Какими были прошедшие четыре года, что удалось, что не удалось и каково это – принимать решения в одной команде с супругом, если мнения не всегда совпадают.
– Как Вы себя чувствовали в статусе депутата городской думы?
– В политике я уже давно – лет 25. Моя профессиональная работа всегда была тесно связана с политиками. Я готовила для них предложения, оценки, связанные с привлечением финансов из фондов ЕС. Одно время была помощником тогдашнего депутата Сейма Гунтиса Блумберга. И мне казалось, что я очень хорошо понимаю и знаю политику. Но когда сам попадаешь в статус политика, открывается совсем иная картина. Для меня неприятным сюрпризом стали ограничения в совмещении с другими трудовыми обязанностями. В результате мне пришлось оставить должность заведующей Управлением развития в думе и полный рабочий день работать только депутатом. Насколько помню, депутат может совмещать работу с занимаемыми должностями в медицине, образовании, культуре. Но в моём случае я не могла совмещать обязанности депутата с прежней деятельностью. А поскольку я привыкла много работать и мне это нравилось, то поначалу я испытала шок от того, что у меня работу отобрали. Работая в структуре исполнительной власти, я участвовала в подготовке проектов решений, но сами решения оставались за политиками. Я была уверена в своей работе, а вердикт пусть выносят политики. Став депутатом, приходится самой принимать решения, разумеется, вместе с коллегами. Внутренние ощущения совсем иные – это огромная ответственность и всегда есть страх, чтобы не ошибиться. Будучи человеком ответственным, я очень хорошо понимаю, что каждое принятое решение затрагивает конкретных людей, неважно, это два человека, двести или две тысячи. Поэтому депутат включает мышление, анализ совсем на другом уровне. Одним словом – интересно!
– Можете назвать решения, которые принимались особенно тщательно?
– Каждое решение тщательно анализируем. Следя за социологией, мы видим нужды жителей. На протяжении многих лет одной из главных нужд остаётся занятость. Напрямую самоуправление не создаёт рабочие места, но оно формирует благоприятную среду для того, чтобы частные предприниматели создавали новые рабочие места. Это одна из самых сложных задач самоуправления – мотивировать малый, средний и большой бизнес. Мы работаем над программами поддержки, скажем, предприятий информационных технологий (ИТ), предлагая льготы в аренде помещений; над проектами строительства индустриальных зданий, ища и привлекая инвесторов для размещения производств в построенных зданиях. Много работаем и над проектом Индустриального парка. Надо признать, что идёт он тяжело. Учитывая геополитическую ситуацию, интерес инвесторов упал. В освоении европейских фондов разработаны такие условия, которые в случае, если у инвестора бизнес не пойдёт, вынудят самоуправление взять на себя финансовые риски, которые измеряются десятками миллионов евро. Окончательное решение по индустриальному парку пока не принято, но мы ищем и другие идеи – смотрим на другие европейские программы, в которые можно было бы встроить наш проект без столь высоких рисков для самоуправления.
– Нынешнему созыву думы приходится работать в условиях, когда Вентспилсский порт в перевалке грузов практически приближается к нулю. Вентспилс – одно из немногих самоуправлений, которое привыкло работать с профицитом в бюджете. Удаётся ли сохранить эту тенденцию без порта?
– Такова всегда была установка Лемберга, когда он руководил самоуправлением, – держать остаток свободных денег на счету, потому что никогда не знаем, каким будет завтрашний день. Не только в связи с остановившимся портом, но и с войной в Украине многое изменилось. Мы видим, что некоторые самоуправления набрали чрезмерно много долгов и теперь, когда снова можно привлекать европейские деньги на развитие, не могут обеспечить софинансирование. Поэтому бюджетная дисциплина была и остаётся неписаным законом партии Latvijai un Ventspilij и [её руководителя] Айвара Лемберга. Надо сказать, что в исполнительной власти работают очень профессиональные специалисты, которые всегда строго контролируют расходы. Необдуманных расходов у самоуправления нет. С тех пор, как порт перешёл в руки государства, он перестал участвовать в жизни города, хотя занимает почти половину его территории. Соответственно, у самоуправления увеличились расходы, если не ошибаюсь, примерно на два миллиона, на содержание и уборку улиц, освещения, финансирование городских праздников, где порт когда-то был рука об руку с самоуправлением. Доходы от портовых сборов тоже резко упали. Приходится урезать от других отраслей, чтобы сбалансировать бюджет.
– В каких депутатских комиссиях и комитетах Вы работаете?
– Руковожу Комитетом по развитию города и Комиссией по предпринимательству, участвую в работе Финансового комитета, Комиссии по экономике и бюджету, Комиссии по развитию города и окружающей среды.
– Каковы приоритеты в каждой из перечисленных Вами сфер?
– Это ежедневная работа, где мы рассматриваем подготовленные отделами думы вопросы. Из наиболее значительных вопросов повестки дня Комиссии по предпринимательству могу отметить уже упомянутые мною льготы для предприятий ИТ в аренде помещений. Рассматривали также пассажирские перевозки в городе, которые вызывают очень много вопросов не только у депутатов, но и у жителей. В этом году начнём исследовать и анализировать пассажироперевозки, чтобы понять, как организованы маршруты городского транспорта.
– Жители обсуждают и междугородние перевозки, сравнивая качество обслуживания местного предприятия Ventspils reiss и Ecolines, не всегда в пользу Ventspils reiss. Возможно, пришло время меняться городскому перевозчику пассажиров?
– Свободная конкуренция, где возможности самоуправления довольно ограничены. Ecolines работает на международном рынке и может демпинговать отдельные маршруты, чтобы перенять часть рынка. Мы обновили автобусный парк и можем гордиться своим предприятием, которое уже 11 лет подряд признаётся самым надёжным перевозчиком пассажиров.
– Безопасность перевозки пассажиров стала особенно актуальной в свете недавно произошедшей трагической аварии на шоссе Вентспилс – Рига. Возможно, в бюджете следует выделять больше средств для перевозки детей на соревнования, конкурсы и т. д.?
– Эта трагедия потрясла меня до самой глубины души. Я тоже мама, и мои дети ездят от школы и от спортшколы на соревнования, экскурсии с теми перевозчиками, которых выбирает школа. Мы ждём промежуточного сообщения рабочей группы, которая расследует организацию перевозки детей, и конкретных действий. Мы находимся как бы в ловушке. У самоуправления нет возможности выбирать самого надёжного перевозчика, поскольку по условиям закупочных конкурсов мы должны выбирать наиболее дешёвого. Думаю, эту тему надо обсуждать всем самоуправлениям вместе с государством, внося коррекции в соответствующих сферах, где безопасность должна быть выше дешёвой цены. Вопрос не в том, может или не может самоуправление выделять больше денег. Безопасность всегда выше денег. Но я уверена, что главной причиной трагедии стала абсолютная безответственность со стороны содержателя автодорог. В тот судьбоносный день я тоже примерно в то же самое время ехала на работу по шоссе Рига – Вентспилс. Несмотря на сравнительно небольшую скорость, я поняла, что моя машина неуправляема, потому что дорога была совершенно непроходимой. Меня поражает, что до сих пор никто не говорит о плохом качестве содержания автодорог. Вопросов очень много. Возможно, с какими-то предложениями будем обращаться в государственные структуры.
– Сотрудничаете ли с оппозицией в городской думе?
– Большинство решений думы, я бы сказала 90%, принимаются единогласно. Бывают дискуссии, но нам не трудно сотрудничать. По каким-то вопросам мнения расходятся. Например, в отношении бюджета соучастия, который с этого года называется бюджетом инициатив, где предусмотрена финансовая поддержка спортивных клубов, детей и молодёжи. Депутаты от оппозиции цепляются к словам и голосуют против инициатив, которые исходят от жителей города. С другой стороны, они сейчас сами выходят с популистскими инициативами, которые не имеют под собой никакого финансового покрытия. Депутаты от оппозиции активизируются перед активной фазой предвыборной кампании.
– Всегда ли Вы голосуете в думе так же, как Лембергс?
– Не всегда. По некоторым вопросам у нас были разные мнения. Но я должна признать, что мне приходилось менять своё мнение, соглашаясь в конце концов с Лембергом. Он всегда с помощью фактов доказывает свою правоту, и мне не остаётся ничего другого, как соглашаться с ним. В целом команда депутатов от партии Latvijai un Ventspilij довольно сильна и едина.
– Какие достижения в этом созыве вызывают у Вас особое удовлетворение?
– Готовясь к интервью, я посмотрела, что же мы обещали нашим избирателям и выполнили ли свои обещания. Однозначно гордимся нашим Научным центром, который стал истинной жемчужиной городской среды, в том числе содержательно. Созданы колоссальные помещения для центра Cimdiņš. Когда в соцсетях вижу, как занимаются дети, испытываю очень тёплые чувства спокойствия и радость, что мы смогли создать для них наилучшие условия. Приятно, что появился детсад для самых маленьких Pienenīte. Вспомним, что во время ковида там были оборудованы временные помещения больницы. Можем гордиться Реабилитационным центром, где вентспилсчане могут получать дополнительные услуги. Мы также обещали горожанам родельбан, и он у нас уже есть, хотя рижане не хотели, чтобы мы привлекли к строительству трассы европейские деньги. Радуют дела, в которых самоуправление участвует вместе с жителями. Колоссально действует программа благоустройства дворов многоквартирных домов! В Риге во внутриквартальные дворы просто стыдно заезжать! А мы показываем, что многое можем сделать своими руками при поддержке самоуправления.
– Решается ещё одна острая нужда города – строительство жилья с арендой квартир.
– Над этой задачей мы работали очень долго, искали частных инвесторов. Но когда они начинали считать будущую прибыль, то теряли интерес к таким проектам. Мне кажется, нам удалось найти хорошую альтернативу. В программу Altum включилось предприятие Ventspils nekustamie īpašumi, взяв кредит под низкие проценты. Если всё получится как задумано, то предприятие сможет вернуть до 30% от взятого займа. Сейчас идёт техническое проектирование, надеюсь, что весной сможем начать строительство. В результате появятся 60 новых квартир.
– А что, по-Вашему, осталось несделанным?
– Трудно даже назвать, какие из обещаний избирателям остались невыполненными. Наверно, самоуправление могло бы ещё активнее использовать финансирование из европейских фондов. Когда я узнаю, что в Латвии остаются неосвоенными около 28 млн евро, становится грустно и приходит мысль, что, возможно, мы могли бы использовать эти деньги, сделав для жителей что-то ещё хорошее. Очень хотелось, чтобы вентспилсчане больше гордились своим городом и его достижениями, чтобы активнее участвовали в его развитии. Хорошую возможность предоставит новый бюджет соучастия, в котором предусмотрены до 100 тысяч евро на проекты инфраструктуры и поддержка каждого проекта составит до 30 тыс. евро. Будем ждать от жителей инициатив – что бы они хотели улучшить или создать в своём дворе, на своей улице.
– Партия Latvijai un Ventspilij существует уже 30 лет. Происходит ли смена поколений в её рядах? Увидит ли избиратель новые лица в списке кандидатов?
– Партия учитывает неизбежную смену поколений, и мы смотрим на новых людей, которые могли бы влиться в нашу команду. На каждом общем партийном собрании принимаем новых членов, в том числе молодых людей. Но это не значит, что новички сразу же получат должности. Надо многому учиться, расти в политике. В марте, когда начнётся подача списков кандидатов, вентспилсчане узнают, кого партия выдвинет на предстоящие выборы. Надеюсь, что, когда избиратель придёт на участок, он хорошо подумает, что выбрать – красивые, но неосуществимые обещания или сделанное для города. Борьба, конечно, будет острой. Но я надеюсь, что избиратель проголосует за обещания, которые выполняются и воплощаются в хорошие дела.
– Каким был нынешний созыв для Вашей семьи?
– Думаю, наша семья за эти четыре года стала ещё крепче. Нам пришлось пережить очень большие испытания. Мы сумели устоять твёрдо на ногах, не сломаться и идти дальше. Мне было очень трудно в самом начале, когда муж оказался в заключении, я должна была прежде всего уберечь Артура, который был совсем маленьким. Мне это удалось. Отец для него остаётся примером того, как надо жить и радоваться жизни каждый день. Я люблю наблюдать, как сын просыпается – ещё не открылись глаза, но уже появляется улыбка.
– Где черпали силы, чтобы выстоять в испытаниях?
– В любви, имеющей огромную силу.
Комментарии (0)