18 января 2013 года во время программы Без цензуры на канале ТВ5 советник министра иностранных дел Сандра Сондоре-Кукуле высказалась по поводу работы латвийских портов. К сожалению, в ее словах было много неверной информации, поэтому Управление Свободного порта считает своей обязанностью прокомментировать хотя бы часть прозвучавших в эфире утверждений.

Когда факты не совпадают с мнением инвесторов

Сначала С. Сондоре-Кукуле критиковала работу портов, ссылаясь якобы на мнение зарубежных инвесторов. Однако факты свидетельствуют об обратном. По крайней мере в отношении Вентспилса. В период с 2000 по 2011 годы в предприятия Вентспилсского свободного порта (ВСП) был инвестирован 361 млн латов частного капитала, к тому же в основном это были зарубежные инвестиции. Среди крупнейших предприятий с зарубежным капиталом – ООО Baltic Coal Terminal, ООО Bucher Schoerling Baltic, ООО Noord Natie Ventspils Terminals, ООО Malmar Sheet Metal и др. В уставном капитале вентспилсских предприятий зарегистрированы инвестиции из 32 стран. Объем прямых зарубежных инвестиций на одного жителя в Вентспилсе составляет 3 213 латов, что на 33,5% больше, чем в среднем по Латвии.

Интерпретация данных вводит в заблуждение

Представители Партии реформ уже давно приводят Таллинский порт в пример по расходованию прибыли. В передаче С. Сондоре-Кукуле также придерживалась этой позиции, утверждая, что Таллинский порт в качестве дивидендов пополнил государственный бюджет Эстонии на 40 млн евро. Эта информация неверна. Из финансового отчета Таллинского порта следует, что общая прибыль Таллинского порта в 2011 году составляла 42,7 млн евро, а в качестве дивидендов было выплачено 20 млн евро, 5,3 млн евро составил налог на дивиденды. В то же время Таллинский порт вернул почти 22 млн евро в виде средств из фондов ЕС и государственных дотаций. С одной стороны, порт платит в госказну дивиденды, а с другой – государство поддерживает работу порта, вкладывая государственные и европейские средства.

Отметим, что структуру прибыли Таллинского порта нельзя сравнить ни с одним латвийским портом, так как большую часть доходов составляют пассажирские взносы паромных линий и доходы от продажи электроэнергии, а управления латвийских портов этим не занимаются. Ни один порт Латвии не может привлечь такой паромный пассажиропоток как Таллинский. Это благодаря географическому расположению Таллинского порта, в основном за счет близости к Финляндии. С этим обстоятельством латвийские порты конкурировать не могут.

Оценивая грузооборот ВСП, Таллинского и Клайпедского портов на 1 га площади, используемой для обеспечения работы порта, Госконтроль обнаружил, что показатель эффективности у ВСП на 28–32% выше, чем в Клайпедском, и на 40%–42% выше, чем в Таллинском порту.

По закону, прибыль латвийских портов направляется на развитие, а это значительные проекты инфраструктуры, требующие огромных финансовых ресурсов, без этого порты не могут поддерживать свою конкурентоспособность. Такие инвестиции производит и Таллинский порт.

Объективная и субъективная оценка

В передаче были превратно интерпретированы и результаты исследования Financial Times, в котором ВСП занял 2-е место среди портов, работающих в свободных экономических зонах, и 7-е место в общем списке.

Сондоре-Кукуле ошибочно полагала, что порты сами платили за участие в исследовании. Это не соответствует действительности. Журнал fDi Magazine является дочерним предприятием уважаемой британской финансовой газеты Financial Times, уже многие годы специализирующейся в оценке разнообразных экономических тенденций. Издание привлекает группу признанных экспертов, которые лично, а также под именем Financial Times подписываются под результатами, подтверждая их значимость. Участие в оценке свободных экономических зон является добровольным и бесплатным. Поясним, что свободная экономическая зона является территорией с облегченным налоговым режимом, и этот статус имеют не все порты мира. Например, им не обладают упомянутые в передаче крупнейшие порты Западной Европы и США, поэтому они не могли участвовать в исследовании.

А в качестве объективного исследования С. Сондоре-Кукуле приводит опубликованный на Всемирном экономическом форуме индекс логистики и индекс глобальной конкурентоспособности. Например, в последнем оценка инфраструктуры латвийских портов заняла 51-е место (Эстония – 18-е, Литва – 44-е). Звучит, действительно, шокирующе. Однако прежде чем в очередной раз втаптывать в грязь национальную бизнес-среду, что производит негативное впечатление на зарубежных инвесторов, призываем повнимательнее приглядеться к методике составления индекса. Хотим обратить внимание на тот факт, что в основе данных исследования лежат не соизмеримые показатели стран, а опросы представителей отдельных предприятий или чиновников относительно бизнес-среды. Соответственно, индекс составлен на мнении отдельных людей. Опубликованный Экономическим форумом индекс конкурентоспособности показывает субъективную оценку экономической среды со стороны предпринимателей каждой страны.

 

К тому же факты говорят сами за себя и противоречат индексу конкурентоспособности. Если инфраструктура латвийских портов хуже инфраструктуры в Эстонии и Литове, почему тогда латвийским портам удалось привлечь больше всего грузов, почему рост грузооборота наблюдается в портах Латвии, а в Эстонии и Литве – спад? Что заслуживает больше доверия – то, что владельцы грузов выбирают худшее, или что объективное исследование вовсе не такое объективное?

 

В целом мы ценим интерес политиков и СМИ к работе латвийских портов, что означает понимание значительного вклада портов в народное хозяйство Латвии.

 

Имантс Сармулис,

управляющий Вентспилсским свободным портом.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: