В первую очередь вентспилсский порт связан с действующими там предприятиями, судами и грузами, и если ты не пребываешь или не покидаешь город по морю, можешь даже не подозревать, что в порту работают также сотрудники Вентспилсского управления Государственной погранохраны.
Вентспилсский порт – это также пограничники
07-й вентспилсский батальон пограничников был основан 13 декабря 1991 года, а годом позже в Микельторнисе открылась первая в Курземе военная часть. Начальником вентспилсского отдельного пункта пограничного контроля стал майор Ивар Козинда, затем с 2014 года уже Вентспилсским управлением Государственной погранохраны (всего в Латвии шесть территориальных управлений) руководил полковник Олев Зутис, а совсем недавно начальником стал лейтенант-полковник Каспар Фишмейстер. Вентспилсское управление Государственной погранохраны отвечает за всю Курземе – не только за наш, но и за порты Лиепаи, Мерсрагса, Рои и Павилосты. К тому же в ведении Вентспилсского управления находится весь морской автопарк, а он довольно внушительный – три корабля и девять катеров, пять из которых, правда, находятся в Риге. Самое крупное судно Валпас уже более года выполняет миссию в Средиземном море, связанную с ограничением миграции. «Конечно, в порту нашей главной задачей является проверка судов, которая в отдельных случаях проводится более тщательно, если дело касается судна, пришедшего из стран, не входящих в Евросоюз. Контроль предусматривает проверку документов, идентификацию личности, работу с базами данных и т. д. В Вентспилсе активное паромное сообщение, правда, оно соединяет две страны Евросоюза – Швецию и Латвию, поэтому в данном случае мы не осуществляем пограничный контроль. Мы выполняем так называемые компенсирующие обязанности, а значит, проводим выборочный досмотр пассажиров. Их списки мы видим ещё до захода парома в порт, поэтому успеваем просмотреть базы данных, проанализировать риски и предпринять соответствующие меры», – поясняет Фишмейстер. В целом регион Балтийского моря можно считать спокойным, так как в нём нет ни одного пути нелегальной миграции. Нелегалы обычно пробираются в нашу страну по суше, однако следует быть готовыми и к другим ситуациям, поэтому постоянно анализируются риски, в результате чего отдельным судам и рейсам уделяется особое внимание. «Если человек уже попал в Шенгенскую зону, он может долго и без больших проблем путешествовать в её пределах, чем люди пользуются, поэтому и осуществляется контроль. Мы задерживали людей, которые, например, незаконно находятся в Европе или у кого закончился срок пребывания. Бывали также случаи подделки проездных документов, или к нам прибывал человек, находящийся в розыске», – поясняет начальник Вентспилсского управления. Он добавляет, что в выполнении должностных обязанностей помогает место расположения непосредственно на паромном терминале, а это является одним из примеров успешного сотрудничества с Управлением Вентспилсского свободного порта.
Нарушения на грузовых судах обнаруживаются редко, так как на них прибывают работающие люди, и от того, насколько верно оформлены документы, зависит их трудоустройство. «На судах обычно строгая дисциплина, к тому же экипаж понимает, что из-за нарушения они могут лишиться работы. Многие члены команды живут в таких странах, где лишение работы сродни приговору. К тому же следует учитывать, что после выявления нарушения может быть наложен запрет, касающийся всех стран Шенгенской зоны и Европы», – поясняет начальник вентспилсского отделения 1-й категории Вентспилсского управления майор Анита Берга. Иногда случается, что у людей именно в Вентспилсе истекает срок действия договора с конкретной компанией, поэтому им приходится отправиться домой. В таких случаях Вентспилсское отделение, размещающееся на Паромном терминале, имеет право выдавать визы. Берга признаёт, что ей не хочется называть обнаруженные нарушения интересными, так как они доставляют лишние хлопоты людям, однако случаются и забавные ситуации: «Например, кто-то по пути в Швецию так повесился, что умудрился потерять одежду. Ещё один человек решил, что для поездок по Европе не нужны никакие удостоверяющие личность документы. И это часть нашей рутины».
В Вентспилсе также располагается морское отделение Государственной погранохраны, или пункт поддержки плавсредств, хорошо просматриваемый с Объездного моста, где сейчас на якоре стоит один корабль, так как с началом зимнего сезона навигации катера вытаскивают на берег. Зимой работы меньше, поэтому организуются разные учения для персонала, которые могут пригодиться для выполнения повседневных обязанностей. «Наверняка настанет момент, когда придётся серьёзно потрудиться и ты должен быть к этому готов. Мне пришлось отправиться на спасательную операцию в первый же день службы, когда бушевал шторм, сломавший мачту на яхте шведского судна. Всем требуется подобный опыт, чтобы понять, с чем связана эта работа», – рассказывает фельдфебель Эльдар Горсан, десятый год служащий в Государственной погранохране. Недавно он побывал в миссии в Средиземном море и понял, насколько мирной гаванью является Латвия. Морской отдел не только осуществляет пограничный контроль и принимает участие в спасательных миссиях, но также, например, помогает Государственной службе охраны окружающей среды бороться с нелегальным рыбным промыслом. Несколько лет назад проверялись сети под Овиши, и с ними, вроде, всё было в порядке – номера лицензий совпадали, размер ячеек – тоже, однако к официальным сетям были присоединены полукилометровые нелегальные... «В них застряла камбала, около 800 кг, и рыбу невозможно было достать, кроме как вырезая по одной. Так мы сидели и вырезали два дня», – вспоминает Горсан.
Одной из функций, которые выполняет именно Вентспилсское управление Государственной погранохраны, но о которой общество недостаточно осведомлено, является радиометрический контроль в порту. Фишмейстер сообщает, что 16 ноября был задержан груз пластиковых отходов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, о чём уже проинформировали в прессе. «На морских воротах установлено ограничение скорости, причём не просто так. Это позволяет измерить уровень радиации. Груз был отправлен обратно в Швецию, так как ввозить его в Латвию запрещено». Фишмейстер считает, что сейчас в управлении задействовано оптимальное число сотрудников, в шутку отмечая, что нет, наверное, ни одного начальника, способного сказать, что ему всего хватает. По сравнению с прежними временами, теперь на помощь приходят разные технологии. «В советские времена вдоль берега была вспахана полоса, на которой дежурили солдаты с калашниковыми и за чем-то наблюдали. Пользы от этого не было, ведь в такой ситуации невозможно увидеть, что происходит дальше. Теперь осуществляется видео- и техническое наблюдение, и нам доступна информация обо всех интересующих нас объектах в море. К тому же мы научились лучше анализировать факты и прогнозировать возможное развитие ситуации, что иногда позволяет предвосхищать события». Именно в Вентспилсе находится Центр координации операций на море, который контролирует территориальные воды Латвийской Республики. К тому же используются термокамеры, что значительно облегчает контроль в тёмное время суток. При хорошей погоде на таком расстоянии можно изучить совсем небольшие объекты. К тому же Государственная погранохрана пользуется высоким доверием общества, поэтому, если возникнут ситуация, которую следует проверить, местные жители сообщат об этом, – уверен начальник Вентспилсского управления
Иммигранты в костной муке
Несколько лет назад в Вентспилсский порт зашло судно с грузом костной муки. Пока оно ждало разрешения на разгрузку, было решено его досмотреть. Подозрения оказались обоснованными, так как в трюмах между мешками с костной мукой пряталось много нелегальных иммигрантов. «Мешки были уложены так, что образовывали практически дом. В трюмах были коридоры и комнаты, в которых и обитали люди, ожидая, как сложится их судьба. Произошло два таких случая, причём в одном из них человек умудрился сам выбраться и добраться до полиции», – рассказывает начальник вентспилсского отделения 1-й категории Вентспилсского управления майор Анита Берга. Теперь судам такого профиля уделяется особое внимание, и пограничники контролируют процесс разгрузки, проверяя, не прячутся ли в трюмах незваные гости.
В Вентспилсе расположен и Морской отдел или пункт поддержки плавсредств Госпогранохраны.
Из Центра координации операций на море на большом расстоянии можно изучить совсем небольшие объекты.
По необходимости в проверках в порту и не только участвуют специально обученные собаки, которые не раз помогали обнаружить нарушения.
Совсем недавно начальником Вентспилсского управления Государственной погранохраны стал лейтенант-полковник Каспар Фишмейстер.
Комментарии (0)