Возле ветряной электростанции в Платене жилец соседнего дома на выходных нашёл мёртвую птицу. На данный момент тушка направлена ​​на экспертизу для установления причины гибели, однако эксперты предполагают, что крыло орла было сломано лопастью ветрогенератора.

Мёртвого орлана-белохвоста нашёл житель, который в выходные отправился гулять с собакой возле одной из ветряных электростанций, построенных на лугу Платене. Собака обратила внимание хозяина на лежавшую на земле замёрзшую птицу, которая, возможно, при других обстоятельствах осталась бы незамеченной.

Кроме того, житель сообщил о находке специалистам Управления охраны природы (УОП), которые незамедлительно отреагировали и прибыли в Платене. В настоящее время идёт экспертиза для выяснения причины гибели птицы. Орнитолог Янис Кузе объяснил Вентас Балсс, что погиб орлан-белохвост, охраняемая в Латвии птица. Директор Курземской региональной администрации УОП Даце Самите подчёркивает, что «повезло зафиксировать происшествие до того, как хищные животные съели птицу. Это даёт возможность точно определить вид пернатого и причину смерти». А житель Платене, пожелавший остаться неизвестным, говорит, что находит в этом месте уже второго орлана. Кроме того, мужчина уверен, что был и третий случай, но звери успели уничтожить тело птицы – осталось только крыло.

Мёртвый орлан был найден примерно в 20 метрах от ветряной электростанции, которая находится ближе к лесополосе. «При визуальном осмотре мы обнаружили, что крыло сломано у основания. По сути, это означает, что птица с таким крылом не может летать, что позволяет сделать достоверное предположение – травма произошла возле ветряка», – говорит Самите, добавляя, что в 2020 году на этой ВЭС тоже была зарегистрирована гибель охраняемого вида.

Кузе сообщает, что это третий известный ему случай гибели орлана на вэс в Латвии. При этом орнитолог добавляет: «Пока не проведена экспертиза, утверждение, что крыло птицы было сломано лопастью, остаётся спекулятивным». Кюзис поясняет, что найденная птица не окольцована и является ещё молодым орланом.

Специалисты по охране природы, комментируя случай, указывают, что действующая в настоящее время процедура, которая в одних ветропарках вообще не предусматривает наблюдений, а в других местах является обязанностью владельцев ветропарков, не даёт объективной информации. Однако, чтобы спланировать строительство и эксплуатацию так, дабы ущерб живой природе был как можно меньшим, специалистам критически необходимы данные. Это особенно актуально в настоящее время, когда сеть ветропарков на территории Латвии, в том числе на морском побережье, становится всё более густой, причём есть планы по строительству ВЭс и в лесных районах Латвии. «Если бы у нас осуществлялся качественный мониторинг, был бы другой уровень информации, на основе которой можно принимать решения о развитии сети ВЭС», –говорит Кузе.

Орнитолог добавляет, что сейчас идёт ориентация на зарубежные данные, но ситуации не всегда сопоставимы, и каждое место имеет свою специфику. Кроме того, зарубежная практика доказывает, сколь выбор места очень важен. В качестве примера можно привести конкретный случай в Норвегии, где погибли сотни птиц после того, как в неподходящем месте была построена ВЭС. Также Кузе добавляет, что современные технологии в сочетании с качественными исследованиями позволяют снизить возможный ущерб живой природе. Лопасти ветряков специально окрашиваются, устанавливаются радарные системы, а также применяются другие технологические решения. На вопрос Вентас Балсс, почему в настоящее время в Латвии целенаправленно не проводится более широкий мониторинг в районах возможного строительства ветропарков, Кузис отвечает, что «об этом надо спросить у Министерства охраны окружающей среды и регионального развития».

Между тем, Самите подчёркивает, что оценка воздействия на окружающую среду для упомянутой ВЭС в Платене была проведена давно и в упрощённом порядке; также не проводился мониторинг погибших птиц во время эксплуатации. Именно поэтому в настоящее время управление разрабатывает рекомендации о том, как оценивать воздействие ветряков, в том числе на пернатых. «В некоторых случаях мы замечаем гибель этих крупных хищных птиц, но пострадали и многие другие виды», – поясняет представитель Курземской региональной администрации УОП. Она также подчёркивает специфику Вентспилсского региона, где большие площади лесных угодий предназначены для строительства ветряных электростанций. По мнению Самите, важно прямо сейчас провести исследование, чтобы определить, какая из территорий всё же должна быть определена как заповедная, а где ущерб живой природе не так велик. Так, например, во многих европейских странах, где развитие ВЭС происходит уже достаточно долго, вокруг мест гнездования орланов определена заповедная зона в радиусе двух-трёх километров, при этом детальное исследование ведётся в радиусе шести километров.

Однако, возвращаясь к конкретному случаю, природоохранники призывают охотничьи коллективы, территории которых расположены вблизи ветропарков, не оставлять там внутренности добытых животных, так как это может служить дополнительным фактором, привлекающим хищных птиц.

Вклад Фонда поддержки СМИ из средств государственного бюджета Латвии. За содержание материала отвечает ООО "Вентас Балсс".

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: