Специалист по поддержке бизнеса и туризма Вентспилсского края ДАЦЕ КОЛАТЕ поставила одной из своих основных трудовых целей помощь в создании умных деревень, а также улучшение диалога самоуправления с предпринимателями. Колате убеждена, что сотрудничество является ключом к развитию. Однако пока местные довольно вялые.
Интервью с Даце Колате: Пора начинать говорить
0– Какова Ваша зона ответственности в Вентспилсском крае?
– Я специалист службы поддержки в сфере бизнеса и туризма. Когда заступала на должность, думала, что буду только специалистом по вопросам бизнеса, так как туризм был мне совершенно чужд. До этого шестнадцать лет проработала в банке, потом участвовала в проектах Вентспилсского парка высоких технологий. Бизнес всегда был вокруг меня, это сфера, которую я знаю. Должна признаться, одно из моих первых образований, о котором я редко говорю, хотя с годами ценю всё больше, – это специализация хозяйки сельского дома. Я окончила Лайдзеский сельскохозяйственный техникум, где изучала растениеводство, кулинарию, шитьё, рукоделие и, конечно же, сельское хозяйство, и имею сертификаты по всем этим категориям. Курс был разработан так, что даже если после выпуска мы не создадим своё хозяйство, сможем работать по одной из упомянутых профессий. Сейчас, когда я рассказываю об этой программе профессионального образования, многие говорят: такая нужна и сегодня! По идее, сейчас, если бы мне было меньше сорока лет, я могла бы начать любой сельскохозяйственный проект. И это образование, как ни странно, помогло мне даже в банковском деле.
Позже я получила высшее образование в сфере бизнеса, менеджмента и организации, но сейчас занимаюсь тем, что мне нравится и что у меня хорошо получается. Я также предприниматель. На данный момент у меня такой комплект опыта, что могу делать то, что нравится и что получается, таки образом внося свой вклад. Новым для меня является только туризм, но за год работы на нынешней должности сформировалось видение того, что и как нужно делать.
– Мы часто слышим, что частный сектор переманивает работников из государственного, но, слушая Вас, понимаешь – бывает и наоборот.
– Да, попадая в госуправление, на многие вопросы смотришь иначе, чем те, кто работает в нём годами. Однако не следует воспринимать это как упрёк, ведь, надо признать, мне пришлось осознать нюанс, что госуправление не должно работать как предприятие, у него совсем другие цели. Только средства их достижения во многих случаях могут быть схожими, и частная сфера учит использовать эти инструменты более эффективно и целенаправленно. При встрече с предпринимателями слышу фразу: муниципалитет нам ничего не даёт. Я могу идентифицировать себя с обеих сторон и сказать, что мы не можем только ждать от муниципалитета, надо также что-то делать самим. Причина, по которой я загорелась умными деревнями, заключается в том, что понимаю – нужно начинать работать вместе! Я сама сельчанка, родом из Усменской волости, где имею имущество, а ещё я муниципальный служащий и предприниматель. Чувствую себя во всех этих ролях хорошо, поэтому считаю, что нужно объединяться и поддерживая друг друга, сотрудничая, а не конкурируя.
– Также важно конкурировать, но способны ли мы делать это целесообразно?
– Нет – эмоции берут верх. Нам надо учиться слушать, мы должны уметь объяснять, также важно правильно воспринимать критику. Учиться надо, нельзя попасть в ловушку убеждения, мол, я и так всё знаю, или, что ещё хуже, – я знаю лучше всех. Следует отличать конструктивную дискуссию, включающую критику, от личных оскорблений. Но часто мы их путаем. Моё поколение и постарше, а также чуть более молодые люди не очень хороши в культуре обсуждения. Большинство из нас выросло в то время, когда нам не разрешалось думать самостоятельно, не говоря о том, чтобы высказывать свои мысли или задавать вопросы и критиковать единственно правильное мнение. Складывается ощущение, что это всё ещё с нами.
