Лаурис Лизбовскис, многолетний спортивный журналист, телеведущий и в сердце вентспилсчанин, на прошлой неделе вернулся из поездки на польско-украинскую границу. Туда он доставил гуманитарную помощь, а на обратном пути взял в машину украинских военных беженцев.
На границе – суровая реальность
0Из Латвии к украинско-польской границе отправилась компания, объединённая общей целью – помочь жертвам украинской войны. Лаурис Лизбовскис, который провёл эти дни за рулём, также откликнулся на призыв поучаствовать. На своей странице в Facebook мужчина поведал, как всё прошло, а также рассказал Вентас Балcc.
Благотворительная поездка на украинско-польскую границу, в которой участвовали волонтёры и представители общества Tavi draugi, превратилась в телевизионный проект, так как вместе с волонтёрами в путь отправилась съёмочная группа, и вскоре всё пережитое будет показано на телеэкранах.
Лаурис рассказал, что отъезд состоялся в пятницу, а возвращение домой – в понедельник. Большинство дней прошли на колёсах всего с одной полноценной ночёвкой. Удалось побывать на двух пограничных контрольно-пропускных пунктах и в двух центрах помощи беженцам неподалёку от КПП.
Перед отъездом из Латвии все четыре машины были загружены пожертвованиями – вещами, в которых очень нуждаются пострадавшие в военных действиях украинцы.
В ходе беседы Лаурис неоднократно упоминает, что логистика – то, как согласовываются транспортировка и доставка грузов, как организуется перевозка беженцев, – очень сложна. На границе работают латыши, литовцы, поляки и представители других стран, активно поддерживая связь и стараясь координировать все процессы. Задача непростая, ведь у просителей убежища разные пункты назначения, необходимо планировать транспорт, его вместимость, маршрут, временно размещать людей, если поездка невозможна сразу, – перечисляет Лаурис, добавляя, что ситуация постоянно меняется, и объём информации огромен.
По словам Лауриса, в страны Балтии в основном едут те военные беженцы, у которых здесь живут родственники, друзья и знакомые. Большинство остальных предпочитают двигаться на запад.
Ситуация на пограничных пунктах очень разная. В местах, где поток меньше, всё выглядит более перспективно. Но в любом случае происходящее драматично, – говорит Лаурис. Люди переходят границу с какими-то сумками, держа детей за руку. Есть и старики, прошедшие, скорее всего, несколько десятков километров. Труднее всего наблюдать это ночью, когда темно и морозно. Некоторых на границе встречают, но есть и те, кто не знает в каком направлении идти или кому некуда податься. Центры помощи переполнены. Так как места на всех не хватает, некоторые ждут снаружи, закутавшись в одеяла. Там, где останавливаются автобусы, огромные очереди. Люди стоят и мёрзнут. Многим беженцам всё равно, куда их повезут, лишь бы не замёрзнуть. И это не говоря об ужасах, которые люди переживают в зоне боевых действий.
Тяжелее всего Лаурису было наблюдать за подростками. Маленькие дети воспринимают происходящее, скорее, как экскурсию, им нравится играть друг с другом, а взрослым помогают зрелость и жизненный опыт. «Зато в глазах подростков я увидел отчаяние… Растерянность и чувство ужаса. Слёзы наворачиваются на глаза», – эмоционально рассказывает Лаурис. По его словам, истории людей очень схожи. Никто не понимает, почему это происходит, все в шоке, в отчаянии, многие утратили надежду.
В машину, которую вёл Лаурис, сели женщина с дочкой. Их увезли в Литву – там живёт вторая дочь и есть где остановиться. Более десяти человек, принятых в другие машины, были доставлены в Латвию.
«Я обязательно сделаю это снова, если представится возможность», – говорит Лаурис в конце беседы.
Фото: «На снимке мы с оператором Юрием. Привезли маму с дочкой к их старшей сестре/дочери Кате, которая живет в Молетае. Винета Медне осталась за кадром», – пишет Лаурис Лизбовскис на своей странице в Facebook.
Комментарии (0)