Страна, берега которой омывает море, не может быть мала, ведь ей открыт целый мир. (К. Ульманис). Имя Латвии неразрывно связано с морем. С древних времен латыши были превосходными мореплавателями и судостроителями.
Сила Латвии в земле, могущество – на море
0Несмотря на то, что власть имущие им часто запрещали самим отправляться в море, латышам удалось открыть свое национальное мореходное училище и флот. Именно море и связанная с ним деятельность в ходе времени сформировала самобытность жителей Курземе. Во времена, когда в Вентспилсском порту успешно велось хозяйствование, город и регион процветали. Когда же жизнь в порту затихала, это отражалось и на городе. Латыши – это не только пахари и крестьяне, но также люди, обладающие сознательностью, упорством и гордостью мореплавателей. Имя Вентспилсского порта несли в мир разные знамена – начиная с черного рака древних куршей и заканчивая современным латвийским флагом.
Боже, береги нас от огня, чумы и куршей!
Уже с 9 века проживающие на территории Латвии древние балты активно занимались судоходством и вели торговлю, а курши в 11–13 вв. были известны как превосходные мореплаватели. Они часто совершали набеги на скандинавские земли, а также вели активную торговлю со Скандинавией и Древнерусским государством. Даже викинги боялись куршей, которые могли дольше всех оказывать отпор вооруженным силам Ливонского ордена.
Наследие герцогства
Вентспилс был главным портом Курземского герцогства, в хозяйственной деятельности которого большую роль играла морская торговля. Герцог Екабс создал крупный торговый флот, строил корабли. Благодаря высокому уровню экспорта из Вентспилсского и Лиепайского портов, развивалась и остальная территория Курземе. На мануфактурах производили самые разные товары. Следует отметить, что туристы по-прежнему ездят в церкви Курземе, чтобы восхититься роскошной резьбой по дереву – работой рук тех самых искусных мастеров, которые декорировали суда, принадлежащие герцогству. Многое с тех времен кануло в Лету, но сохранились отблески, которые сегодня формируют индивидуальность Латвии, например, лев, запечатленный на гербе Латвийской Республики, – наследие времен герцогства.
Латвийские судовладельцы
Мореплавание в Латвии возродилось с отменой крепостного права в 19-м веке, когда Кришьянис Валдемарс призвал латышей самим бороздить морские просторы. Латвийские судовладельцы и моряки, последовав призыву Валдемара, стали самостоятельными в материальном плане и внесли свою лепту в создание латышской нации и получение независимости от немецких помещиков и буржуа, в общей сложности построив более 500 парусных судов дальнего плавания. К сожалению, латвийский флот был практически уничтожен в ходе Первой мировой войны, работа портов приостановилась – входы в Рижский, Лиепайский и Вентспилсский порты были заминированы. В годы войны наш торговый флот потерял около 230 парусников.
Впервые красно-бело-красный
Днем основания Латвийского военного флота считается 10 августа 1919 года, когда при штабе главнокомандующего Латвийской армией было создано Морское отделение. Во время борьбы за свободу в военных действиях использовались частные торговые суда, катера, пароходы и буксиры, которые помогли решить исход многих битв. Создателем Латвийского военного флота является адмирал Арчибальд Кейзерлинг, а латвийский дух в нем закрепил вентспилсчанин – адмирал Теодорс Спаде. В первые годы свободного государства работа порта сводилась практически к нулю.
Под чужим флагом
Ликвидация Латвийского флота началась в 1940 году, когда СССР вторгся на территорию Латвии. В то время часть судов, находившихся в Латвии, была национализирована, тогда как остальные суда навсегда остались за границей. Некоторые суда затерялись на широких просторах СССР. В боевых действиях, которые разворачивались между Германией и Россией, крушение потерпел не один латвийский корабль. Однако наши соотечественники не потеряли навыков мореходства – они стали работать в торговом и рыболовецком флотах СССР.
И вновь красно-бело-красный
В 1989 году был создан Латвийский союз мореходства, задача которого заключалась в том, чтобы восстановить славу латвийских мореплавателей и добиться, чтобы на мачтах судов снова развивался наш флаг, а с палуб доносилась латышская речь. Когда Латвия вернула независимость, экипажи судов, капитаны которых были латышами, отмечали это событие вдали от родины, причем так, что даже убежденные коммунисты были не в силах противостоять национальному духу латышей.
Помощник управляющего Управления Вентспилсского свободного порта Гунтис Тирманис в то время был капитаном Вентспилсского рыболовецкого порта. Он рассказывает, что многие суда, которые согласно документам принадлежали СССР, входили в порт под латвийским флагом.
Однако нотку грусти добавляет тот факт, что сейчас, не считая маленьких промысловых судов, лишь 24 торговых судна бороздят просторы Мирового океана под латвийским флагом. В голосе морских волков, делящихся воспоминаниями о днях, когда они могли плавать под флагом Латвии, слышится печаль от того, что приходится смотреть, как рыболовецкий флот Латвии потихоньку исчезает.
Комментарии (0)