– С этим можно частично согласиться, но и среди людей одного поколения некоторые готовы к дискуссии, а другие нет. Может, причина не в поколениях?
– Одни растут и готовы меняться, а другие топчутся на месте. Есть те, кто видит только проблемы, и те, кто сразу находит несколько решений. Также, говоря о своей работе в Вентспилсской краевой думе, допускаю: кто-то может подумать, что я поступаю неправильно, но у меня было своё видение, когда я заступала на должность.
– Какое?
– Налаживание сотрудничества и вовлечение предпринимателей в работу муниципалитета. Кроме того, взаимодействие должно быть концептуальным – открытым и в то же время формализованным. Нужна структурированная основа для сотрудничества. Оно не может быть эпизодическим и хаотичным.
– Удалось ли что-то воплотить?
– Пока нет, я всего год на этой должности. Кроме того, начала работать во время пандемии, когда всё происходило удалённо. На мой взгляд, главное – не торопиться и не изобретать велосипед, а, почувствовав специфику региона, реализовать наиболее подходящую модель сотрудничества. Да, можно изучить, как делают соседи, но нельзя слепо их копировать. На мой взгляд, нам нужно общество предпринимателей. Кстати, умные деревни тоже поспособствуют участию предпринимателей. Глядя на то, что сейчас происходит в Анце, да и в Юркалне, где тоже есть основы для создания умной деревни, становится ясно, что у волостей желание есть. В то же у жителей нет необходимой информации, поэтому её надо предоставлять. И я рада за тех, кто уже это делают.
Но не всё так просто: в сёлах, где процесс уже запущен, жители говорят: да, мы собрались, но ничего не получилось! Тогда я отвечаю: надо продолжать, потому что никогда не будет так, что все сразу откликнутся и захотят сотрудничать. Во-первых, нужен лидер, который соберёт всех вместе. В случае Анце это Лорета и Рейнис Пыжики.
– В деревне, где хоть и мало людей, у всех своя голова на плечах, и прийти к единому мнению непросто.
– Да, но надо понимать, что мы не должны быть одинаковыми. В разнообразии тоже сила. Однако мы часто совершаем ошибку, ожидая, что все будут мыслить в одном направлении. Когда у каждого свои сильные стороны, это даёт импульс коллективу. Но главное – преодолевать точки кризиса, разногласий, или расхождений во мнениях. В ходе обсуждения можно увидеть незамеченные ранее точки зрения и решения. Если перешагнуть через это, то всё будет в порядке. Мы поняли это из опыта Алсунги.
Ещё важно изложить свои планы, видение на бумаге. Эти знания идут из частного бизнеса, где важно планирование. Нужен план и контроль его выполнения. Если мы не можем осуществить план, то надо искать причины, почему. Поэтому необходимым условием для умных деревень является умение написать стратегию, составить видение и осуществить планирование. Я надеюсь, что процесс умных сообществ сподвигнет к разговору и предпринимателей.
– Но, глядя реально и практично, – что именно муниципалитет может дать предпринимателям?
– Многое. Поддержку, в том числе проведение информационных мероприятий, поощрение людей к открытию собственного дела путём консультирования. Что касается сферы туризма, то, на мой взгляд, очень важно сотрудничество между Вентспилсским краем и городским Центром туристической информации (ЦТИ). Руководитель вентспилсского ЦТИ очень профессиональна, и она поддерживает регионы. Остаётся только сотрудничать и помнить, что нельзя тянуть одеяло в свою сторону.
– Почему сейчас актуальны умные деревни – дело в моде или есть и практическая польза?
– Это не просто мода, умные деревни тесно связаны с привлечением финансирования из европейских фондов в предстоящий период планирования. Насколько мне известно, конкурсы на новые проекты пройдут этой осенью. Если будут признаки умной деревни, то поддержка останется на уровне 90%. Если признаков нет, то интенсивность поддержки по этим проектам будет ниже.
– Предприниматели приходят и просят совета?
