Нынешние пациенты семейного врача и педиатра Розалии Чипиги – это уже третье поколение вентспилсчан, которые считают её своим доктором.

Полвека врачебной практики педиатр и семейный врач продолжала семейную династию, оказывая помощь тысячам пациентов. Доктор Чипига говорит, что медицина для неё – и профессия, и хобби. На прошлой неделе она попрощалась со своим рабочим местом и своими пациентами, передав практику молодому семейному врачу.

С 1 июня пациентов Розалии Чипиги принимает молодая семейный врач Анита Невзорова. Адрес практики семейного врача – тот же, ул. Инжениеру, 60; номер телефона нового врача – 29299660.  

У многих вентспилсчан известие об уходе с работы Розалии Чипиги вызвало грустные эмоции и даже слёзы. Такие же эмоции переживает и сама доктор. Розалия Чипига передала своей преемнице около двух тысяч пациентов. Многие приписанные к её практике вентспилсчане знают её ещё как педиатра, к которому они водили своих детей. В последующие годы за медицинской помощью в кабинет Розалии Чипиги приходили выросшие дети её первых пациентов – уже со своими детьми.

Выросла в медицинской среде

Выбор профессии для Розалии Чипиги не был случайным. По её собственному признанию, она выросла в Вентспилсе в медицинской среде. Отец Армен Шаинян был врачом-терапевтом, руководил Терапевтическим отделением Вентспилсской больницы. Мама была медсестрой, долгое время работала старшей медсестрой Портовской поликлиники. Родители познакомились и поженились в Вентспилсе. Так что для Розалии Арменовны Вентспилс является родным городом. Она помнит, как много работал её отец. «Он был настоящим семейным врачом, хотя тогда таких должностей не было, – вспоминает Розалия. – Он оказывал услуги и терапевта, и офтальмолога, и ЛОРа, и педиатра, и даже гинеколога. Пациенты приходили к нему даже домой».

В те времена, когда практиковал Армен Шаинян, в больницах и поликлиниках не было такой современной медицинской аппаратуры, как сейчас. Да и врачи в повседневной практике особо не полагались на инструментальные обследования. Они видели состояние больного лучше всякого рентгена. Доктор Шаинян сам составлял лекарства для своих пациентов. «Хорошо, что у меня сохранился его блокнотик, куда он записывал состав микстур. Многие его пациенты приходили ко мне уже после того, как папы не стало, и просили выписать лекарство, которое им очень помогло», – рассказывает Розалия Арменовна.

«В душе я педиатр»

Половину своей профессиональной карьеры Розалия Чипига работала педиатром, а вторую половину – семейным врачом. На вопрос: что ей самой больше по душе? – она отвечает: «В душе я педиатр».

Профессию врача Розалия Чипига получила в Ленинградском Педиатрическом институте. После окончания вуза её направили на север Кировской области в России, где она была единственным педиатром в округе, работая и в больнице, и амбулаторно. Выбор врачебной специализации доктор Розалия объясняет так: «Во-первых, я люблю детей. А во-вторых, педиатр всегда видит плоды своего труда. Бывает, ребёнка выписывают из роддома в таком состоянии, что непонятно, что с ним будет дальше. Но если ты как врач правильно его ведёшь, а родители выполняют все предписания по уходу за ребёнком, то можно добиться очень больших успехов и из очень слабого младенца может вырасти совершенно здоровый человек».

Самого первого её пациента спасти не удалось. У ребёнка была тяжёлая форма энцефалита, и он долгое время ещё до прихода в больницу педиатра был без сознания. В начале 70-х годов, когда Розалия начинала свою профессиональную карьеру, врачи сами делали инъекции больным. Новорожденным детям часто уколы делали внутривенно в сосуды головы. Для молодого врача это было серьёзным испытанием. Ей пришлось учиться этому уже в детском отделении больницы. «Тогда дети лежали в больнице месяцами, особенно с воспалением лёгких и другими тяжёлыми инфекциями. Нередко за это время дети забывали своих родителей и бегали за мной, называя меня мамой, потому что меня они видели каждый день», – вспоминает врач.

Домашние визиты до позднего вечера

Вернуться в родной Вентспилс заставили семейные обстоятельства. Тяжело заболел отец, маме приходилось ухаживать за ним одной. Муж Розалии сразу согласился переехать жить в Латвию. Начинать в Вентспилсе пришлось с должности детского врача в школе и детском саду. Но спустя недолгое время освободилось место в Парвентской детской поликлинике, а ещё через некоторое время её пригласили работать в городскую детскую поликлинику на улице Уденс. Долгое время она совмещала работу в Детской поликлинике и школьным врачом.

В те годы распространённой практикой было посещение врачом больных на дому. Розалия Чипига вспоминает, что ей приходилось совершать ежедневно по 20-30 домашних визитов, а в периоды эпидемий гриппа – вдвое больше. Иногда с последнего визита возвращалась домой уже поздним вечером. Дома её ждали муж и трое детей. Присматривать за детьми в такие поздние рабочие вечера помогала мама. Болели, как и сейчас, в основном простудными и вирусными заболеваниями, зато инфекционных болезней тогда было больше, – вспоминает доктор. На вопрос: «Не боялись сами заразиться от своих пациентов?» – доктор отвечает: «Не было таких мыслей».

 «Что-то приобрели, а что-то потеряли»

Сравнивая педиатрию полвека назад с нынешней, доктор Розалия испытывает двоякие чувства: «С одной стороны, медицина ушла далеко вперёд, научились лучше выхаживать больных детей, снизилась смертность. Но с другой стороны, что-то потеряли». Опытная специалист говорит, что врачи утрачивают самостоятельность: «В те годы мы меньше полагались на инструментальные обследования, а больше доверяли своему опыту и знаниям». К новорожденным домой врач или патронажная медсестра приходили сразу после выписки из роддома, потом – через неделю, а если ребёнок был из группы риска или родился не очень здоровым, то посещали его до месяца, а уж после этого его приносили на приём. Если ребёнок заболел, то его посещали на дому через каждые три дня, потому что у детей состояние меняется очень быстро и часто не в лучшую сторону». Ей нравилась коллегиальность в работе: в сложных ситуациях врачи принимали решения после коллективного обсуждения.

К чему доктор Розалия так и не смогла привыкнуть, так это к лечению по телефону, особенно распространившемуся в пандемию ковида. Не очень нравится то, что слишком много времени отнимает бюрократия, двойной учёт больных в электронном и письменном виде. Отведённых нормативами 15 минут на одного пациента, по мнению доктора, недостаточно, особенно для тяжёлых и хронических больных.

Передала пациентов в надёжные руки

Первый сертификат семейного врача Розалия Чипига получила около 30 лет тому назад. В её практике, кроме детей, появились взрослые и пожилые пациенты. К ним требовался иной подход, чем к детям. «Хронические болезни, приобретённые за целую жизнь, вылечить невозможно. Но помочь больному, улучшить его состояние – в этом задача врача», – считает семейный врач. Она знает, как важно поговорить с пациентом, успокоить его. Ведь больной ловит не только каждое слово, но и каждый взгляд врача, пытаясь найти в нём надежду на скорейшее выздоровление.

Розалия Чипига считает, что в должности семейного врача ей очень помог и пригодился опыт педиатра, так как со многими своими пациентами она знакома с их детского возраста. «Знание того, чем болел пациент в детстве, чем болели его родители, как относятся в семье к детям, позволяет получить точный анамнез, понять возможные риски», – рассказывает доктор Розалия. Её пациенты привыкли к искренней заботе своего семейного доктора. Кроме приёма, она обязательно позвонит несколько раз больному пациенту, чтобы справиться о его самочувствии.

К выходу на пенсию Розалия Чипига готовилась несколько лет, тщательно подыскивая себе смену. С ней работали несколько врачей-резидентов*. Недавняя резидент, а теперь уже самостоятельный семейный врач Анита Невзорова работала с Розалией Чипигой полтора года, знакомясь со своими будущими пациентами. За время резидентуры молодая врач стала мамой.

Доктор Розалия уверена, что своих пациентов она передала в надёжные руки. Тем более, что с Анитой Невзоровой остаётся работать помощник врача Дайна Рулле, которая многие годы работала с доктором Чипигой.

*резидент – это врач, закончивший медицинский институт и завершающий программу последипломного образования; резидент работает под надзором сертифицированного врача-наставника.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: