Незамерзающая гавань обеспечивает круглогодичную навигацию в Вентспилсском свободном порту и является одним из главных его преимуществ.
Порт, свободный ото льда
0История Вентспилсского порта свидетельствует, что более ста лет тому назад – в конце 19-го века, когда правительство царской России решило построить в Виндаве порт для экспорта своего зерна, сибирского масла и других товаров, одним из главных аргументов при выборе места строительства стала незамерзаемость бухты в устье Венты. В зимние месяцы, когда лед сковывал порты Рига, Таллинн и Санкт-Петербург, из Вентспилса продолжали отправляться на экспорт российские товары.
Это же преимущество Вентспилсского порта используют и современные перевалочные терминалы. В суровые зимы, когда большую часть Балтики сковывает сплошной тяжелый лед, Вентспилс пользуется дополнительным спросом у грузоотправителей. Две прошлые зимы были как раз такими. Финский и Рижский заливы замерзли, и многие суда заворачивали в Вентспилс.
«Число судов, заходивших под погрузку минеральными удобрениями в феврале и марте, было на 40–50% больше, по сравнению с обычными зимними месяцами», – говорит финансовый директор АО Калия паркс Дайнис Трейманис. Прошлой зимой, благодаря тому, что Финский залив несколько месяцев был непроходим для судов, а ледоколы не справлялись с прорубанием водного пути в толще льда, Вентспилс получил около 100 000 тонн угля, перенаправленного из российского порта Усть-Луга, – рассказал помощник управляющего Вентспилсского свободного порта (ВСП) Гунтис Тирманис.
Согласно информации в Лоции Балтийского моря, «первый лед, как правило, появляется в заливах и бухтах, глубоко вдающихся в берег». Первое появление льда в Финском заливе происходит в среднем в последней декаде ноября. В середине января отмечается появление льда в районе острова Готланд и порта Таллинн. Льдообразование в Рижском заливе начинается обычно с Пярну в середине декабря и распространяется вдоль северо-восточного побережья залива, откуда постепенно смещается к западу и юго-западу. «В открытом море, а также в открытых частях заливов обычно наблюдается дрейфующий лед, состоящий из битого льда и ледяных полей, перемещающихся по направлению ветра. Максимальное развитие ледяного покрова отмечается в конце февраля–начале марта», – читаем в Лоции Балтийского моря.
Ледовая ситуация на Балтийском море хорошо видна на специальных ледовых картах, которые теперь доступны в Интернете. Службы Управления ВСП пользуются ледовыми картами Финского института метеорологии.
На карте обозначены названия ледоколов, работающих в портах Балтийского моря. В районе портов Санкт-Петербурга работали по меньшей мере девять ледоколов. Однако и они не успевали расчищать путь всем судам. Многие танкера, сухогрузы и паромы застревали на несколько дней во льду. Это создавало дополнительные проблемы грузовладельцам, которые не могли своевременно доставить товары покупателям. Следует добавить, что использование ледокольной проводки судов в несколько раз удорожает портовые услуги. Платить приходится грузовладельцам, поэтому для них выгоднее в зимние месяцы использовать порты, свободные от сплошного льда.
Дрейфующие льды и ледовая крошка, смешанная со снегом и водой, которые образовывались прошлой суровой зимой у берегов Вентспилса, не представляли препятствий для судов, заходивших в наш порт.
Посмотреть ледовую карту Балтийского моря.
Вента не дает замерзнуть
Арвидс Букс
капитан Вентспилсского порта
- Мне посчастливилось работать в порту, свободном ото льда. Эту замечательную особенность нашему порту обеспечивает Вента с ее достаточно сильным течением. В особенно морозные зимы, когда у берегов Вентспилса образуется тонкий новый лед, заходящие в порт суда легко разбивают его, а течение Венты уносит в море. Если в порту нет интенсивного движения судов и при больших морозах образуется лед, достаточно помощи буксиров, которые пройдясь по аванпорту, ломают его на куски, а дальше уж Вента делает свое дело. При длительном и сильном северном, северо-западном ветре, которому течение Венты не может противостоять, с моря в аванпорт наносит куски льда, смешанные со снегом. Но они не доставляют движению судов длительных и сколько-нибудь серьезных проблем. При смене ветра куски льда с течением Венты уносит обратно в море. В порт, свободный ото льда, могут круглый год заходить суда как ледового, так и неледового класса. Это выгодно фрахтователям, так как не требует от них дополнительных расходов. Судовладельцы знают, что в Вентспилс можно посылать любые суда круглый год – порт работает в одинаковом режиме как летом, так и зимой, чего не скажешь про Рижский порт, где в суровые зимы работает ледокол. Прошлой зимой попавшие во льды в Рижском заливе суда ждали ледокола по целой неделе.
Существует легенда, что более ста лет тому назад был случай, когда зимой из Вентспилса на лошадях и санях ездили по льду на остров Готланд. Не знаю, насколько эта легенда правдива. В любом случае за всю историю порта ледоколов здесь не было.
Весной в период ледохода капитан порта издает распоряжение о размещении судов в порту, потому что большие глыбы льда, которые с силой и шумом нагромождаясь друг на друга, идут по реке, могут повредить или даже оторвать плохо закрепленные суда. По распоряжению капитана порта, суда должны быть закреплены дополнительными швартовыми и стоять с заведенными двигателями, чтобы быть готовыми в случае опасности выйти в море. В последние лет шесть не было необходимости издавать распоряжения во время ледохода, так как льда либо не было вообще, либо он не представлял никакой опасности.
В суровые зимы куски льда прибивает к берегу в зоне городского пляжа. Они нагромождаются и сцепляются друг с другом, образуя торосы. Некоторые смельчаки отправляются гулять по льду в море. Это очень опасно, потому что в отдельных местах льдины могут быть не скреплены между собой и есть риск провалиться в воду.
В открытом море в суровые зимы образуются ледовые поля, которые опасны лишь для небольших судов. А крупным пароходам лед нипочем – он лишь с шумом разбивается о борт. Помню, в годы работы в рыболовецком колхозе Саркана бака наш рыболовецкий траулер Аугустс Берзиньш возвращался из Африки к родным берегам. Когда проходили пролив Зунд между Данией и Швецией, слышался характерный звук трения льда о корпус судна. Я сидел в теплой капитанской каюте и слушал музыку популярной тогда группы Бакара. С тех пор всегда, заслышав звуки этой музыки, я вспоминаю шум трения льда о корпус нашего Аугуста Берзиньша.
Комментарии (0)