Вентспилс не стал исключением в общей тенденции, неизменно наблюдаемой в латвийских школах в последние годы. Как и у других, у нас в школах тоже распространён моббинг, или психологическое насилие по отношению к отдельным ученикам или даже учителям. Самый верный способ противостоять моббингу – говорить об этом.

Не так давно в 6-й средней школе произошёл неприятный случай: ученица 8-го класса пыталась спрыгнуть с крыши трёхэтажного здания школы. Этот случай подтвердила директор Занда Бите. К счастью, намерениям школьницы удалось помешать благодаря тому, что кто-то из учеников увидел девушку на крыше и моментально сообщил об этом взрослым. Школьницу удалось вернуть с крыши в помещение. В причинах того, почему девушка решила забраться на крышу и сброситься вниз, сейчас пытаются разобраться как правоохранительные органы, так и медики.

Директор категорично отвергает предположение о том, что в школе распространено длительное эмоциональное преследование отдельных учеников. Она также сообщила, что девушка является предметом особого внимания со стороны педагогов на протяжение нескольких лет. «Мы работаем с этим случаем. Почему она так поступила – это выяснят специалисты», – добавила Занда Бите. Подробностей директор не открыла, сославшись на защиту частной информации. Могло ли иметь место психологическое насилие по отношению к этой девушке в стенах школы, – этого директор школы не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть. «Мы разговариваем со всеми вовлечёнными сторонами и сотрудничаем с учреждениями, доступными в нашем городе, привлекая специалистов», – добавила Занда Бите.  В помощь ученикам и педагогам в школе работают психолог, социальный педагог и группа поддержки.

В распоряжении редакции есть информация о том, что по крайней мере две семьи учеников 6-й средней школы на прошлой неделе обращались к самоуправлению с просьбой обеспечить консультации психологов их детям, подвергающимся психологическому насилию в школе. «Есть отдельные ситуации, которые требуют оценки и соответствующих действий», – признаёт и заведующая Управлением образования Яна Баканауска. Она информирована о девушке, пытавшейся спрыгнуть с крыши. «К расследованию привлечены специалисты, которые оценивают конкретный случай, и разрабатывают дальнейшие превентивные действия, чтобы подобные случаи предотвратить», – пояснила Баканауска. На вопрос: есть ли у Управления образования тревожность в отношении психологического климата в 6-й средней школе? – Баканауска ответила, что в каждом учреждении образования есть свои вызовы, и похвалила 6-й школу за активное сотрудничество с городскими службами.

Профессионалы не считают моббинг, или психологическое насилие в обществе, чем-то новым и ранее небывалым. Психолог Диана Занде приводит данные о первых исследованиях моббинга в 70–80-е годы прошлого века в школах Швеции. Свою историю это явление имеет и в Латвии. В качестве примера психолог приводит рассказ Яниса Порука Драка у Книпски, написанный им в конце XIX века! В наше время импульс моббингу придали информационные технологии, позволяющие, с одной стороны, учиться насилию, а с другой стороны, – использовать Интернет для публичного и безнаказанного психологического террора.

Взрослые должны помочь детям

Диана Занде, психолог:

– Одиночные случаи нападения – морального или физического – одного ученика или группы учеников на одноклассника – это ещё не моббинг. О моббинге можно говорить при регулярных нападениях. Нападающий всегда имеет бόльшую власть, чем тот, кто подвергается нападению. Жертва моббинга – будь то ребёнок или взрослый – не имеет возможности защищаться. Жертва постоянных преследований чувствует себя всё хуже и хуже.

Моббинг всегда имеет несколько вовлечённых сторон: тот, кто нападает, тот, на кого нападают, и свидетели – те, кто стоят в стороне и наблюдают, не вступаясь за жертву. Самое ужасное в том, что взрослые, как правило, не знают о том, что их дети подвергаются насилию в школе. Дети боятся признаваться в этом из-за страха, что будет ещё хуже и насилие усилится. В свою очередь, те, кто наблюдают, боятся сообщать, что в их классе происходит нечто подобное, чтобы самим не стать жертвами моббинга.

Положить конец моральному или физическому преследованию в школах должны взрослые. Хватит списывать всё на возраст детей – мол, кто в эти годы не дрался! Надо осознанно признать, что дети совершают насилие друг против друга, и что это не допустимо! Родители и учителя – те, кто видят детей каждый день, – обязательно заметят, что ребёнок вдруг замкнулся в себе, стал хуже учиться, чаще болеть или жаловаться на боль, избегать публичных мероприятий, выглядит измученным, часто плачет, не хочет идти в школу, становится злым. Взрослые должны подмечать любые изменения, происходящие с ребёнком.

Следующий шаг – разговаривать. Находить для этого время и выслушивать своих детей. Если выясняется, что в школе или в классе действительно имеет место насилие, необходимо однозначно и твёрдо дать отпор этому явлению, громко заявить, что насилие не допустимо и требует осуждения! Родители и учителя должны объединиться в своей решимости помочь детям. Причём помощь нужна не только жертвам насилия, но и тем, кто молча стоит в стороне, а зачастую – и тому, кто сам проявляет насилие.

Читай еще

Комментарии (4)

  • -2
    Toljan 10.02.2023, 14:36:20

    По психологу получается- пока не убили - проблемы нет и ничего делать не надо. Слов нет!!!!!

  • -2
    мнение@ 10.02.2023, 15:01:27

    Директор категорично отвергает предположение о том, что в школе распространено длительное эмоциональное преследование отдельных учеников.
    ‐-----------
    Бред. Как можно тем более категорично утверждать оное ? Ну не может директор знать абсолютно всё что происходит в стенах её школы.
    И ещё - когда я учился в школе, обстановка была дружнее, особенно внутри класса. Драки если и случались то только на дискотеках. И не помню чтобы кто-то на кого-то сильно наезжал эмоционально. И я не помню что пока я учился кто-то пытался покончить жизнь самоубийством. Тем более прыгать с крыши школы. Да и к учителям было более уважительной отношение чем сегодня.

  • -1
    зайка 11.02.2023, 10:56:31

    Есть ещё один такой нюанс. С тех пор как в парвенте прикрыли среднее образование, школьники из парвенты вынуждены ездить на учёбу в 10-12 классы в городские школы (2, 4 и 6 средняя). Так вот не понаслышке знаю что к таким ученикам одноклассники очень часто относятся высокомерно и пренебрежительно.

  • 0
    Jaaa не Jaa. 13.02.2023, 10:55:27

    Один раз -насилеие это нормально?Это не моббинг и об этом можно не говорить?Психолог,что вы пишите?

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: