Как Вентспилсский свободный порт оказался с непогашенными долгами, как оценивать инициативу режиссёра Херманиса Без партий и осуществляемое правительством сжигание денег – на эти и другие вопросы читателей и журналистов отвечает Айварс Лембергс.

Видеоверсию интервью (на латышском языке) можно посмотреть на латышской ветке портала ventasbalss.lv, где любой желающий также может задать в комментариях вопросы для следующего разговора.

– Министр сообщения Атис Швинка решил не передавать на рассмотрение ы Госказне вопрос о списании долгов правления Вентспилсского свободного порта (ВСП). Упоминается сумма не менее 15 млн евро, но фактически долги перед кредиторами составляют 19 миллионов. Можете объяснить, что это за долги и как они возникли?

– Вот уже почти шесть лет, как Управление свободного порта является на 100% государственным учреждением. Следовательно, главный ответственный за его надзор – никто иной, как министр сообщения, в данном случае Атис Швинка. Поэтому, если Швинка считает, что подведомственное ему учреждение может не возвращать кредиты, – это решение Швинки. Управление свободного порта имеет тот же статус, что и Служба госдоходов, Министерство финансов, Государственная полиция и т. д.

Почему же возникла такая ситуация? С начала 2020 года я больше не являюсь председателем правления ВСП. С тех пор результаты его работы существенно ухудшились. Приведу несколько цифр: в 2019 году прибыль управления составляла почти 7 млн евро. В следующем, 2020 году, прибыль снизилась до чуть более трёх миллионов – на четыре миллиона меньше. А в прошлом году Управление свободного порта (уже находящееся под ответственностью Швинки) показало убытки – почти миллион евро.

Имея прибыль 7 миллионов в год, сможете ли вы за десять лет вернуть кредит в 30 миллионов? Совершенно спокойно, даже быстрее. Если прибыль 3 миллиона, можно ли вернуть кредит за 15 лет? Скорее всего, да. А если под руководством Швинки вы несёте убытки (миллион в год), сможете ли вернуть кредит? Нет. Таково решение Швинки. Ведёт ли это к банкротству ВСП? Возможно. Опять обанкротится что-то государственное? Это уже не будет чем-то новым.

– Как можно решить эту ситуацию?

– Решать должен Швинка и Кабинет министров, никто другой. В данный момент Вентспилсская дума не имеет ни малейшего отношения к Управлению свободного порта. И ещё одно: господин Швинка говорит о 100-миллионных инвестициях в Вентспилсский порт. Но такие инвестиции абсолютно не нужны. Причалы в порту новые, судоходные пути тщательно углублены и расширены, и Управление ВСП способно выжить. А вот чего действительно не хватает – так это других хозяев!

– Если бы самоуправление захотело, есть ли у него какие-то инструменты, чтобы повлиять на происходящее в порту?

– Нет. Хозяин Вентспилсского свободного порта – министр сообщения Атис Швинка, а его главный начальник – премьер-министр Силиня из Нового Единства.

– Говоря о государственной политике: до избрания нового Сейма остался год. Как Вы оцениваете деятельность парламента?

– Об этом говорит социология. Положительная оценка, по-моему, ниже 10%, что чрезвычайно мало, ведь работа Сейма фактически коррелирует с работой правительства. Оценка вклада министров, премьер-министра откровенно отрицательная, и это понятно.

Например, любая страна должна стремиться к дешёвым ресурсам. Приведу два примера. В среднем в Евросоюзе цены на газ примерно в четыре раза выше, чем в США. Заправить бак бензином в Америке можно втрое дешевле! Если бы у вас газ стоил в четыре раза меньше, а топливо – втрое, разве у вас не оставалось бы больше денег? А Латвия вместо того, чтобы искать дешёвые ресурсы, ищет дорогие!

Далее. Трамп ездит по миру и привлекает инвестиции. Недавно он заявил, что уже привлёк 18 триллионов (!) долларов. А вы слышали хоть об одной поездке Силини, из которой она бы привезла хотя бы доллар инвестиций? Таких фактов нет. Она поболтает, поест, выпьет, пожмёт руку, сфотографируется и считает, что работа сделана. Ей бы поучиться у Трампа. Сейчас он находится в Восточной Азии. Почему, например, Силиня не едет вместе с нашим стратегическим партнёром? Тогда, возможно, из этих триллионов удалось бы привлечь хотя бы миллиард для Латвии.

Мировая экономика растёт в среднем на 3% в год, а Латвия – на 1%. В США рост превышает 3%, в Китае – свыше 4%. Латвия развивается в три раза медленнее, чем мир в среднем! На что мы тогда претендуем? С каждым годом мы всё больше отстаём от своего прежнего уровня. В этом отношении Евросоюз в целом демонстрирует исключительно плохие результаты. Доля Европы в мировом ВВП 14 лет назад составляла около 25%, сейчас – 17%. Штаты выросли с 23% до 26%.

И последнее число – не буду больше мучить! Доля Китая выросла с 7% до 17%. Китай обошёл ЕС. Европа со своей экономической политикой потерпела фиаско. Трамп делает всё, чтобы сохранить и развить Америку как ведущую державу. Думаю, у него получится. Китай, конечно, тоже не собирается сдавать позиции, а, напротив, укрепляет их. Так что мы являемся свидетелями крупных глобальных перемен, но находимся в лагере европейских стран, которые безнадёжно отстают.

– Вы не раз выдвигались как кандидат на пост премьер-министра, но сам пост не занимали. Впереди снова выборы. Не начинают ли избиратели снова просить Лемберга участвовать в избирательном процессе?

– Чтобы стать премьером, нужно иметь большинство в парламенте. С 2006 года такого сочетания сил, при котором я мог бы получить большинство голосов в Сейме, не было. Претендовать просто ради вида, когда подобная комбинация невозможна, бессмысленно. Вот Кариньш смог собрать более 50 голосов, он и стал премьером. Силиня собрала, и занимает пост. Это может сделать любой, кто соответствует формальным критериям. Надо быть старше восемнадцати лет – и всё. Но чем больше в правительстве людей, обделённых Богом, тем хуже результат. Посмотрите на Швинку: ну вообще никакой! (В этом месте интервьюируемый использует более колоритные выражения, которые не публикуются в печати – Прим. ред.) До него был Бришкенс – полнейшее безумие… За что они отвечают? За Rail Baltica? Расходы выросли с 1,2 миллиарда до 12 миллиардов! Для этого много ума не надо. airBaltic – полмиллиарда сожжённых денег. Ваших, моих и остальных налогоплательщиков. И они продолжают сжигать Латвию. Не нужны ни вторжения, ни танки, ни ракеты, ни дроны. Эти идиоты в Риге жгут Латвию [финансово]. Получают ли они за это деньги? Возможно. Но я думаю, скорее, из-за глупости.

Завершая вопрос о посте премьера – может, вы не знаете, но мне уже 72 года. Не хотел бы дожить до состояния, как у президента Камеруна, которому 95. Но, так сказать, «Никогда не говори никогда

– Режиссёр Алвис Херманис и другие интеллектуалы выступили с инициативой Без партий, утверждая, что нынешняя партийная система себя исчерпала. Как Вы это оцениваете?

– Речь идёт о мажоритарных округах. Кстати, последний Верховный Совет, в котором мы принимали декларацию о восстановлении независимости Латвии, был избран именно по такому принципу – в одномандатных округах. В Вентспилсе было четыре округа, в одном из них избрали меня; в Вентспилсском районе – ещё два. Так что данный принцип уже существовал, и я считаю, что у подобного предложения есть право на существование.

У сего принципа есть большое преимущество: если бы, например, меня избрали депутатом Сейма от Парвенты, я точно знал бы своих избирателей – мог бы обойти всех, каждому пожать руку. Мы знакомы. А сейчас кто знает своих депутатов? Никакой личной ответственности. Да, управлять таким парламентом было бы сложнее, но ничего невозможного в этом нет. В целом я бы поддержал такую систему.

– Можно ли ожидать, что такие предложения найдут отклик среди широкой общественности?

– Думаю, большинство отнесётся к этому весьма скептически. Любая инициатива должна иметь лидера. Кто там лидер? Дидзис Шмитс?! Херманис – государственный деятель? Пока он этого не показал. Руководить театром – для этого, безусловно, нужен талант. Например, Зеленский – шоумен, но этого недостаточно, чтобы управлять государством, да ещё и успешно. Однако я не утверждаю, что у Херманиса нет лидерских способностей – это только жизнь может показать.

Вопрос от читателя из Пририжья:

– Каким образом в Вентспилсе, единственном в Латвии, удалось построить безопасные и всем понятные ротационные круги?

– Кстати, это было вовсе не просто. На кольцах у моста возникали большие проблемы, потому что людей, когда их учат вождению, не обучают правильно проезжать ротационные круги. Потребовалось довольно много времени, пока вентспилсчане и гости города научились ездить по кольцам!

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: