Возможно, оставленные на интернет-порталах анонимными пользователями желчные комментарии не раз заставляли читателей задуматься, что движет такими людьми. Вентас Балсс разбиралась в ситуации.

Действительно ли аноним?

Как Вентас Балсс рассказал специалист ИТ, председатель правления ООО Молипс Алекс Фишмейстер, «при захождении пользователя почти на любой сайт, где можно оставлять комментарии, серверы регистрируют IP-адрес комментатора, что позволяет соответствующим учреждениям, если зафиксировано нарушение, в ходе расследования идентифицировать виновное лицо. Это всё равно, что заснять на видеокамеру номер автомобиля, водитель которого нарушил правила». Но не всегда всё так просто, поскольку доказать, кто оставил комментарий с конкретного компьютера, не сразу удастся. Особенно, если доступ к компьютеру имеет большое число людей, как например, в школе, интернет-кафе и т.п.

 

Комментарий может быть напечатан также пользователем бесплатного Интернета, доступного в определённых местах города. Директор Дигитального центра Эгон Спалан утверждает, что «в таких точках тоже ведётся видеонаблюдение и сохраняются технические данные о компьютерах, планшетах, смартфонах, с которых осуществлялся выход в Интернет, а также фиксируются все действия, совершённые пользователями».

 

Дигитальный центр часто сталкивается с последствиями оставленных анонимами комментариев. По просьбе правоохранительных органов, центр предъявляет вещественные доказательства для расследования и выяснения обстоятельств, при которых были совершены различные нарушения. По словам директора Дигитального центра, инциденты, вызванные действиями анонимных комментаторов в интернет-среде, в основном связаны с высказываниями, затрагивающими честь и достоинство. Такие эпизоды зачастую классифицируются и расследуются в соответствии с Гражданским законом, наравне с разжиганием национальной, этнической и расовой вражды, а также другими, уголовно наказуемыми нарушениями.

 

Что касается тех, кто публикует анонимные комментарии негативного характера из дома, ниточкой, которая и приведёт к правонарушителю, может стать договор о предоставлении интернет-услуг.

 

Остаются безнаказанными

Старший специалист по вопросам общественных отношений и сотрудничества Курземского регионального управления Госполиции (ГП) Сигне Штейнберга говорит, что каждый случай следует рассматривать в индивидуальном порядке, но, если полиция констатирует нарушение, пользователя могут призвать к административной, а порой и к уголовной ответственности. Люди подают в полицию заявления по факту размещения в интернет-среде оскорбительной информации. Бывали случаи, когда полиция, получив информацию о ярко выраженных угрозах в социальных сетях, незамедлительно реагировала и производила задержание лица для выяснения всех обстоятельств.

 

Полиция до сих пор расследует случай, когда на портале оскорблялся педагог. Потерпевший обратился в полицию, на основании чего был возбужден уголовный процесс. Позднее по IP-адресу установили лицо, оставившее оскорбительные комментарии. Сигне Штейнберга утверждает, что виновным оказался некий школьник. Хотя подобные случаи уже имели место быть, никто так и не понёс реального наказания. Полиция отмечает, что в Латвии соответствующее законодательство не урегулировано в полной мере.

 

Уровень культуры

По мнению директора Дигитального центра, комментарии в интернет-среде отображают истинное лицо общества, а видимая анонимность вселяет пользователям чувство уверенности, и они не боятся острых высказываний. Чтобы найти решение проблемы, следует повышать уровень культуры общества в целом. По его мнению, ограничение возможности комментирования в Интернете создаст лишь видимость того, что всё в порядке, но не решит проблему по сути.

 

Спалан считает, что после введения регистрации на порталах брызжущих желчью комментаторов, несомненно, станет меньше. По его мнению, чтобы окончательно искоренить случаи оскорбления людей в интернет-среде, следует ввести модерированное размещение комментариев, что подразумевает под собой просмотр и утверждение или отклонение редактором или модератором портала каждого комментария, прежде чем он станет виден другим пользователям.

 

Куда обращаться за помощью

Если в виртуальной среде высказываются обвинения, грубости или публикуется любая другая оскорбительная информация, Сигне Штейнберга напоминает, что каждый житель имеет право в гражданском порядке обратиться в суд; в отдельных случаях, связанных с противозаконным использованием личных данных, можно обращаться в Госинспекцию данных.

 

За оскорблениями стоит скрытая злость

Антонина Зеберга, психолог, экзистенциальный психотерапевт: Слово маска в переводе означает лицо, поэтому прослеживается связь с личностью. Выбор никнейма многое говорит о человеке – это показатель того, как он хочет себя преподнести, каковы его взгляды на жизнь, ценности, моральные устои. Легче и увереннее человеку выразить свои взгляды, скрываясь под маской, так как главное, в чём нуждается человек, – безопасность. Если он не чувствует себя в безопасности, он будет больше прятаться, однако шило в мешке не утаишь.

 

За оскорблениями в Интернете стоят скрытые эмоции, желания, нужды человека, которые он не может или не умеет удовлетворить в реальной жизни. Взять хотя бы пример с соседом. В жизни мы решаем возникшие проблемы, скажем, если нам мешает музыка у соседа, мы просим сделать потише. Но это просит от человека определённой психологической зрелости и уверенности в себе. Желания и нужды человека кроются в его эмоциональном состоянии. Нас волнует происходящее вокруг, а в случае неприятной новости или события в нас просыпается злость и раздражение. Тогда некоторые, будучи не в силах выразить свои мысли и чувства, выливают всё, что накипело в интернет-среде.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: