Завершил свою трудовую и профессиональную деятельность один из основателей Администрации Вентспилсского порта, капитан дальнего плавания и один из самых компетентных в портовых делах экспертов – Гунтис Тирманис. Его трудовая биография насчитывает более полувека, из них 28 лет отданы Управлению ВСП.
Полвека в море и в порту
2На этой неделе помощник управляющего Вентспилсским свободным портом (ВСП) Гунтис Тирманис передал дела своим преемникам в отделе Маркетинга. В его кабинете внимание привлекают непривычно пустые полки стеллажей, обычно уставленные папками с информацией. В тех папках можно было найти любой показатель деятельности Вентспилсского порта за все годы независимой Латвии и много информации о других портах Балтийского моря. Сейчас полки пусты, если не считать пары коллективных фотографий в рамках, на рабочем столе – цветы от благодарных партнёров за многолетнее сотрудничество, угощение для гостей, которые заходят, чтобы пожать всё ещё твёрдую руку капитана и пожелать ему не сворачивать с курса ещё много лет. «Уж как-нибудь привыкну», – бодро говорит Гунтис, отвечая на вопрос: будет ли скучать без работы?
Морю и порту он отдал 53 года своей жизни: 25 лет – колхозу Саркана бака, где вырос от четвёртого помощника капитана до капитана больших рыболовецких траулеров и первого заместителя председателя колхоза; и 28 лет – Управлению ВСП.
Один из первых в Администрации
Дом по улице Яня, 19 был его рабочим местом 23 года, а Администрация Вентспилсского порта (нынешнее Управление ВСП) – 28 лет, с 30 марта 1992 года. Тирманис протягивает документ – Решение Вентспилсского городского совета народных депутатов от 26 марта 1992 года о создании предприятия самоуправления Администрация Вентспилсского порта и утверждении в должности его управляющего Альфреда Мачтама. Заместителем управляющего был назначен Гунтис Тирманис. Решению горсовета народных депутатов предшествовало распоряжение Совета министров Латвийской Республики от 29 ноября 1991 года о том, что Министерству морских дел совместно с председателями городских Советов народных депутатов необходимо создать в Риге, Вентспилсе и Лиепае портовые администрации и капитанские службы.
Учреждение портовой администрации состоялось в рабочем кабинете Тирманиса – тогдашнего капитана Рыбного порта. В этой должности Тирманис проработал неполные два года. «Это сейчас у нас один порт, а в советские времена были два – морской торговый и рыбный», – вспоминает Гунтис. Капитан Рыбного порта управлял т. н. Новым рыбным портом, Старым рыбным портом и причалами рыбоконсервного комбината, у которых регулярно швартовались суда-рефрижераторы, заходившие в Вентспилс за рыбой. «В те времена из порта каждое утро уходили на промысел и вечером возвращались по 300 рыболовецких судов местного флота», – вспоминает бывший капитан Рыбного порта.
В Трудовой книжке Тирманиса имеется и запись о трёх годах в должности первого заместителя председателя рыболовецкого колхоза Саркана бака. В те годы колхоз стал продавать треску в Данию, а на заработанную валюту построили морозильник. Правда, Народный фронт тогда решил, что валюту Мачтам и Тирманис положили себе в карман, а шведы якобы построили морозильник за бесплатно. Вспоминая об этом, Гунтис улыбается в свои коронные усы. А тогда они с Мачтамом за это поплатились своими должностями! Правда, профессионал долго без работы не сидел – его практически сразу пригласили на должность капитана Рыбного порта.
Много где бывал, много повидал
Первой задачей вновь созданной Администрации Вентспилсского порта было перенятие морского канала со всеми форватерами, навигационными сооружениями и знаками (маяки, буи и т. д.) у советских военных. Тирманис вспоминает интеллигентного и лояльно настроенного к независимой Латвии капитан-лейтенанта Петрова, который перед этим заведовал морским каналом. «Перенятие канала прошло легко, без каких-либо инцидентов», – вспоминает Тирманис.
Первый год работы Администрация Вентспилсского порта располагалась в двух комнатах в городской думе, на 4-м этаже, затем переехала на улицу Ужавас, 8. А в 1997 году перебрались в нынешнее здание Управления ВСП по ул. Яня, 19. В советское время здесь находился штаб морских пограничников. Тирманис хорошо помнит, как в середине 80-х годов ему пришлось ходить сюда в течение двух недель на обязательную военную переподготовку.
«Много где бывал, много повидал. В Африке на западном побережье, наверно, нет ни одного порта, куда бы я не заходил. В Аргентине проводил много времени… Рыбаки в то время хорошо зарабатывали и получали валюту», – вспоминает капитан дальнего плавания. Интересное время было в его жизни и после создания Администрации Вентспилсского порта. Он участвовал в многочисленных командировках по портам Европы, Скандинавии, где вентспилсчане изучали опыт работы портовых администраций, оснащения портов, создания паромных линий. При его участии в нашем порту в августе 2000 года открылась первая паромная линия, соединившая Вентспилс со шведским портом и побратимом нашего города – Вестервиком.
Представлял интересы Вентспилса
Обязанности заместителя, а позже – помощника управляющего ВСП Тирманису приходилось совмещать с выполнением важного поручения от городского самоуправления – с 1997 по 2009 годы он представлял интересы Вентспилса в совете, позже – в правлении АО Вентспилс нафта и в правлении Латвийского пароходства. В те годы ему приходилось каждую неделю, а то и дважды в неделю ездить в Ригу. «Я досконально знал ситуацию на нефтяном рынке, на рынке судов и другие связанные с этим вопросы», – не без гордости говорит Тирманис.
Это были годы, когда Латвийское пароходство обновляло свой танкерный флот, в составе правления Тирманис принимал решение о строительстве новых нефтетанкеров в Югославии и Южной Корее. Всем нефтетанкерам водоизмещением 52 тысячи тонн дали имена волостей Вентспилсского края. В 2007 году Тирманис ездил на приёмку танкера Таргале. Крёстной танкера стала нынешняя главный архитектор города Дайга Дзедоне. Танкер Таргале до сих пор часто заходит в Вентспилсский порт.
С капитанского мостика – на велодорожку
В круг обязанностей Тирманиса в Управлении ВСП входили Правила порта, портовые сборы, деятельность шипчандлеров, судовых агентов, бункеровочных компаний, работа со стивидорными компаниями, вся портовая статистика. Говоря о статистике, нельзя не упомянуть феноменальную осведомлённость Тирманиса о ситуации в ближайших к Вентспилсу портах. В своё время он около десяти лет участвовал в работе ассамблеи Организации Балтийских портов, оттуда – его многочисленные контакты, благодаря которым он так хорошо ориентировался в работе ближайших конкурентов Вентспилса. Глядя через окно своего кабинета на пустые причалы, Тирманис прячет в глазах грусть…
В ближайшие годы его активность переключится на излюбленный велосипедный маршрут по ул. Саулес, через Приморский парк, до Южного мола и обратно, а зимой – на каток, где теперь сможет предаваться любимым занятиям. Уверена, что его феноменальные знания и опыт ещё пригодятся нынешним портовикам.
Комментарии (2)
Интересно .. Вас скоко крыли матом ...за мат по центу давно бы стал миллиордеом ..
Без шляпы похож на Боярского)))