– На самом деле, нет. Приходится стучаться в дверь каждого. Я думаю, что мы, как муниципалитет, должны проявить инициативу и собрать предпринимателей края. Надо создать вышеупомянутое общество. И я надеюсь, что проявят инициативу крупные компании, ведь кто может научить лучше, нежели тот, кто уже съел пуд соли. Следует также помнить, что, хотя мы часто хотим отделить предпринимательство от общественной и культурной жизни, в действительности такое строгое разделение не работает. Самостоятельность отраслей и территорий могут себе позволить только большие города. А в волостях, если нет культурной жизни, нет спорта, нет детского сада, нет доступного жилья, все идёт по цепной реакции. Предпринимателю нужны люди. Кроме того, важным принципом, основанным на скандинавских ценностях, является ответственность предпринимателей перед местным сообществом. Поэтому, думаю, в первую очередь следует обращаться к крупным предпринимателям.
– Но как вывести предпринимателя на разговор? Ведь многие говорят: я ходил на дискуссии, но ни одна из моих идей не была учтено!
– Это если он приходит один. А когда предприниматель представляет организацию, если за ним стоят другие бизнесмены, при условии, что он участвует в заседаниях, комиссиях, представляет не только своё мнение, но и мнение нескольких предпринимателей, то оно будет иметь другой вес. Потому что мы, просто сидя за столом, не можем знать всего, что нужно краю, в том числе, что нужно предпринимателям. Если предприниматель приходит один, слушает один и предлагает один, вес влияния будет намного меньше, чем если бы он выступил в качестве единой представительской силы. Предприниматели должны присутствовать на заседаниях комиссий и комитетов, особенно связанных с бизнесом. Кроме того, пандемия дала нам дополнительные возможности, стирая такое препятствие, как расстояние. Мы начали использовать цифровые платформы, которые сокращают время на дорогу, потребление топлива и расширяют возможности обсуждения и взаимодействия.
– Существует скептическое мнение, что на селе вообще невозможно развитие, будет продолжаться депопуляция, а концентрация жителей в городах увеличится.
– В сельской местности есть потенциал, хотя бы в сфере туризма. У нас такая природа! Можно просто сидеть и смотреть на луг, озеро, лес. А ещё мы можем гордиться продукцией, которая производится в крае и которую могли бы закупать не только другие волости и города, но и, в результате тендеров, самоуправления. Также в этом году у домашних производителей будет возможность бесплатно участвовать в выставке Riga Food. Однако для этого необходимо сформировать корпорационные сообщества. Если таковых не будет, мы не сможем воспользоваться многими возможностями, которые откроются в ближайшем будущем.
– Ладно, приедет один рижский хипстер, погуляет по болотным тропам, съест привезённый с собой бутерброд, сядет в машину и уедет в Ригу, оставив за собой мусор. Что от этого получит край?
– Ничего! Поэтому надо думать о том, как управлять нашими тропами. Возможно, не все они должны быть бесплатными – стоит подумать о взимании платы. Кто-то может накормить этого туриста, кто-то – предоставить ночлег, чтобы человек сразу не уехал. Так, на базе этого, постепенно будет развиваться малый и средний бизнес. Самоуправление может создать инфраструктуру и предложения для привлечения туристов, а остальное – в руках бизнесменов, которые кормят, размещают и развлекают. Кстати, край подал заявку на проведение Дней домашнего кафе. Это будет пробное мероприятие, 19 или 26 августа.
– Каковы условия участия?
– Всё, что нужно, это желание. Подать заявку может любой житель любой волости края. Также будет организовано обучение для тех, кому это нужно. С теми, кто боится, своим опытом готова поделиться Тайга Реке, которая уже несколько лет участвует в Днях домашнего кафе. В бюджете мы предусмотрели финансирование для обеспечения рекламы мероприятия. Если кто-то из Вентспилса хочет принять участие, тоже можно. Организуем мы, но приглашаем к участию и вентспилсчан. Давайте делать вместе!
Комментарии (0)