Арнис Фрейманис – особенный человек в редакции. Это наш коллега по обслуживанию компьютерных систем – всегда улыбающийся, отзывчивый и приветливый. Для него редакция стала первым серьёзным местом работы. Недавно он основал собственное предприятие ITEA Solutions и предлагает аутсорсинговые услуги. ИТ для Арниса – образ жизни.
Интервью с ИТ-специалистом: Не работа, а образ жизни
0– Как ты пришёл в ИТ-сферу?
– Кажется, всё началось с того, что я сломал компьютер отца. Папа был первым, у кого в нашей семье появился компьютер. Я тогда ходил в 8-й класс, и как-то раз, оставшись один дома, надумал поиграть. Включить сумел, а выключил, просто выдернув кабель питания. В итоге получил от отца нагоняй.
Никогда не думал, что увлекусь компьютерами. В детстве больше любил гонять на мопеде, мечтал работать в автомастерской. В школе учился плохо. Когда еле-еле окончил первый семестр в 9-м классе, понял, что настал последний момент подправить учёбу. И именно тогда родители подарили нам с сестрой компьютер, за что я им очень благодарен, ведь так и началась моя страсть к технике. Школу окончил, то было самое начало двухтысячных. Меня увлекало всё, что носило технический характер, я даже ходил в радиотехнический кружок при Доме творчества школьников. В то время сын нашего учителя активно общался в чате, который тогда был очень популярен. Я заинтересовался и так познакомился с первыми единомышленниками, которые тоже увлекались компьютерами. Интерес был настолько велик, что мы могли созваниваться в два часа ночи по обычному телефону, помогать друг другу что-то установить.
Я, конечно, многого тогда не понимал, но быстрыми темпами учился у других и самостоятельно. У меня уже был свой чат-канал #linux, где я делился знаниями. Мы до сих пор общаемся с некоторыми участниками того чата.
После основной школы поступил в Вентспилсскую среднюю школу бизнеса и информационных технологий. Она была похожа на профтехучилище и вскоре после моего выпуска прекратила существование. В школе мне было относительно скучно, на уроках информатики обычно сидел в чате и слушал одним ухом. Но я был единственным, кто получил за дипломную работу десятку: разработал продукт, похожий на теперь уже всем известный Э-класс; на тот момент мне и в голову не приходило, что его можно запустить как коммерческий продукт.
– Я так понимаю, Вентас Балсс стала твоим первым серьёзным местом работы?
– Да, устроиться в Вентас Балсс мне предложил участник чата, который сам из редакции уходил. Стоял 2006 год. Я был ещё совсем зелёный, но кое-что уже умел. Спрограммировал первый портал Вентас Балсс, который работает с 2008 года, а также вторую версию портала. Программирование освоил в основном путём самообучения, но это не совсем моё – предпочитаю администрировать системы. Когда я программирую, то ничем другим больше не занимаюсь. Я должен быть на 100 процентов в процессе. Мешает, если в тот же момент нужно отвлекаться на что-то ещё.
– Чем занимаешься как сисадмин?
– За эти годы я накопил хорошую базу знаний. Называю её стандартным ИТ-предложением для корпоративных нужд. Это поддержка пользователей, различные внутренние системы, виртуальные и физические серверы, компьютеры, внутренние телефонные станции, роутеры, коммутаторы, проводные и беспроводные сети, системы видеонаблюдения – всё, что имеет отношение к ИТ. Через деловых партнёров также помогаю клиентам найти различную технику.
Зачастую на предприятиях царит заблуждение – здесь особо поддерживать нечего. К сожалению, горькая правда в том, что люди осознают нехватку ИТ-специалиста только тогда, когда возникли серьёзные проблемы.
– И когда уже слишком поздно.
– Порой и так. Часто люди запускают ИТ-системы самостоятельно – мол, главное, чтобы работало. Но насколько хорошо они продуманны, есть ли резервные копии, как они создаются и где хранятся? Часто вижу, что, например, установлен сервер, а рядом – другое устройство с резервными копиями, или, в худшем случае, – резервные копии находятся на том же сервере. В случае короткого замыкания и возгорания оборудования резервные копии будут утрачены. Существуют риски, о которых люди даже не догадываются. Конечно, много чего можно сделать самому, посмотрев ролик в Ютубе, но всё зависит от нюансов. Кто-то может взломать внутреннюю сеть предприятия, а вы об этом даже не узнаете.
Иногда при аудите систем клиента вижу доисторические версии софта с рисками уязвимостей. Или старые, изношенные, неупорядоченные серверы. Риски могут быть разными. На плохо отконфигурированном устройстве кто-то с третьего раза может подобрать пароль. Нельзя пускать всё на самотёк. Важно, чтобы кто-то за всем этим следил. Рано или поздно оборудование и программное обеспечение устаревают, становятся небезопасными, несовместимыми с другим оснащением.
– Не бывает ли такое, что люди думают – ничего сложного, сами справимся?
– Да, но потом приходишь к клиенту, а у него стоит роутер LMT и рядом – TELE2. Когда спрашиваешь, зачем, поясняет: нам нужен один для гостей. И платит 30 евро одному оператору и 30 – другому, хотя всё это можно сделать одним подключением. Также часто вижу, как всем желающим предоставляется доступ к общей сети, где находятся критически важные данные предприятия.
Ещё важно следить за оборудованием. Например, в компании есть система видеонаблюдения. Кто-то что-то установил, проверил, записывает ли, и забыл. До того, пока что-то не произойдёт, например, кража. Подключаются к устройству, но оказывается, что жёсткий диск умер, устройство давно ничего не записывает. А с помощью системы мониторинга это можно было бы вовремя заметить и предотвратить. Также можно вовремя не понять, что кто-то из коллег подхватил вирус-шифровальщик, который зашифровывает важные данные. С продуманно разработанными ИТ-системами эти риски можно снизить.
– Я слышала, что айтишники говорят о каких-то китайских хакерах. Актуально ли это?
– В мире полно хакеров. И неважно, из России они или Китая. Вопрос в том, каковы их интересы и направления деятельности. На мой взгляд, одной из самых больших угроз на предприятии является конечный пользователь. Мошенники так наловчились, что даже опытный пользователь иногда не может отличить, какое электронное письмо является легитимным, а какое нет. Реальный случай: однажды человеку прислали ссылку для восстановления учётной записи электронной почты, и тот ввёл свои данные на фейковой странице. После этого преступник прочёл переписку и, сымитировав стиль письма человека, отправил письмо в бухгалтерию о необходимости произвести оплату, разумеется, на счёт мошенника. В более крупной компании, где счета измеряются тысячами, такое вполне возможно. В подобных ситуациях для обеспечения безопасности важна ИТ-поддержка.
– Как ты отдыхаешь? И есть ли вообще время на то, чтобы расслабиться?
– В принципе, нет. За все эти годы ни разу не брал отпуск дольше, чем на неделю. Даже если ничего не происходит, ты всё равно кому-то нужен. Но я привык. Когда отсутствую, одним глазом всегда смотрю в телефон – нет ли сообщений, заказов. Это часть моей жизни. Однажды решал срочную задачу клиента на заснеженной горе высотой в несколько километров. Обычно вспоминаю об этом с улыбкой. Единственное, от работы помогает отвлечься дочка, которая требует внимания.
– Есть ли у тебя хобби?
– Мне нравится всё техническое – собирать, создавать, чинить. Часто сам ремонтирую автомобили и другую технику, чтобы научиться чему-то новому. Хотя мелкие хобби быстро надоедают, ИТ-сфера – моё главное увлечение, которому верен уже двадцать лет.
Последняя страсть – предпринимательство. Я давно задумывался о собственной компании, но не был уверен, получится ли, сколько это будет стоить. Миллион вопросов, на которые нет ответов. Вообще в моей жизни всё происходит тогда, когда должно произойти. Я начал заниматься бизнесом благодаря стечению нескольких обстоятельств. И ни на секунду не жалею – мне нравится, я этим горжусь. На данный момент работаю на своём предприятии один и обслуживаю клиентов в Вентспилсе и крае, но в будущем надеюсь на расширение, потому что всё больше компаний понимают: финансово выгоднее выбирать ИТ-услуги на аутсорсинге, а не штатного специалиста.
Комментарии (0)