Правительство умышленно уничтожило систему стройнадзора в стране, помимо прочего реорганизовав, а фактически ликвидировав в 2009 году государственную стройинспекцию, - на очередной пресс-конференции свое мнение высказал мэр Вентспилса Айварс Лембергс (Латвии и Вентспилсу).
Лембергс: «Правительство умышленно уничтожило систему стройнадзора»
0В 2009 году занимавший на то время пост министра экономики Артис Кампарс (Единство) и правительство Валдиса Домбровскиса (Единство) решили реорганизовать государственную стройнспекцию, чтобы усовершенствовать систему контроля за строительством, устранив дублирование функций между государством и самоуправлениями. Таким образом планировалось сократить бюрократию в строительной сфере и тем самым сэкономить в 2010 году 411 000 латов.
Зав. отделом архитектуры и градостроительства Вентспилсской гордумы Марис Боже на пресс-конференции оспорил утверждение, что функции государственной стройинспекции и муниципальных строительных управлений дублировались бы.
Государственная стройинспекция была реорганизована, а ее функции были поделены и переданы Центру защиты прав потребителей, Министерству внутренних дел и Комиссии по регулированию общественных услуг: «Уже это указывает на то, что обязанности или функции госстройинспекции никак не пересекались с самоуправлениями, ведь если бы так оно и было, то никому ничего не пришлось бы передавать», - подчеркнул Боже.
Лембергс же на пресс-конференции указал на то, что 16 декабря 2010 года Госконтроль в своем официальном заключении заявил, что после ликвидации госстройинспекции контроль за строительным процессом в Латвии в целом стал слабее, а недостатки в законах и действиях ответственных органов негативно сказались на безопасности потребителей. Более того, эта ликвидация не привела даже к планировавшейся экономии госсредств.
Боже также заявил, что госстройинспекция играла важную роль в контексте малых самоуправлений: «Есть же разница между крупными городами с крупными службами и соответствующими специалистами и малыми самоуправлениями, где фактически вообще нет стройинспекторов — один строит, один контролирует и он же принимает объект. Тот факт, что госстройинспекции больше нет, действительно является упущением, ведь ее важнейшей задачей было проведение экспертизы стройобъектов. С 2009 года изменили пункты в нормативных актах, и теперь это уже лицензированная сфера — тот, у кого есть сертификат или лицензия, может провести эту экспертизу».
«Фактически одно бюро разрабатывает технический проект, переходит через улицу к соседу, он уже проводит экспертизу, на следующий день они меняются. Это такая сделка, в которой экспертиза занимает один листочек, вне зависимости от вида объекта — магазин ли это или промышленный объект. Раньше такого не было, поскольку надо было проверять каждую часть стройобъекта. Для всего требовалась экспертиза, информация обобщалась, а затем уже принималось финальное заключение. Теперь ничего подобного нет — на листе А4 написано, что все соответствует нормам и можно утверждать», - говорит Боже.
Строительное управление самоуправления не может не утвердить стройобъект, если имеется положительное заключение экспертизы и выполняются требования, которые может предъявлять строительное управление.
Боже указал на важный недочет в нормативных актах, которые с 2011 года уже не вынуждают подавать в строительное управление внесенные непосредственно во время строительного процесса изменения технического проекта, связанные с решениями для несущих конструкций. Также больше не требуется и повторная экспертиза.
«Люди получают разрешение на строительство, начинают строить, а дальше в процессе строительства заказчик начинает оптимизировать решения — вместе с проектировщиком меняют важные технические решения для несущих конструкций. Нормативные документы больше не заставляют подавать эти изменения в строительное управление и проверять их снова», - говорит Боже. Эти изменения можно вносить в рамках авторского надзора. Именно из-за этого строительное управление самоуправления нередко констатирует изменения в техническом проекте только тогда, когда объект уже сдается в эксплуатацию.
Подавать изменения в техническом проекте в самоуправление нужно в том случае, если меняется внешний вид объекта.
«Не говорю, что госстройинспекция была очень сильная и мощная, но все же лучше, если она есть, чем ее нет вообще», - подытожил Лембергс.
Комментарии (0)