никто не снесёт. Следует отметить, что все виды летучих мышей в Латвии особо охраняются, а также находятся под защитой на международном уровне.
Оценили лишь мигрирующих
Дискуссии развернулись и по поводу влияния ветряных турбин на птиц. Правда, ОВОС в основном основывается на воздействии на перелётных птиц – журавлей, лебедей и гусей. В ОВОС сделан вывод об отсутствии особой миграции птиц над исследуемой территорией, поэтому ветропарк не нанесёт им значительного ущерба. В отчёте упоминается лишь возможное воздействие на птиц ветропарка Платене, который работает на лугах Камарце. В ОВОС указано, что до 2012 года на лугах Камарце регулярно наблюдались относительно большие стаи журавлей и лебедей-кликунов, которые питались в окрестностях. После строительства ветропарка Платене численность птиц там постепенно сократилась. Однако прямых доказательств того, что именно ветряки вызвали дискомфорт среди пернатых, нет.
Жители поинтересовались, не следовало ли оценить воздействие и на других птиц. Например, в Норвегии основная проблема – с орлами, и у нас тоже много орлов. Известно, что в Платене под ветрогенератором был обнаружен сбитый малый подорлик. Также местных волнует, как генераторы повлияют на гнездующихся в этом районе чёрных аистов. Орнитолог Карлис Миллерс поясняет, что при разработке ОВОС основное внимание уделялось перелётным птицам, поскольку численно это самая большая масса пернатых на территории.
По поводу других птиц в настоящее время нет оснований для опасений, что существующий парк может нанести значительный ущерб, в том числе орлам, поскольку в окрестностях нет их высокой плотности. Между тем чёрный аист, в отличие от орлов, отлично умеет избегать препятствий, поэтому он более защищён от риска прямого столкновения. «Конечно, мы можем согласиться с тем, что деятельность ветропарка будет оказывать некоторое негативное влияние на что угодно, но это можно отнести на любой вид хозяйственной деятельности», – утверждает Миллерс. Никто не способен точно сказать, сколько птиц налетит на ветрогенераторы и погибнет.
Заказник в безопасности
Несколько турбин, построенных в непосредственной близости – примерно в 50 м – от границы заповедника Болото Платене (территория Natura 2000), особо не помешают. «Шум, вибрация, низкочастотные звуки, инфразвук и мерцающий свет от турбин не окажут существенного влияния на охраняемые Европейским союзом виды млекопитающих, птиц и насекомых, обитающих в заповеднике. Следует отметить, что в Плане охраны природы указано, что шум от близлежащих ветряков в Платене уже является значительным фактором беспокойства для болотных птиц. С возведением нового ветропарка заповедник буквально со всех сторон будет окружён турбинами. Генераторы также не окажут существенного влияния на биотопы, особо охраняемые растения.
При оценке воздействий в ОВОС регулярно используются такие слова, как «небольшой», «несущественный», что вызывает множество вопросов у жителей, ведь неясно, насколько точны факты, на которых основаны предположения. Павасарс указывает, что такая терминология – значительное влияние или незначительное – обычно используется в экологических оценках, поскольку не все факторы могут быть измерены, как, скажем, температура или миллиметры.
Выслушав пояснения, один житель пришёл к выводу, что нет никакого реального подтверждения воздействия турбин такого размера на природу и население, поэтому все предположения, упомянутые в ОВОС, теоретически-гипотетические.
Протестуют повсюду
Жители также спросили: если эти ветряные турбины такие хорошие и никому не мешают, тогда почему за рубежом так протестуют против строительства новых ветряков, в том числе в Дании. Датский бизнесмен и представитель ООО Ventspils Wind Якоб Ханел Кристенсен отмечает, что человеку свойственно беспокоиться о неизвестном. Кристенсен полностью понимает и уважает это, поэтому важно говорить с жителями, информировать. Население Дании заинтересовано в экологически чистой энергии, но не в непосредственной близости от своих домов. Такая же позиция и у жителей Латвии. Прежде чем предприниматель выбрал именно это место в Вентспилсском крае, оценивались и многие другие территории. Здесь лучший вариант, ведь домов в окрестностях не так много, турбины можно разместить в лесных массивах, плюсом также является близость высоковольтной линии электропередачи.
Пара вопросов во время собрания была адресована руководству краевого самоуправления, в том числе о том, прислушается ли оно к мнению жителей и откажется ли от идеи, если те выступят против. Председатель Вентспилсской краевой думы Айварс Муцениекс пообещал: «Принимая окончательное решение, конечно, также учтём мнение жителей». Сейчас речь идёт о воздействии на окружающую среду, животных, о сохранении разнообразия флоры, о влиянии на людей. Муцениекс отметил, что муниципалитету предстоит решить, вступит ли в силу детальное планирование территории. Сначала нужно осознать экологические проблемы, чтобы понять, можно ли продолжать работу над детальным планированием. Также важно мнение специалистов.
Однако на встрече жители порекомендовали провести опрос именно в своём округе, так как самоуправление обязано выяснить мнение местных. Эксперты отметили, что Вентспилсское краевое самоуправление вполне может инициировать подобный опрос.
Ещё присутствующие поинтересовались, гарантирует ли ветропарк обещанные пять-десять постоянных рабочих мест для жителей Таргальской волости на протяжении следующих 25 лет. Эксперт указал, что не гарантирует, поскольку для работы потребуются квалифицированные специалисты с соответствующим образованием, и не факт, что такие найдутся непосредственно в Таргале.
Жители могут присылать свои вопросы, возражения или предложения по эл. почте [email protected] или [email protected] до 16 июля.
Комментарии (0)